Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Новый Вавилон или Энергетический материализм в духовной жизни

Автор Владимир, 15 октября 2007, 15:32:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Владимир

Что такое материализм? Мы привыкли употреблять это понятие, совершенно не задумываясь о его точном содержании. Мы имеем расплывчатое, но довольно устойчивое представление о материальности, вещественности, реальности мира. Материальное – это нечто такое, что можно потрогать, взвесить, переместить. Нечто такое, что не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда, а только перетекает из одних форм в другие. Материальный мир доступен нашему восприятию и воздействию через органы (инструменты) наших чувств. И он, как известно из философской классики материализма, существует объективно, то есть независимо от воспринимающего его субъекта. Миру этому присуща, как свято верят материалисты, двоичная логика: «да» или «нет», – третьего не дано.
Вот платформа здравого смысла, абсолютный критерий реальности для большинства ныне здравствующих жителей Земли. И не только так называемых «атеистов». Внимательно рассматривая содержание распространенных оккультных верований, мы обнаруживаем внутри их пестро раскрашенных и щедро надутых оболочек все тот же старый добрый железный материалистический каркас.
Как известно, общим местом всех популярных мифов о потустороннем мире является признание объективного существования тонкой, недоступной обычным чувствам и физическим приборам субстанции. В зависимости от историко-мифологической окраски данного верования, ее именуют «энергетикой», «праной», «ци» или как-то иначе. Эта субстанция считается духовной, и вера в ее реальность противопоставляется грубому материализму. Люди, называющие себя экстрасенсами и другие, обучившиеся в той или иной степени ощущать эту тонкую среду и производить над нею известные манипуляции, заявляют о выходе тем самым за пределы материального. Подобным образом мыслят и «верующие», когда представляют в своем воображении потоки небесной благодати и рассуждают о «намоленных» (так и хочется сказать «заряженных») священных предметах. Все это – тонкий или духовный материализм.
Автор ничуть не желает опровергнуть существование упомянутых субстанций и их проявлений. Тем более, что за его плечами – достаточно солидный опыт изучения и воспроизведения экстрасенсорных феноменов, полностью подтверждающий их реальность. Вопрос в другом: реальность какую?
Каковы критерии реальности вообще? Что мы называем существующим реально? «Это нечто такое, что можно потрогать, взвесить, переместить. Нечто такое, что не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда, а только перетекает из одних форм в другие...» Перетекает – значит, сохраняется. Не появляется и не исчезает – значит, существует непреложно, изначально и вечно, независимо от какого бы то ни было источника.
Вот он, пронизывающий мышление человека до мозга костей, древнейший и суперсовременный, грубейший и тончайший – знакомьтесь: Его Величество Материализм. Высвободиться из железных объятий этого монстра собственным усилием человеческому разуму доступно не более чем барону Мюнхгаузену вытащить себя за волосы из болота или Сизифу доставить камень на вершину горы. Всякое рациональное усилие, направленное на преодоление грубого материализма, сдает «наш разум возмущенный» в плен материализму утонченному... и так до дурной бесконечности.
Вчера мы, рассуждая о законе сохранения тепловой энергии, затыкали ватой щели в окнах.  Сегодня, уверовав в реальность «ауры», озабоченно латаем в ней «дыры», дабы пресечь «отсос» энергии «психической». И считаем подобную практику духовной. Вчера мы учили в школе: «действие равно противодействию», а сегодня провозглашаем «духовный» закон бумеранга (что посеешь – то и пожнешь). Он работает, и работает так же исправно, как третий закон Ньютона в законных его пределах. Но зачем «путать Божий дар с яичницей» и называть духовным нечто материальное?
Виною такой подмены, конечно же, не чей-то злой умысел, а банальное всеобщее недоразумение. А корни этой путаницы растут из недостаточно ясной осознанности того, что есть «материя» и весь этот «материальный» мир в своей сущностной, онтологической основе.
Итак, мы предлагаем читателю, не спеша, проделать вместе путь уяснения следующих общих положений.
1. Фундаментом материализма является рассмотрение мироздания как безграничной и замкнутой, объективно существующей и вечной системы, непрерывно меняющей свои формы с сохранением основы – материи.
2. Наиболее универсальным параметром стабильности материи является энергия. Закон ее сохранения – краеугольный камень материализма.
3. Структура материальной системы (количество и взаимосвязь элементов) оценивается как свойственная этой системе информация.
