Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Универсалии

Автор Пламен, 30 марта 2008, 17:44:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Пламен

Название темы должно быть наверное, Природа универсалий в индийской логике, причем под логикой я понимаю теорию правильного познания.

Основной бой идет между "реалистами" школы Ньяя и "номиналистами" будд. школ. Поднял эту тему, потому что недавно имел разговор с последователем школы Сакья Пандиты, так вот он был убежден, что универсалии Ньяя-Вайшешики существуют независимо от субстанций и, более того, порождают субстанции.

Если о первом можно поспорить так это или не так, понимание универсалий (саманья) как реалии по смыслу идей Платона, никак не вяжется с учением (категориологией) Ньяя-Вайшешики. Общее существует реально в вещах, но не порождает их никоим образом, даже в качестве неприсущей причины (асамавайи-карана), какой например является цвет.

Пламен

ЦитироватьFor Buddhists, the object of a direct perception is solely and only a svalakshana. Samanyalakshanas are never objects of direct perceptions

Still they are objects of inference and as such are epistemologically legitimate, as inference is a legitimate pramana.

On the other hand, the so-called ultimate particulars cannot be the object of ordinary perception (laukika-pratyaksa), as ordinary perception deals with wordly objects in space and time, while svalaksanas are out of space (desananugata), out of time (kalananugata), and out of the three worlds (trailokya-vyavrtta). Such transcendental objects seem to be open only to the mind of a trained Yogi, i.e., in the acts of yogi-pratyaksa.

So we are left to the mercy of those who have fallen out of reality to tell us what is the real object of perception. Which is preposterous, because the real object of perception is this cow here (this individual vyakti), not the transcendental svalaksana of this cow here, which - although not in this world and beyond any relation of causality - manages somehow to affect our senses.

Дхарма Оум Лила

#2
Цитировать
ЦитироватьДля Буддистов, объект прямого восприятия - исключительно и только svalakshana (собственная характеристика). Samanyalakshana (общие характеристики) никогда не являются объектами прямого восприятия

Тем не менее они - объект вывода и следовательно гносеологически корректны, поскольку вывод - законная прамана.

С другой стороны, так называемые окончательные специфики (антя-вишеша) не могут быть объектом обычного восприятия (laukika-pratyaksa), так как обычные восприятия имеют дело с объектами в пространстве и времени, в то время как свалакшаны - внепространствены (desananugata), вневремевы (kalananugata), и не из этих трех миров (trailokya-vyavrtta). Такие необыкновенные объекты, кажется, открыты только для ума большого йогина, то есть, в актах йога-пратякши (йогического восприятия).

Таким образом мы оставляем себя на милости тех, кто выпал из действительности, чтобы показать нам, что именно и непосредственно является реальным объектом восприятия. Что нелепо, потому что реальный объект восприятия - это корова вот здесь (т.е. ондельный индивид, vyakti), а не трансцендентная свалакшана этой коровы, которая свалакшана - хотя она и не в этом мире и к тому вне каузальности - затрагивает наши чувства и производит познание.
Это прям как бальзам на сердце... Спасибо, Пламен!
noblesse obliege

Пламен

Вам спасибо, что перевели!

Немножко отредактировал для большей ясности.

terra

Он еще и мысли читать умеет) Я днем писала ему,чтобы он перевел.Но потом стерла, не отправив)))))

Дхарма Оум Лила

Я ж с душой переводил... :'(
noblesse obliege

КИ

Пламен, это перевод какого-то текста, или Вы сами написали? Просто не понял, есть ли тут полемика с буддистами или одна только их похвальба.  :)

Вне трех лок, кстати, означает не в ином мире, а вообще ни в каких мирах, то есть не в Сансаре. То есть, результат конечной редукции познаваемого полностью свободен от любой омраченности.

Пламен

Это в контексте Виграхавявартани 29. Нагарджуна отрицает все положения (тезисы) об универсалиях, высказанные последователями Ньяя, и в конце заявляет, что он не ошибается, потому что у него нет никаких тезисов.

Текст - мой ответ на возражения Намдрола.

КИ

Спасибо, понятно.

terra

Про трансцендентную свалакшану коровы я слышала давно-давно :) Эта свалокшана стала реальна и пасется на небесных лугах :)( это может быть примером порождения?))

Пламен

Там они все и пасутся. :)