Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

А.С. Макаренко

Автор Шадрин В.В., 31 августа 2009, 09:03:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Шадрин В.В.

А.С. Макаренко
Величие Макаренко содержится не только в узких рамках опыта перевоспитания беспризорников, что признается многими, а в универсальности его методики, такой универсальности, которая распространяется и  на администрирование общественными отношениями и что мало кем осознается.
Легче всего показать универсальность его методики посредством правомочной аналогии с любой технологией производства. Правомочность философски обеспечена наглядной схожестью принципов. А именно: знание о свойствах чего-либо, знание о результатах взаимодействия этих свойств и организации последовательности взаимодействия с получением и сохранением результата.
А.Макаренко:«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...
Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
Когда подобные слова я несмело произносил у подошвы «Олимпа», боги швыряли в меня кирпичами и кричали, что это механистическая теория.
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. (мое выделение В.Ш.)
Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень большая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине...»
Достаточно попробовать изменить хоть один из своих недостатков. Чтобы убедиться, что и человек обладает Живым сопроматом. Нетрудно также убедиться, что качество человека и качество общественных отношений находятся в прямой зависимости. Зависимость от качества исходного материала демонстрируют любые изделия созданные людьми. Мудрецы человечества говорят что закон, действующий в сельском хозяйстве: что посеешь, то и пожнешь, одинаков и в общественной и в личной жизни.
То, что мудрецы связывают объективные законы морали с последствиями от предыдущих действий не только аналогично любой технологии производства, но это и есть единственно верный подход к этике. Отсутствие растительности в пустыне обусловлено понятными для всех факторами. В общественной же жизни мы не задумываемся, а что является питательной средой, для взращивания семян гитлеризма, сталинизма... и проросли ли бы эти семена не будь соответствующей питательной среды для этого? !!! Нам легче не думать, а признавать горсточку большевиков, одного Ельцина, или Горбачева - причиной всех наших бед.

Можно ли представить себе атомную станцию и плюрализм, атомную станцию и толерантность, атомную станцию и соборность, соц. опросы также не вяжутся с любым производством, как не вяжется с производством и принцип многопартийности. И все дело в том, что это не бездумное перенесение на общественно-политическое поле механистической теории, а как раз- результат полновесного анализа.
«Бог в деталях». А анализ политологов еще продолжает быть гаданием какая из промышленностей: сталелитейная, золотодобывающая или легкая добьется подряда на строительство космического корабля.
Например, психологическое качество как толерантность, разбиралось тысячелетия назад и уже тогда мудрецам была видна гнилая неустойчивость этого состояния человека:
(Толстой, Лао-тсе): «Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие, когда потеряно добродушие, является справедливость, когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобия правды и начало всякого беспорядка».
Умиление по поводу религиозных святынь - это тоже очень слабенькое качество и совсем к духовности не имеет никакого отношения


Макаренко: « Если само распознавание поведения представляет такую трудную задачу, то как мы можем браться за организацию коммунистического поведения, за коммунистическое воспитание?. Позволяя себе употребить сравнение, спросим самих себя: как мы можем браться за производство станков, если не умеем отличить стакан от рюмки, бутылки, графина колбы? Вопрос этот имеет значение, которое трудно переоценить... С первого взгляда эти вопросы могут показаться излишним мудрствованием, ненужным усложнением простого вопроса. Но история доказывает, что именно в таком плане рушились огромные воспитательные программы прошлого. Вспомним русские духовные семинарии, учреждения, казалось бы в совершенстве приспособленные к своим воспитательным целям. Они принадлежали всегда к закрытой касте, руководились обязательно самыми преданными ей представителями, организованы и оборудованы были прекрасно, но очень часто выпускали богоборцев и революционеров, а в самую касту попов выпускали беспринципных циников, стяжателей и комедиантов, в значительной мере способствовавших падению религиозности в народе. Таков же, в среднем, был и результат иезуитского воспитания, одной из самых сильных педагогических школ прошлого. Конечно, приведенные примеры касаются идеологий, ложных в самой своей сущности - чем ближе становились к такой идеологии воспитанники, тем яснее видели ее истинную сущность. Но нас интересует другая сторона вопроса. Нас интересуют те люди, которые долгие годы были организаторами такого воспитания и не замечали, что оно приводит к противоположным результатам. В таком же печальном положении находились и многие другие педагогические начинания. В частности, монархическое воспитание в царской России, проводимое на протяжении целого столетия в гимназиях и реальных училищах, точно также приводило к результатам ничтожным, и организаторы не замечали, что они воспитывали систему условных обозначений, а вовсе не самую сущность личности».
Церковь и в наши дни наступает на те же грабли, что наступала и раньше, т.е. выдает активную перегазовку на нейтральной передаче - за поступательное духовное возрождение общества.