В отличие от энергии, информация не сохраняется, а с течением времени убывает, стремясь к нулю. Это стремление к энтропии (однородности, бесструктурности, механическому равновесию) очевидно в объектах неживой природы. Живые существа своим поведением и развитием откровенно нарушают этот мертвый закон. Данный факт причиняет немалую головную боль тем исследователям жизни, которые упорно держатся последовательного материализма. Они вынуждены изобретать невероятные ухищрения, чтобы представить это жизнетворчество протекающим без Творца. Тогда все должно сводиться к механическому копированию информации, взявшейся неизвестно откуда (или из вышестоящих тонкоматериальных сфер) с сохранением энергии. В интерпретации материалистов духовных – «энергоинформационный обмен» по замкнутому циклу (вспоминается знаменитое: «как внизу, так и наверху»). А как быть с энтропией? Выручает вроде бы такое понятие, как случайность – «случайные» мутации и «естественный» отбор. Но ученые понимают: объяснить нечто случайностью – значит, никак не объяснить. Как говорил Эйнштейн: «Бог не играет в кости». 
4. Обнаружение нестабильности (асимметрии, несохранения) базовых параметров материи на данном уровне равносильно открытию следующего, тончайшего уровня, на котором материя вновь обретается стабильной, и так без конца.
Вышеозначенный путь до некоторой степени проторила академическая наука, пройдя исторически множество уровней организации материи и полагая границу технологически регистрируемого границей объективно существующего, с возможностью ее бесконечного отодвигания вглубь. Далее этой границы простирается опыт сверхчувственного (экстрасенсорного) восприятия еще более тонких уровней материи. Предел здесь полагается не возможностями технологии, а индивидуальными особенностями и степенью изощрения сенситивных способностей человека. Все эти тонкие материальные уровни объявляются духовными, а вера в их существование и возможность работать с ними как духовная практика противопоставляется физическому, грубому материализму.
Однако,  материализм, грубый или тонкий, – он и есть материализм. «Желтый черт ничем не лучше синего черта» (это сказал В. И. Ленин, конечно же, по другому поводу).
Существует ли альтернатива материалистическому мировосприятию? Можем ли мы дерзнуть помыслить нечто в корне иное? Имеет ли материальная вселенная действительно нематериальный, а не «тонкоматериальный» Источник? Есть ли за пределами или внутри этого «нечто» Некто?
Но вернемся снова к материализму. В первом пункте наших общих положений мы объявили вселенную материалистов замкнутой и одновременно безграничной. Это утверждение может сперва показаться противоречивым. Однако, ситуация проясняется, когда мы глубже вникаем в термин «замкнутый». Что такое «замкнутая система»? Это – не просто нечто изолированное от внешнего мира. Замкнутость, по сути, является синонимом сохранности, стабильности или, говоря математическим языком, симметрии. Замкнутая система, претерпевая изменения в своих частях, остается в основе неизменной. Постоянство это обычно выражается констатацией общих для всех частей системы параметров (масса, энергия и т. п.) и законами сохранения суммарного количества того, что эти параметры измеряют (симметрии по этим параметрам).
Простой пример замкнутой безграничности – движение белки в колесе. Или представление о том, что, сколько ни удаляйся в космос, а там без конца будут все новые и новые миры, сотканные из того же вещества (энергии, пространства, времени...).
Вот это «то же» и есть замкнутость, простертая в дурной бесконечности человеческого воображения.
Возможно, библейский миф о строительстве Вавилонской башни как раз и повествует об этом. Люди вознамерились достичь неба, громоздя камень на камень. И в определенный момент Бог сошел посмотреть на дело рук их. И тогда строители лишились общего языка, перестали понимать друг друга, и башня благополучно рухнула. Поверхностное прочтение мифа трактует этот исход как неудачу и извлекает отсюда примитивную мораль типа «не лезь...». На самом же деле все наоборот: строители Вавилонской башни достигли цели, но не человеческим, а Божественным образом. Явление Бога отняло у людей их единый язык – набор фундаментальных констант, и рухнула башня – материалистическая вера в безграничный и замкнутый этими константами мир.
Наше скромное исследование в чем-то напоминает это Вавилонское столпотворение. Мы так же старательно карабкаемся на высоты тонкого материализма, чтобы, в конце концов, раскрыть его несостоятельность.
