Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Памирский исмаилизм.

Автор Dzenych, 03 января 2009, 00:46:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dzenych

Эта тема скорее всего будет лишь в качестве некой "интересной информации" и пищи для размышлений, т.е. без претензий на обсуждение.

В одной из тем были упомянуты памирцы, что и послужило поводом покапаться в Инете на сей счёт. Я когда-то жил в Таджикистане, встречал представителей этого народа. Но, никогда бы не подумал, что они являются носителями весьма интересной религиозной концепции.
Основой для некоторых выводов послужил следующий материал http://www.kailas.ru/bartang3.html

Отрывок:
-----------------------------------------
... ... До 30-ых годов XX в. исмаилизм оставался одним из самых таинственных и весьма плохо изученных направлений шиитского ислама. При изучении его истории и религиозно-философских положений исследователи, как правило, полностью зависели от источников оппонентов и противников исмаилитского движения, включая труды суннитских полемистов и европейских хронистов эпохи крестовых походов, так как оригинальные труды исмаилитских авторов были или недоступны или уничтожены их врагами. Пионерами и основателями научного подхода к изучению исмаилизма являются русские ученые XX в.: И.И. Зарубин, А.А. Семенов, В.А. Иванов, А.Е. Бертельс, Л.А Строева и др. Они заложили исламоведческий фундамент исмаилитских исследований и предоставили в распоряжение научного сообщества значительные рукописные собрания для непредвзятого изучения памирского исмаилизма.

Памирский исмаилизм – это уникальный синтез религии и философии, он претендует на абсолютное знание и обещает своим последователям полное объяснение всех тайн неба и земли. Его сокровенные доктрины хранятся в глубокой тайне, считается, что, если они будут раскрыты, учение потеряет свою силу. Даже посвященному их смысл излагается не сразу, а постепенно, лишь на том уровне, на котором возможно их восприятие. В противном случае это может принести огромный вред.