Буквально ВСЕ в методике Макаренко аналогично процессам в любой технологии производства.Также как и в производстве в педагогике необходимо Знание. Также как и в производстве необходима определенная квалификация, также как и в производстве нужное качество обеспечивается качеством исходных компонентов. (и становиться понятным почему только Знание и соответствие знанию несет человеку свободу. Познайте Истину и она принесет вам свободу!!!!!)
«...Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером- руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А теперь закулисье - так называется одна из рубрик аналитической программы.
Не трудно увидеть, что в сфере общественных отношений действуют законы Ньютона.
«Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.
Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых сословий и так это, в особенности, для народов, соединенных в государства.
Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением.» Толстой


«Я ни разу не позволил себе лишить права  члена коллектива и голоса  ни одного коммунара, вне  зависимости от его возраста или развития. Общее собрание членов коммуны было действительно реальным, правящим органом.
Вот это общее собрание, как правящий орган коллектива, вызвало со стороны моих критиков и начальников протесты, сомнения. Говорили: нельзя позволять такому большому собранию решать вопросы, нельзя доверять толпе детей руководство коллективом. Это, конечно, правильно. Но в этом-то и дело, надо добиться такого положения, когда это была бы не толпа детей, а общее собрание членов коллектива.
Чрезвычайно много путей и средств для того, чтобы толпу обратить в общее собрание. Это нельзя делать как – нибудь искусственно, и нельзя сделать в один месяц.
Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации». Макаренко
Предметным, делает мышление человека именно поставленная цель и поиск методов, которые помогают к ней придти, а также способность из увиденных познанных свойств, понять, какую цель ими можно достигнуть. Именно этот подход лежит в основании ПРАВИЛЬНЫХ, результативных размышлений в любой сфере, философия не исключение.
Любая технология производства, как бы это банально не звучало, всегда точна в Знании процессов, которые она включает, иначе никогда запланированный  результат не был  бы возможен.
«Сейчас у нас вместо воспитательной системы только и есть, что несколько лозунгов, безобразно брошенных к ногам революции. К этим лозунгам давно уже пристроились несколько десятков бесталанных людей, а то и просто спекулянтов, которые вот уже несколько лет размазывают словесную кашу в книжках, речах и брошюрах и непосвященному смертному представляются учеными. На деле из этой словесной каши нельзя воспользоваться ни одной строчкой (буквально, без преувеличения ни одной). Гастев (из Института Труда в Москве) называет всю педагогику «собранием предрассудков». Он, вероятно, даже не подозревает, насколько он прав». Из переписки Макаренко с Горьким
Разработку теории педагогики Макаренко начал ввиду ее полного отсутствия, и ввиду того противостояния, с которым он столкнулся на практике со стороны проверяющих как от науки, так и от власти. И обнаружил, что методика работы в естественно научной отрасли ничем не отличается от методики работы и размышлений   в так называемой гуманитарной отрасли.
В науке сложилась ситуация, когда научная методика применяется не во всех случаях, а избирательно: в изучении частных физических явлений - она действует, в комплексе, системно – нет.
В рамках науки существуют полит. технологии, в основе которых обман избирателей, введение их в заблуждение. Разработчики гмо не озабочены здоровьем человека, примеры можно множить и множить.
Следствием фрагментарного подхода к действительности стало искусственное разделение педагогики на образовательную и воспитательную часть и это  неизбежно привело к одной из многих, но красноречиво заявляющих о себе ситуаций, - введение  ЕГЭ как средства от коррупции в среде «педагогов»!!!.
Абсурдность ситуации еще и в том, что с помощью только внешней формы,  в очередной раз пытаются решить вопросы внутреннего содержания. В истории подобный подход уже показал себя во всей красе, когда уничтожением частной собственности на СП, пытались решить вопросы общественных отношений. На лицо непонимание методики последовательности решения стоящих задач и игнорирование внутренних психических основ человека.
Наряду с бессистемностью, в научных исследованиях. Есть известные  примеры, когда определенный тип размышлений выдавался за научный, многое еще находится в официозе признания как научный тип размышлений о законах общества и мироздания, но при более комплексном рассмотрении видна их неосознаваемая ментальная сусанистость.
Вот один из примеров:
«По самим условиям социальной сферы методы выявления причинно-следственных связей применимы далеко не всегда... А в случае сложных исторических событий...понятие причинно-следственных связей вообще теряет смысл» А. Зиновьев. Логическая социология.
«  Со  всем  сложнейшим миром окружающей   действительности  ребенок   входит   в   бесконечное  число отношений,  каждое  из  которых  неизменно развивается,  переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого
ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету,  тем не менее, он  создает в  каждый  данный  момент определенные изменения в  личности
ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя». А. Макаренко