В каких областях человеческой жизни тонкий (или духовный) материализм правит свой бал? Это, прежде всего то, что называют «духовными» практиками. Существует громадное количество «космоэнергетических», «энергоинформационных» и т. п. практик и школ. Все они, даже при их известной взаимной непримиримости, образуют достаточно однородный конгломерат в общем плане миросозерцания. Многие из них открыто декларируют свой материализм, провозглашая нечто вроде: «нет Бога, кроме Единого Закона, Великого Принципа, Универсальной Энергии и т. п. ». Другие маскируют материализм под духовность. Тогда много говорят о Божественном, о любви, истине... Но на практике получается все то же: сплошные манипуляции тонкоматериальными субстанциями и объектами. Прочистка «чакр», установка «защит», подключение к «каналам», накопление «энергий» и прочее в этом роде без конца. Отодвинув границы материального за рамки научно корректных понятий, современные «маги» вовсю используют псевдонаучный язык. Надо же как-то обозвать то материальное, что официальная наука пока еще материальным не признала. Вот и являются миру все эти «психо¬био¬энерго¬информа¬ционные», «микро¬лептонные» и «торсионные» поля и сущности. Популярное нынче наименование «энерго¬информа¬ционный обмен» само за себя говорит. Сведение всего на свете (в том числе и самой жизни) к любым, пусть даже невидимым, обменным процессам и есть материализм.
В чем же кроется привлекательность подобного мироощущения? Не только в его доступности и нашем неискоренимо безбожном воспитании. И даже не в мировом разгуле  технократии. Смотреть надо в корень.
Что дает материализм человеческому самомнению, так называемому «эго»? Опору. Возможность самоутверждения. Иллюзорную стабильность материала, из которого  ты можешь лепить все, что пожелаешь. Податливость, пластичность безликой массы. Закономерность, предсказуемость хода событий (по крайней мере, ожидаемую). Упоение властью над вещами (и живыми существами, воспринимаемыми как объекты). На эту приманку ловится ребенок в первые дни своей жизни. Игрушку можно теребить пальцами, кусать, ломать, бросать. Это тебе не личность – источник непредсказуемого. В замкнутом, однородном и стабильном, энерго¬информа¬ционном материалистическом мире тебе не встретится Некто. А Нечто, составляющее собою этот мир – всегда в твоей власти. Нажимай на кнопки (читай заклинания, качай энергетику...) и наслаждайся результатом. При этом ты можешь даже и не знать, как «машина» устроена и как она работает. Достаточно наличия примитивной схемы, связующей действие оператора (нажать там и там) и результат на выходе. Как тут не вспомнить деревенскую магию и тесно связанный с ней набор псевдохристианских суеверий...
Но процесс порабощения человека духом материализма с этого только начинается. Привычка – вторая натура (с какого-то момента, возможно, первая). Человек, привыкший манипулировать объектами материальной среды, сам меняется внутри. На эту тему есть сказка. Сидит Кощей, стережет несметные сокровища. Тут, как положено, является добрый молодец, и давай с ним драться. Бьются они, бьются, одолевает молодец Кощея, уже готов ему голову снести. В последний момент Кощей умоляет его выслушать. И открывает тайну: в свое время он, Кощей, был таким же витязем. А Кощеем тогда был другой. И вот, сразив того Кощея, витязь стал разглядывать сокровища, а потом их перебирать. И сам не заметил, как превратился в Кощея! И теперь, открыв тайну, он просит молодца ни в коем случае к сокровищам не прикасаться...
Возможно, на это же намекает библейский рассказ о вкушении плода с древа познания и последствиях этого события для Адама и Евы, олицетворяющих собою человеческий род. Материалистичное восприятие сущего образует тончайшую плоть нашего мироощущения. Те самые ризы кожаные, в которые прародители были облачены в момент изгнания из рая. И любые попытки духовного искателя вырваться за пределы физической плоти ведут его в плен плоти утонченной. Отсюда категорический религиозный запрет самоубийства. Задача духовного витязя – не убить Кощея (бессмертного!), а, испытав в бою, постичь его тайну.
Материализм – не просто философская концепция. И материалистический дурман начинается и заканчивается далеко не там, где нам раньше казалось. Далеко не в пределах известного сегодняшней науке физического мира. Материализм нефизической природы пронизывает тончайшие уровни человеческого существа. Он взимает свою дань даже с этих наших рассуждений. Ведь любые разговоры о процессах, протекающих на тех или иных уровнях, – не что иное, как чистейший материализм. И не только разговоры...
Цель наша, однако, не в том, чтобы изобличить и обругать материализм или попытаться его опровергнуть. Существуют сферы человеческой деятельности, немыслимые вне материалистической основы, и их – подавляющее большинство. Весь социум испокон века стоит на договорно-обменных отношениях. А вот область исканий духовных не столь однозначна.
Так называемые языческие религии (в их дошедшей до нас форме), на первый взгляд, предлагали механистическую схему мироустройства. Питание богов жертвоприношениями, круговорот и взаимодействие стихийных сил – классический замкнутый цикл. Но поставить клеймо материализма на язычество окончательно мы, все же, не имеем права. Кто знает, каков мог быть тайный подтекст «энергообменных» ритуалов и на что намекали жрецы под видом «кормления» своих богов... Тем более что сами эти боги, скорее всего, не представлялись «сгустками энергии», как это модно у неоязычников современных. Божества древних индийцев, скандинавов, славян и греков олицетворяли собою те или иные аспекты проявления Единого Бога, Источника всяческих энергий. А какая Ему нужна «подпитка»? И «сражения» богов, их  «ссоры», «интриги», «клятвы», «договоры», и прочая «божественная» суета древних мифов – наверняка  сплошная аллегория. Система иносказательных сообщений о мире духовном, ключи которой, в большинстве, утеряны...