Эти тайные знания передаются устно и никогда не записываются, но, тем не менее, они остаются неизменными на протяжении многих столетий. Точных сведений о них нет и быть не может, поскольку посвященные не рассказывают о полученных ими наставлениях и даже, более того, часто скрывают сам факт своего посвящения. Они связаны обетом молчания, нарушение которого может повлечь за собой серьезные несчастья в будущих жизнях (учение исмаилизма не признает ада и рая, но верит в переселение душ). Исмаилиты утверждают, что учение Пророка имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Они трактуют шариат, как правила поведения для людей, не видящих сути и нуждающихся в строгих законах.  Видящие же суть понимают, что пророки, являющиеся миру в разные времена и указывающие людям путь к спасению, говорят об одном и том же, стремясь передать Великое Божественное знание.
Но форма его изложения зависит от социальных и культурно-религиозных традиций народов, которым в данный момент оно передается. Чтобы учение продолжало выполнять ту функцию, для которой оно предназначено, его внешняя сторона, представляющая законы и положения, ритуалы и обряды с течением времени должна изменяться в соответствии с изменениями окружающего мира. А в праведные и просвещенные времена она и вовсе утрачивает смысл и актуальность. Внутренняя же сторона учения пророков всегда неизменна, так как отражает истинное знание, которое основывается на Мировом Разуме. По преданию Пророк Мухаммад раскрыл эту тайную сторону учения только своему двоюродному брату Али, который затем передал ее своим сыновьям. Так, через потомков Али, преемника Пророка, тайна учения пришла к исмаилитам. Она гласит, что истинное священное писание есть ни что иное, как окружающий нас мир, только через познание которого и можно познать Всевышнего. Девять ступеней ведут от профанического знания к божественному, от неведения к истине. На высших ступенях посвящения большое внимание уделяется учению о тайном смысле чисел и сокровенном значении слов Корана, придающему ему совсем иной, новый смысл. Считается, что все священные тексты имеют три толкования, которые существуют  на разных уровнях восприятия — буквальном, аллегорическом и самом главном, глубинном — мистическом, отражающем подлинную духовную реальность, содержащуюся в тексте. Посвященный должен стремиться постигать их одновременно на всех трех уровнях. Точно также каждому пункту внешней доктрины соответствует внутренний, который истолковывает ее тайный, сокрытый смысл.
В результате буквальное понимание религиозных преданий, установлений и догм начинает смещаться в сторону их аллегорического и мистического толкования. Например, «ад» истолковывается как невежество, а «рай» — как обладание совершенным знанием, соблюдение поста — как предписание охранять от непосвященного тайны веры, а совершение намазов — как полное повиновение своему учителю. Здесь кроется объяснение того, почему памирцы не соблюдают постов и не совершают пятикратных общественных молитв и, как следствие, у них отсутствуют мечети. Вместо этого, по вечерам, собравшись вместе, они слушают наставления своих духовных учителей, исполняют песни религиозного содержания, сопровождая их игрой на различных музыкальных инструментах, а в перерывах между ними рассказывают друг другу нравоучительные истории.
Приверженцы исмаилизма утверждают, что Бог или Высшая Истина изначален и находится за пределами феноменального мира, а, следовательно, не доступен органам чувств и непосредственному восприятию. Вселенная же, будучи следствием сущности Бога, пульсируя, периодически возникает во времени. Таким образом, только через познание окружающего мира можно приблизиться к постижению Высшей Истины.
В непроявленном состоянии Он покоится сам в себе. Но в результате глубинных воспоминаний о существовании прошлых миров, Он по собственной воле выходит из равновесия, что приводит к появлению Мирового Разума и Мировой Души, неразрывно связанных друг с другом. При этом Мировой Разум есть основа Мировой Души, которая является его следствием. Мировая Душа — это космическая сила Природы, идея материальности (женское, темное начало, «земля»), а Мировой Разум — космическая сила сознания, высшее и неличностное «я» (мужское, светлое начало, «небо»). Мировая Душа, проявляющаяся в виде женской энергии, является первопричиной творческого начала Вселенной. Как прародительница всего сущего, она рождает первоэлементы (огонь, воздух, воду, землю), из которых возникает все многообразие мира. Сразу после его рождения появляется тенденция к его исчезновению, так как Мировая Душа, воплощенная в первичной материи (которая является ее проекцией), имеет постоянное внутреннее стремление к изначальному единству с Мировым Разумом. Это приводит к развитию самосознания и появлению все более и более сложных форм, начиная от неживой материи и элементарных форм жизни и заканчивая человеком. В каждой, даже самой простейшей форме, находится частичка Мировой Души — индивидуальная душа, которая с одной стороны является содержанием данной формы, а с другой, ею же и ограничена. Тем не менее, она бессознательно пытается на своем уровне постичь лежащий в ее основе Мировой Разум. Таким образом, все существа, страдая от обусловленности, тянутся к истине, постепенно повышая свой уровень восприятия реальности, что приводит к перерождению в новых, более совершенных телах. Но только высшая, человеческая форма существования потенциально способна подняться до полного познания природы разума, лежащего в основе всего проявленного мира. Это путь воссоединения Мировой Души, проявляющейся в каждой личности в виде индивидуальной души, с Мировым Разумом. По причине несовершенства индивидуальной души, Мировой Разум не может полностью в ней проявиться, но в процессе познания она постепенно утрачивает свои частные характеристики и преобразуется в Мировую Душу, которая, моментально сливаясь с Мировым Разумом, образует изначальную целостность в отдельно взятом теле. После этого дальнейшие перерождения данного индивидуума становятся невозможными, так как ограниченной личности как таковой уже не существует — обратный процесс воссоединения полностью завершен.
В этом конечном, реализованном состоянии возникает видение Абсолюта во всем и всего в Абсолюте, исчезает любая двойственность и обретается наивысшее знание, исключительная ясность ума и полная свобода от страха и сомнений. На этой высшей ступени уже нет никаких предписаний и запретов, никаких ограничений, связанных со временем и пространством. На таком уровне постижения все правила, обряды и ритуалы отбрасываются за ненадобностью, так как они выполнили свою задачу. Что бы ни делал адепт, он находится за пределами несовершенства и на него не распространяются законы этого мира. Он заключает в своем теле только Высшую Истину — единство Мировой Души и Мирового Разума. Теперь он свободен выбирать любые религиозные идеи или философские системы, а также различные их сочетания для передачи людям своего духовного опыта.
Для достижения такого состояния сознания, являющегося конечной целью всех религиозных учений, необходимо пройти чрезвычайно сложный путь духовного развития, так как познание Абсолюта возможно только через постепенный переход (девять ступеней) от обычного знания к высшему. Но без опытного учителя пройти такой путь крайне сложно. Как говорил Насири Хусрав: «Тот, кто одним своим желанием трактует Коран (и другие священные тексты), является еретиком и богоотступником». А поэтому Мировой Разум и Мировая Душа снова и снова воплощаются в святых и пророках, чтобы указать людям правильный путь и помочь им в духовном совершенствовании. Души людей, следующих этим путем и выполняющих все предписания своих учителей, перерождаются во все более совершенных телах, а души людей, погрязших в грехе, омраченных неведением, нарушающих вселенский закон жизни, деградируют и рождаются во все более низких формах, вплоть до животных, растений и даже камней. Именно поэтому, исмаилизм придает такое большое значение роли учителя, духовного наставника, авторитет которого непререкаем и руководства которого ждут и воспринимают как великое благо.
-----------------------------------------------

Ничего не напоминает?... Веды, Ин-Ян, Авеста, Монотеизм, Буддизм - всё выливалось из одного флакона, что был раскупорен когда-то очень-очень давно?...

terra

Всё вышеизложенное полностью совпадает с моим внутренним знанием. Я считала это явно для всякого думающего :) Ну или проснувшегося ,или просыпающегося)

А вот то что есть "памирский исмаилизм" То есть то, что этому дано даже название-не знала) Считала ,что это-сакральное :)(известное лишь мне))))))

Пламен

terra, неужели флакон - Вы?! :)

terra

После Нового года,на третий день-вполне возможно :P ;D