Невозможно опровергнуть, что практик Макаренко решил проблему причинно-следственных связей, основу любой технологии, но коробит подход, при котором количество связей является поводом пренебрегать ими.
Сложилась довольно неприятная для всех ситуация, с далеко идущими последствиями, когда левый мизинец на ноге, не знает, что делает волосинка в правой ноздре:
« Каждый занимается своим делом, убежденный в правильности того, что он делает... и ему как будто бы нет дела до того, что другие понимают философию и философские приоритеты по-другому». Высокопоставленный чиновник от философии, интервью Интернет изданию.
Если бы это относилось только к философии.  Закономерен вопрос, нужна ли народу мудрость?
«в мире никогда не было, нет и не будет идеального общества» А. Зиновьев логическая социология.

Макаренко: «...коллектив, поставленный в здоровые педагогические условия. Может развиваться до совершенно непредвиденных высот. Это я говорю с полной ответственностью и легкостью...».
«Разве далеки от жизни эти зовы? Разве они лишь мечты поэта? Ничуть не бывало. Вся эта правда во всей своей непреложности дана и выполнима в земной жизни. Напрасно невежды будут уверять, что мир Тагора и Толстого утопичен. Трижды неправда. Какая же утопия в том, что нужно жить красиво? Какая же утопия в том, что не нужно убивать и разрушать? Какая же утопия в том, что нужно знать и напитывать все окружающее просвещением? Ведь это все вовсе не утопия, но сама реальность. Так же, как реальна доступная помощь везде и во всем. Если бы хотя в отдельных, притушенных искрах не проникал в потемки земной жизни свет красоты, то и вообще жизнь земная была бы немыслима. Какая же глубокая признательность человечества должна быть принесена тем гигантам мысли, которые, не жалея своего сердца, поистине самоотверженно приносят напоминание о вечных основах жизни. Без этих законов о прекрасном жизнь превратится в такое озверение и безобразие, что упущено будет каждое живое дыхание.
Страшно проклятие безобразия. Ужасно гонение, которое во всех исторических эпохах сопровождало истинное искание и познавание. Когда невежда предписывает свой канон, это равносильно воцарению бессмыслицы и слабоумия разрушения.» Николай Рерих

Если хотеть идеальное общество с мещанством, с жаждой кровавых развлечений, с подобострастными лакеями и швейцарами, нянечками и гувернантками, выпивкой и курением, то такого идеального общества действительно не может быть, оно не Запланировано и материально не обеспечено законами функционирования. И это прекрасно понял Макаренко, ставя превыше всего воспитанность в человеке.
Все дело в том, что в науке накопилось достаточно огромное количество несистематизированных фактов, противоречащих друг другу на мировоззренческом уровне. В купе с пробелами в науке и вовсе тормозящих развитие науки. Всякая наука разделившаяся в себе будет приведена к застою и разложению.
Макаренко по сути показал, и доказал своим примером, что методика науки ничем не отличается в любых видах деятельности. Что без комплексного подхода - нельзя добиться Здорового результата.

Большой заслугой Макаренко, явилось обоснование основания  логики, Живой и диалектической  и это не заметила наука, т.е. Макаренко показал корни логики, где она находится в действительности. Оно столь просто, что не заметить это могли по причине только формального философствования в полном отрыве от действительности. И основание это - цель и объективно обусловленные методы. Те же, кто говорит сегодня о диалектической логике, умудряются обходить вопросы предопределенности эволюции мироздания, смысла жизни и вопросы механизмов, обеспечивающие это развитие. Основание же логики содержится в принципах причинно-следственных связей. Достаточно обратить внимание на любую технологию и увидишь, что именно в ней наиболее наглядно проявляются природная взаимозависимость, взаимообусловленность и последовательность, и именно нарушения между этими составляющими и выявляют противоречия, вокруг чего и сложилась собственно логика.
Макаренко: «У вас есть такая терминология: это средство воспитательное, а это средство невоспитательное. Причем у вас воспитательное средство не то,  которое ведет к цели, а то, при котором меньше скандалов, меньше крика, когда и волки сыты и овцы целы. А к каким результатам ведет это средство,- не проверяется, не имеет особого значения. А я считал воспитательным средством то средство, которое ведет к цели».
« Они должны были неизбежность двойных стандартов принимать во внимание заранее. Неужели они думают своими заявлениями разжалобить или усовестить американцев?! Или рассчитывают на некую скрытую мощь России, способную устрашить американцев?! Доброта и совесть никогда не были и никогда не будут факторами, играющими серьезную роль в большой истории. Прикинуться добрыми и совестливыми - это сколько угодно. Но совершать по их велению исторически важные поступки - это только для идиотов». А. ЗИНОВЬЕВ Двойные стандарты