В Библии, где идея Единого Бога заняла исключительное положение, также описаны жертвоприношения. Но искушение истолковать их как феномен «энергоинформационного обмена» здесь уже слабее. Все ветхозаветные тексты, а в особенности, псалмы Давида, исполнены духом совершенно бескорыстной самоотдачи Богу. В некоторых, наиболее вдохновенных фрагментах псалмов, этот порыв достигает готовности человека быть поглощенным без остатка. «Возьми меня, Господи!» – этот молитвенный призыв звучит то прикровенно, под видом просьбы о защите от врагов, а то и с потрясающей откровенностью. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» (Пс.58,2). «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс.41,2). «Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя» (Пс.62,9). «Твой есмь аз, спаси мя» (Пс.118,94). «Изведеши мя от сети сея» (Пс. 30,5). «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» (Пс.141,8). «...Исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог» (Пс. 63, 7-8). Ясно, что все эти «враги», «сети» и «темницы» находятся вовсе не где-то снаружи...
А жертва Авраама? Имя Авраам в переводе значит «Отец множества», а имя его сына,– Исаак, – «Смех».  Приводим фрагменты этого сюжета из книги Бытия: 
«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
Бог же сказал Аврааму: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него... (Быт. 17; 17,19)
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе...
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего...(Быт. 22, 10 – 13).
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего...» (Быт. 22, 15 – 18).
Мы уже знаем, что имя Исаак переводится как «смех». Появление множественности из Единого – в высшей степени «смешной» – парадоксальный акт. Кажущееся (с позиции здравого смысла) бесплодие престарелых супругов здесь служит аллегорией высочайшего таинства, на смысл и масштабы которого можно лишь намекнуть. Привычная для материалистов схема жизнетворчества недаром символизируется плодовитым союзом двух полов. Это все та же набившая оскомину «энергоинформационная» схема: мужское (информационное зерно) оплодотворяет женское (энергетическое поле). Но, выходя за рамки материализма, мы поворачиваемся лицом к Источнику всякого творчества и в Нем не находим этой двойственности. Информация – уже не информация, а энергия – не энергия. В Едином полярность поглощена Им Самим, и как передать грубым человеческим языком намек на совершенно непостижимый для рассудка акт? Рождение сына от бесплодной супружеской пары. Зачатие Сына Божьего в девственной Утробе без семени...
Как еще сказать об ЭТОМ?
Если долго глядеть в даль моря, линия горизонта исчезает. Где  тогда «море» и где – «небо»?
Когда Ангел Господень останавливает занесенную над сыном руку Авраама, жертвоприношение все же происходит. Но на месте Исаака оказывается «овен, запутавшийся рогами в чаще». Еще один намек. Жертва – возвращение в Источник. Кто же при этом уничтожается? Не «кто», а «что»! Запутавшийся рогами в чаще овен – прозрачнейшая аллегория цепляющегося ума, безнадежно увязшего в чаще собственных иллюзий...
Сам Господь зовет устами Псалмопевца: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог...» (Пс. 45, 11). В латинском тексте: «Vacate et videte, quoniam Ego sum Deus...».   «Vacate»... «vacuum», – совершенная пустота. Славянское «упразднитеся» в нашей Библии можно понимать так: опорожнитесь от своего «я», и тогда явится всепоглощающее «Я» Господа.
Мысль о первичности духовного начала, о том, что материя, даже тончайшая, является порождением и функцией сознания, а не наоборот, эта мысль приходит поистине как благая весть (по-гречески – Евангелие). И в самом деле, в евангельском повествовании благая весть о сверхматериальности Божьего присутствия и Его невместимости в рамки механистической логики звучит громогласно. В притчах о Царстве Небесном эта логика вырубается под корень. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Лк. 3, 9).
«И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». (Мк. 4, 30 – 32).
«Горчичное зерно» – изначальная симметрия, целостность, божественная красота, совершенное тождество Сущего Себе Самому. «Земля» – первичная потенция бытия, возможность быть до ее становления чем-либо. «Ветви» олицетворяют собою мировое древо симметрий относительных – иерархию вторичных, сотворенных, условных законов и зыбких постоянств. Под «тенью» этого дерева – иллюзией объективного существования множества вещей укрываются «птицы небесные» – помыслы и чувства человеческие, парящие в бескрайних просторах внешней, виртуальной «реальности»...
«Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?  Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;  разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». (Мф. 20, 8 – 16).
«Работники» – это все мы, живые существа. «Вечер» – пора возвращения к Богу. «Плата» – божественный динарий –  символ Всеединства. Он для всех один. Избранные – вовсе не «духовная элита», как можно подумать при буквальном прочтении. «Мало избранных» – здесь тот же намек, что и в словах Иисуса об узком пути к спасению: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13 – 14). Немногие – это не выделенные из множества других. Избранные – не выбранные из многих, а изъятые из множественности как таковой. Это аллегория «немножества» Того, Кто Сам есть Спаситель и Спасение всех. «Я есмь лоза, а вы ветви...» (Ин. 15, 5). «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).
Всепоглощающая Божественная любовь упраздняет человеческую логику.
А в рассказе о самарянке рушатся главные оплоты духовного материализма – концепция вещественности духовной энергии (здесь она названа «водой») и закон сохранения ее количества:
«Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». (Ин. 4, 6 – 14).
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38).
«...Ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его». (Ин. 3, 34 – 35).
А в истории о расслабленном (парализованном) человеке иносказательно дан путь освобождения парализованного материализмом человеческого сознания:
«Вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои». (Лк. 5,18 – 20).
Аллегория кровли – «крыши» современному читателю понятна и без комментариев. Попытка  внести «расслабленного» в дом Божий символизирует  потуги духовного искателя. Она терпит неудачу «за многолюдством»: множественность мира объектов становится непреодолимой преградой, непрестанно увлекая собою мятущийся ум. Высшее, на что он способен, – «влезть на верх дома», – осознать целостность мироздания. Но, главное – проникнуть сквозь кровлю дома: не застрять на высотах утонченной абстракции.
Погружение в глубину глубин, в сердцевину бытия, – «на средину пред Иисуса», – совершается «с постелью» – с осознанием абсолютной собственной беспомощности и совершенной самоотдачей. Эту «полную и безоговорочную капитуляцию» православные старцы назвали «отсечением воли»...
Мир, в котором мы живем, является не замкнутым, а открытым. И открыт он не только иному, высшему или тончайшему миру (что предполагало бы порочный круг, дурную бесконечность «миров»). Мы все и каждый из нас в отдельности, непосредственно и безусловно, открыты Богу, абсолютному Источнику бытия, со всеми его феноменами и энергиями. Мир, в котором мы живем, не безграничен. Он не имеет вечной, беспредельно разлитой повсюду, нерушимо стабильной тонкоматериальной основы. Наш мир не зациклен сам на себя, не замкнут однородной протяженностью. Он ограничен, и, как бы это странно ни звучало, ограничен именно своей абсолютной открытостью. Открытостью каждый миг и в каждой точке, если только понятия «точка» и «миг» все еще имеют смысл. Нам всем на самом деле сказочно повезло. Мы обнаруживаем самих себя и наших ближних не в замкнутой безграничности (или безграничной замкнутости) материалистической темницы. Мы воистину свободны и, прежде всего, свободны от «себя самих». Мы не формы в мире форм, не объекты среди других объектов. Мы не «информационные пакеты» и не «сгустки энергетики». Весь этот духовно-материалистический бред исчезает без следа, стоит только человеку остановиться и глубоко вопросить себя: «кто я?». Существует живой и живоносный Источник, и Он не удален от нас космическими безднами и иерархиями властителей. Пусть духовные материалисты громоздят эти иерархии в своем воображении, покуда их постигнет участь строителей Вавилонской башни!
Божественная открытость, по библейскому выражению, полагающая предел безднам («Предел положил еси, егоже не прейдут», Пс. 103,9), прерывает томления нашей земной безысходности. Как отрадно запуганному, исстрадавшемуся человеку открыть внезапно, чем являются все эти монстры «неумолимого рока», «бездушного закона», «неотвратимого возмездия» на самом деле. Что представляется нам весомым, твердым и незыблемо надежным? Картинки на киноэкране, хрупкая ткань которого создает иллюзию безграничного объема. А ведь кинозритель в любой момент может обернуться назад и увидеть источник изображения. Почему он этого не делает? Ему интересно смотреть кино? Не просто смотреть, а переживать иллюзию реальности «материального» киномира! И самому становиться его частью...Зритель зачарован и глубоко затерян в сновидениях. Материалисты  правы: этот мир снов действительно есть поток энергии, управляемый информационными пакетами – в точности, как компьютерная игра. Но заиграться до такой степени...