С точки зрения технологии производства двойные стандарты означают что результат всегда будет неадекватен заявленному и политика здесь не исключение. Вопрос пока только в признании подобного факта, изменение же реальной политики-не возможно без определенности в этом вопросе и это более трудно достижимая, но реально необходимая задача. Проблема не только не обнажается, но и усугубляется, не проясненностью причин и следствий подобными рассуждениями.  
В области  логики рассуждений много формальных некомплексных предпосылок ими грешит не только педагогика, но и общественно-политическая жизнь и главное ими грешит мировоззренческая позиция в научно-философских подходах. Ошибки проявляются если правильно применять опробированную методику, давшую результат!!! в других отраслях.
Неправильная логика, а это значит не комплексная, не взаимообусловленная, не взаимоувязанная  - это причина всех зол. Кстати нелогичность-основа многих юмористических программ. Живая и означает видеть логику или ее отсутствие и в быту и в искусстве и в науке, а по сути- в Единой Жизни.
А Эйнштейн писал : «Чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов; все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности. Галилей стал отцом современной физики и вообще современного естествознания именно потому, что понял эту истину и внушил ее научному миру.»
Философ Кант: «Логика не может иметь никакой эмпирической части, т. е. такой, в которой
всеобщие и необходимые законы мышления покоились бы на основаниях, взятых из
опыта; в противном случае она не была бы логикой, т. е. каноном для рассудка
или разума, который имеет силу и должен быть показан при всяком мышлении».Это заявление Канта так и осталось невостребованным , потому что чистой воды фантазия и завороток мысли. Такой логики не было, нет и не будет.


Кто-то должен систематизировать разноголосицу мнений по поводу логики. Можно привести цитаты математиков, подтверждающих что и в основании решения математических задач не только опыт, но и здравый смысл. Макаренко, окончательно ставит в этом вопросе точку. Как скоро это осознают? Этот подход применим и к искусству, что также доказывает его и универсальность, и истинность:
возьмем картину «Утомленные солнцем» - хоть ее и преподносят как картину о предупреждении тоталитаризма, но реальное, а не декларируемое содержание этой картины, о драме мещанского быта. Т.е. противоречие заключается в несоответствии между задекларированным содержанием и реальным.. Если такого задекларированного содержания нет, то оценка произведения происходит исходя из сравнения с гармонией Мироздания, где также надо знать составляющие этой гармонии и в чем проявляется или согармония или дисгармония. Например в «Мастере и Маргарите» абсолютно верно показана природа «зла», но существенный пробел в части знания  природы любви.

Макаренко: «Моим основным принципом (а я считал,что это принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей диалектике это, собственно говоря одно и тоже: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем...Если провести это положение по всем линиям воспитательной работы, то мы увидим, как воспитательная работа начнет принимать строгие и четкие организационные формы.»
Очень бы хотелось, чтобы обратили, на подчеркнутый мной фрагмент, внимание. Если мы не поймем сути  стоящей за этой фразой, Мы не поймем , что вызывает отторжение и противоборство в обществе между людьми и не поймем КАК ИЗМЕНЯТЬ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ, СОЗНАНИЕ преступивших закон!!!!!
Уважение это недоразвитая  любовь. Любовь – абсолютное педагогическое средство. В том содержании, в каком применял Макаренко уважение к детям - это был тот же принцип любви «...такого соблазна решить, что благодаря совершенному преступлению происходит искривление детского характера в сторону преступления исходя из чего и надо было бы вывести метод, - у меня никогда не было. Это проистекает из моей доверчивости к человеку или скорее, из любви к нему».
Макаренко ни разу не позволил себе ни одного поступка, который создал бы предпосылки  к препятствованию раскрытия положительных перспектив  у детей. В этом плане содержание уважения у него равнозначно содержанию Христианской любви.

И теперь вывод:
Развитие мироздания: большой взрыв...... Плазма, превратившаяся в планеты. Земля на нужном расстоянии от Солнца, все остальное....

Научный атеизм. Из словосочетания вполне наглядно видно, что слово научный –прилагательное чему то, что отвергает некие взгляды людей неадекватно объясняющие законы мироздания. Но напоминают ли нам перечисленные выше факты некую последовательность в развитии Мироздания Не выплеснула ли наука, вместе с грязной водой некорректных воззрений и ребенка-Истину о сотворении Мира. Видно, что это вопросы психологического предпочтения, а не научного перебора вариантов и выбора наиболее согласованного со всеми известными фактами.
А МЕЖДУ ТЕМ БОЛЕЕ НАГЛЯДНО ЭТО РАЗВИТИЕ УКАЗЫВАЕТ НА НЕКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ПРИСУЩА ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА. К ТОМУ ЖЕ ОДНОЗНАЧНЫМ ЗНАНИЕМ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И МОЖНО НАЗВАТЬ ТОЛЬКО ЗНАНИЕ, ЛЕЖАЩЕЕ В ОСНОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВ. СООТВЕТСТВЕННО, ТОЛЬКО МЕТОДИКА В ИХ ОСНОВАНИИ И МОЖЕТ БЫТЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕТОДИКОЙ . Которая говорит, что последовательность - это однозначный признак цели. Если мы рассматриваем развитие мироздания как последовательное, то и вывод соответствующий и наука не имеет права сказать, что в этом случае обоснованность Разумного начала в сотворении мира - не имеет то же рациональное основание, что и признание хаоса, которого нет ни в одной технологии производства, нет и в общественной и внутренней жизни и более того, именно предпочтительнее признать последовательность в развитии, потому, что и другие моменты об этом говорят. Те моменты, которые кричат о своей несогласованности.
Если бы наука РАВНОЗНАЧНО оценивала два формально правомочных  варианта  в объяснении развития мироздания, и смогла бы доказать превосходство одного над другим - это было бы научно выдержанным, но спорит она не  со своими доводами, а с чужими, явно ущербными  и в пику этим доводам она и создала атеизм.

Стремясь быть последовательным в отстаивании своего не научно обусловленного противостояния с теизмом, представители науки не могут признать Мироздание за механизм, организм - это и есть тот камень на дороге развития науки, который презрели строители науки. Придумали синергетику, чтобы избежать этого признания, но природа позаботилась, чтобы фантазии были ограничены действительностью:
«Почему широко, так сказать концептуально, не говорят о достижениях науки последних десятилетий?
Если Вы читали фантастику этого периода, то наверняка встречались с произведениями, где автор заваривает кашу, расхлебать которую у автора не хватает смелости, и герой просто просыпается или следует другой приём, стравливающий пар....
Знаете, в детстве из общение с умницей Туричиным (петербургским писателем) я вынес, в частности, что писатель-фантаст может придумать любую страхолюдину-инопланетянина, но это будет всё равно человек, потому что никто из нас не способен придумать новое чувство или черту характера. Не верите, попробуйте на досуге...» Дмитрий Шандлоренко
Христа потому называют проявленным Логосом, потому, что Иисус-это Один из условно первых Продуктов, сформированных МетаТехнологией Космоса. Эта Технология продолжает свою работу...
До сих пор существующее разделение науки на естественно научную и гуманитарную сферу говорит о  том,  что не найдено точек соприкосновения в тех деталях, где они соединяются и в едином Организме Мироздания - этого и не может быть, где все детали мироздания взаимозависимы и взаимообусловлены. Поиск Единой теории - говорит по-меньшей мере о том, что желание все связать и объяснить - не чуждо науке. Но и надо понять, что эта связанность и будет только в рамках механизма, в других случаях –этого не произойдет никогда.
В основе всех общественных и личных конфликтов - недостатки наших качеств, нашего мировоззрения. Даже формально, разделенная педагогика - соединяется в органическом единстве только в одном единственном случае(Пусть кто попробует доказать обратное) -если в мироздании есть цель  развития и эта цель предполагает  совершенство человека , то только в этом случае образовательная часть, доказывающая это соединяется с воспитательной.
Неизмеримо мало, несоответственно тому масштабу и значению, какое  занимает реальная структура гармонии в Мироздании- математики и не только они, занимаются изучением гармонии.
Макаренко:«В практике коллектива на каждом шагу возникают вопросы противоположения личных и коллективных целей и вопросы гармонизирования этих целей. Если в коллективе чувствуется это противоречие между целями общими и частными, личными, значит коллектив не советский - значит он организован неправильно. И только там, где личные и общие цели совпадают, где нет дисгармонии, там коллектив советский».
В природе изначально существуют носители качеств человека. Подтверждение этому - музыка и застывшая музыка - архитектура, которая посредством линий, геометрии передает каузальную структуру свойств характера: агрессивные контуры машины, легкомысленные контуры, бетон и стекло символ меркантильности - это не человек наделяет линии качеством, а линии определяют эти качества, т.е. свойства характера имеют некую условно независимую природу  от самого человека.
Если еще числа можно поставить под сомнение в основании Мироздания, то сегодня уровень развития математики позволяет сказать, что структура гармонии, структура СОГЛАСОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ, имеющая определенные повторяющиеся закономерности и пропорции мы наблюдаем непосредственно в действительности, но не понимаем еще за счет какого механизма он реализован. (По секрету можно сказать, что механизм этот аналогичен любой компьютерной программе. Пусть это останется между нами...)
Каким бы не был совершенным Н.Цискаридзе в танце, передающим испанскую страсть и темперамент, содержание и форма не являются гармоничными, форму можно назвать соответствующую цели. Гармония и страсть – не совместимы... Индивидуально направленная страсть - не системна и без объяснений. Другим образом направленная страсть - не соразмерна обстоятельствам.
Гармония системна. По системному наполнению определяется категория гармонии. Если какая–либо форма идеально передает содержание, но не системна, то это содержание предмет эволюции.Все что есть в мироздании - это средство для достижения Всеобщей Гармонии, в Кристаллизации системных качеств для организма Мироздания.
Я выделил, в силу своих способностей небольшую часть из опыта Макаренко, чтобы развить его положения до философских обобщений. Он не успел это сделать. Но его величие  и опыт еще будут по достоинству оценены. Я в этом убежден.
Было бы непростительно для его опыта, пользуясь тем Знанием, которое он дает не применить его здесь и сейчас для обновления всей нашей жизни.
Является ли для науки новостью, что администрация нашей страны и мы вместе с ней создаем усилия, способствующие ускорению падения в пропасть.
Наука не может больше продолжать быть формально и практически в стороне от формирования положительных общественных отношений, от полновесного и достойного ее заявленного статуса влияния на общественные процессы.
С большим уважением относясь к лидерам нашей страны, нельзя не отметить, что их неадекватность в деле руководства обществом, конечно же, продиктована нашей общей неадекватностью в  знании  Мироздания, в котором наука пока  не преуспела, но при всем при этом мы легко понимаем что эта неадекватность является тормозом для здоровой эволюции их как человека и эволюции  общества.