Пламен

Почему то "духовный материализм" мне кажется диким словосочетанием. Его очень любят тибетские ламы и философствующие западные буддисты.

Пламен

Существует простой и в этом смысле базисный ответ на вопрос "Кто я?", а именно - "Я никто."

Владимир

Цитата: Пламен от 16 октября 2007, 21:00:41
Почему то "духовный материализм" мне кажется диким словосочетанием. Его очень любят тибетские ламы и философствующие западные буддисты.
Духовный материализм - словосочетание дичайшее. Но не менее дика тенденция "офизичивания" духовного, господствующая сегодня в сознании масс... Именно этот смысл я и хотел грубо и рельефно обозначить. А тибетские ламы разумеют под духовным материализмом несколько иное - корыстные мотивации, прикрытые личиной благодетельства. То есть всего лишь одну из многочисленных ветвей могучего дерева, корни которого мне так хотелось подкопать... Я - наивный утопист? Понимаю. Но к мудрости молчания еще не готов...

Пламен

Физический редукционизм считается нормой в науке, даже в когнитивныйх науках. См. психофизика.

Владимир

Так в науке - на здоровье! А когда в духовной жизни, в религии, в человеческих отношениях... Кто сколько кому "энергетики" должен (отдал, забрал, выкачал...)
Мир, в котором решена (реально или иллюзорно) задача квадратуры круга - страшный мир...

terra

Цитата: Владимир от 16 октября 2007, 23:58:54
Мир, в котором решена (реально или иллюзорно) задача квадратуры круга - страшный мир...
Равновесная сфера-не потенцеальна.... Весь этот "ужас" проявлен для возникновения разности потенцеалов .Для чего разность потенцеалов? Для того ,чтобы возможно между ними проскочила ИСКРА)) Для того чтобы возникли возмущения среды ,флуктуации и образовалось новое).
Ты кто?
Никто...
декаданс) упадок) стагнация) (это именно мои ощущения...это так успокоительно..никто... и ни за что... и пошло оно всё.... я-никто!)

Владимир

Кто «себя» потерял –
Тот безмерно велик:
Исчезающе мал
Всеобъемлющий Лик...

Дхарма Оум Лила

В чем отличается..."идти наружу" от идти "внутрь"? Представьте огромные песочные часы под давлением, ... в них вместо песка - вода. Давление коллосальное. Поверхность воды в колбе спокойно-опускающаяся, но в узкой горловине тонкая струя воды способна резать металлический лист...
Непривычное свойство воды. Не так ли?
Сколько еще неизвестного?

Дух способен принять в Самом Себе любое положение, способен принять облик материи. Он Волен и Свободен.
Человек же..."попугайничает"...
noblesse obliege