Шадрин В.В.

Абсолютная бессистемность, заметная и раньше, становиться очевидной для многих все больше и больше. Мы усугубляем свое общее несовершенство, когда люди во власти готовы выполнять команду «фас» и «к ноге». Гнилые цепи корпоративности разъедают души всех.
Страшно не обнародование недостатков, а их сокрытие от себя, страшно поддаться участию в неизбежной обструкции, в том случае, если мы пойдем до конца с этим уровнем руководства. Если сегодня народ даже пустит слезу вслед достойно ушедшему руководству, то завтра будет улюлюкать вслед. Мы все воспитаны до такого уровня реагирования.
Среди качеств руководителя: культура, воля, желание, профессионализм, способность системного решения общественных задач, активность и целеустремленность, личные качества - мы редко оцениваем комплекс этих качеств. А ведь не так легко сегодня найти эти качества в одном человеке, завидев же выпирающий недостаток мы развиваем его до размеров слона.
Я предлагаю начать собирать подписи, для того, чтобы  А.Г. Лукашенко был Президентом России. У нас нет времени взращивать руководителя, ждать, когда он наберется  опыта в руководстве. Если достаточное большинство поддержит это начинание, то, думаю, Лукашенко, как чрезвычайно ответственный человек - согласиться принять этот пост. И не право - здесь главное препятствие, а наша закостенелость, неспособность отряхнуть от себя штампы в мышлении. Еще сегодня можно выйти из кризиса с наименьшими потерями для эволюции страны, человечества.

Вообще – это предложение – хороший тест на зрелость мышления общества, науки и руководителей России. Лукашенко очень гибкий политик.
Общество действительно имеет огромное влияние на руководителей. Если мы не видим какие обстоятельства проявляют лучшие качества руководителя, а какие – худшие, то во власть приходят люди, которые попадая в водоворот сил влияния большую часть времени тратят по нейтрализации этих влияний, и способы нейтрализации в этом  – не такие как надо, а как умеют.
Да  Лукашенко – грубый фильтр по нейтрализации корыстных побуждений. Но лучшие его человеческие качества как руководителя в комплексе находятся ближе к проявлению, чем у других. Общество одинаково может как не дать проявиться лучшим качествам и проявить худшие его качества, так и увеличить его человеческий потенциал  поддержкой. Российские условия позволили бы ему измениться в сторону меньшей авторитарности, но при этом не потерять  целостности и системности руководства, если бы идеи, о которых идет речь, взошли в общественном сознании.
Если представить  административную систему Лукашенко, то это конус вершиной на плечах Лукашенко. Устойчивое же состояние, где в основании положено научное Знание  и им владеет общество.
Фестивалить будем тогда, когда начнем здраво решать общественные проблемы. А то получается как в анекдоте: «мы призваны следить за порядком - беспорядок нас не касается». Наука не может превратиться в того  замполита, который если хвалят подразделение, подходит ближе к начальству, если ругают - отходит в сторону. Хватит ли у нас духовного огня, чтобы зажечь себя и рядом стоящих в созидании Гармонии, чтобы идти к мудрости самым благородным и легким, по –Толстому, пути –путем размышлений и путем подражания, или наша сырость - приведет нас к самому тяжелому пути познания мудрости. Все зависит от нас. Есть верный духовный закон - подымаешься ты, подымаются все. Становишься чище ты, становятся чище все. Пусть это будет и поддержкой и утешением, если научная общественность окажется неадекватной обстоятельствам для тех, кто встанет на нелегкий Путь Совершенства. Рано или поздно, но мы все на него встанем. Жизнь все равно  произведет обусловленную нами рокировку и в мировоззрении и в социальных статусах, заставит признать и познать законы Мироздания.

Старик

Макаренко А.С. – великий педагог. Ответ на статью В. Шадрина.  Война и большевистская контрреволюция разбросали камни Российского государства – диктаторы их собирали. Шли по головам, никого не щадили. Сегодня мы говорим о Макаренко, ему тоже пришлось «собирать». Он собрал небольшую часть детей России и создал колонию. Детей, потерявших родителей, запущенных, преступивших закон. В экономике, политике, культуре диктаторы применяли чрезвычайные меры. За ними вынужден был идти Макаренко. Он здорово пригодился в то время, сильно помог. На практике и в теории. Для малолетних преступников нужна была жесткая система – разбушевавшуюся стихию следовало  остановить. Отсюда – и практикуемые педагогом  полувоенные порядки, командиры, собрания, рапорты. Хождение строем, пение песен и пр. Отсюда и отождествление процесса воспитания с производством. И – большевистский коллективизм.  Чем «хорош» коллектив для воспитания, когда им дирижирует опытный педагог? Тем, что он вездесущ. От педагога можно спрятаться, а от коллектива не спрячешься. Педагог, например, не может ударить, а коллектив может устроить «темную» и так наказать, что всю жизнь будешь кашлять. Коллектив, конечно, в трудную минуту может и помочь, но Советы использовали его, главным образом,  в целях создания атмосферы взаимной слежки, запугивания, воспитания преданности. По доносам у нас пересажали миллионы людей. Для чего использовал Макаренко собрания? – Пристыдить, «пропесочить», наказать, предупредить. Запугать. «Но надо добиться такого положения, когда это была бы не толпа детей, а общее собрание членов коллектива», - объяснял свою позицию великий педагог. У нас и в колхозах проводились такого же типа собрания, и в цехах. И там было «все схвачено», «все под контролем». Пикнешь против начальства – потом сто раз пожалеешь. И трудодней меньше запишут, и тринадцатой зарплаты не дадут.
Интересна мысль Льва Толстого, которую приводит автор статьи о Макаренко. «Люди живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности». Много еще интересного за свою жизнь написал великий русский писатель. У меня есть только одно возражение: если бы он сам жил и работал по рецептам царского правительства и РПЦ, которая отлучила его от церкви, то могло бы и не быть самого Толстого с его романами и  шедевром «После бала».  Многие успешные писатели хотели бы одного мировоззрения, одного идеала, но для других, а не для себя. И Толстой здесь не исключение. По этому вопросу в мире было написано много умных книг, которые нашли прекрасные способы совмещения личного и общего в жизни человека, единого мировоззрения и права на свободную мысль. Способы, не загоняющие народы в большевизм и нацизм.
Педагогический процесс только по форме напоминает процесс производственный. Да, надо знать, какой «продукт» мы хотим «произвести», какие следует применить средства, кто стоит перед нами. Однако воспитание имеет дело с тонкой материей – душой ребенка, а не с болванкой. По болванке можно стукнуть и молотком. А по ребенку? Негодную деталь можно выбросить в корзину. А ребенка? Произвести совершенную деталь и воспитать совершенного человека – это две различные ипостаси человеческой деятельности. Орудия воспитания? Разумно организованный труд ребенка  (здесь еще можно найти что-то общее с производством), личный пример воспитателя (это совсем не для производства), профессиональная работа словом (для мертвых предметов производства она никакой роли не играет).
А.С. Макаренко был очень прав в своих упреках педагогическому «Олимпу» в том, что их «творения» ничего не дают для воспитания детских коллективов, составленных из трудных детей и подростков. В лучшем случае, их труды (их «словесная каша») были пригодны для воспитания в семье, и то лишь в том случае, если они сами воспитывали, а не поручили «приглядеть» за детьми бабушкам. Чтобы писать рекомендации, надо самому хорошо знать дело, как его знали Песталоцци, Корчак, Макаренко, Сухомлинский, Шаталов и др. Есть педагогика как прикладная наука, которая обобщает опыт, дает рекомендации. Для педагога важно хорошо знать психологию.  А в основном – это практическая деятельность, искусство, ремесло. 
Обучение и воспитание? Хорошо обучающий учитель  хорошо и воспитывает. Организацией процесса, личным примером, словом. Слово особенно веско звучит из уст историка, литератора, где раскрывается положительное и отрицательное в человеческих отношениях. Специалист по воспитанию тоже организует труд ребенка, но несколько шире, он воздействует также примером и словом. Его слово ближе, конкретнее, по существу.
При Советах педагоги слишком назойливо навязывали детям идеологию, слишком назойливо восхваляли вождей, революционеров, т.н. передовиков производства. Для этого использовались многочисленные собрания, митинги, демонстрации,  классные часы, личные идеологические наставления. Требовалось, чтобы в плане воспитательной работы имя Ленина использовалось как можно чаще. Очень многие истинные герои России ушли в тень; а герои  Первой мировой войны были попросту забыты, точнее – выброшены из истории страны. Все воспитание было пропитано духом большевизма, духом нетерпимости к западным порядкам, западным ценностям. Толерантность считалась гнилой неустойчивостью, а религиозные святыни – «слабеньким качеством». Здесь автор Статьи В. Шадрин не ушел от большевиков.
Затронут вопрос о духовных семинариях, монархических и иезуитских школах. Да, их продукт не всегда соответствовал предполагаемому образцу. Например, Иосиф Джугашвили учился в свое время в духовной семинарии, а получился революционер. Однако, в основном, соответствовал. Из них выходили специалисты, преданные своему делу. Все закрытые учебные заведения по строгости режима немного напоминают колонию Макаренко. Но ученики там собраны другого качества – не испорченные жизнью. Там есть сложности, но связанные не с исправлением, а с направлением. Надо направить в нужную сторону то, что дано природой и семейным воспитанием. Таковы наши сегодняшние кадетские школы.
Макаренко: «Коллектив, поставленный в здоровые педагогические условия, может развиваться до совершенно непредвиденных высот. Это я говорю с полной ответственностью и легкостью». Можно бы добавить: «с легкостью в мыслях  необыкновенной». Всем великим людям свойственно увлекаться. Здесь есть такого рода опасность – опасность воспитания фанатиков политической идеи. Идеи порядка, идеи уравниловки. Одну из них испытали на себе немцы, другую – граждане нашей страны. В любом деле нужна мера.
Неприятно поразила меня «прибавка» к статье В. Шадрина. «Я предлагаю начать собирать подписи для того, чтобы А.Г. Лукашенко был президентом России», – открыл свою душу автор. Недалекого человека с авторитарными замашками в президенты России? Нелепость. Абсурд. Чистоту он там навел в Минске? Кто-то остроумно возразил: а в Берлине во времена Гитлера было чище. О Лукашенко надо почитать то, что о нем написал покойный писатель Василь Быков. 7 сентября 2009 г.

азимут

Цитата: Старик от 07 сентября 2009, 16:59:45
Макаренко А.С. – великий педагог. Ответ на статью В. Шадрина. 

Война и большевистская контрреволюция разбросали камни Российского государства – диктаторы их собирали. Шли по головам, никого не щадили. Сегодня мы говорим о Макаренко, ему тоже пришлось «собирать». Он собрал небольшую часть детей России и создал колонию. Детей, потерявших родителей, запущенных, преступивших закон. В экономике, политике, культуре диктаторы применяли чрезвычайные меры. За ними вынужден был идти Макаренко. Он здорово пригодился в то время, сильно помог. На практике и в теории.

Для малолетних преступников нужна была жесткая система – разбушевавшуюся стихию следовало  остановить. Отсюда – и практикуемые педагогом  полувоенные порядки, командиры, собрания, рапорты. Хождение строем, пение песен и пр. Отсюда и отождествление процесса воспитания с производством. И – большевистский коллективизм.  Чем «хорош» коллектив для воспитания, когда им дирижирует опытный педагог? Тем, что он вездесущ. От педагога можно спрятаться, а от коллектива не спрячешься. ....

....

Макаренко: «Коллектив, поставленный в здоровые педагогические условия, может развиваться до совершенно непредвиденных высот. Это я говорю с полной ответственностью и легкостью». Можно бы добавить: «с легкостью в мыслях  необыкновенной». Всем великим людям свойственно увлекаться. Здесь есть такого рода опасность – опасность воспитания фанатиков политической идеи. Идеи порядка, идеи уравниловки. Одну из них испытали на себе немцы, другую – граждане нашей страны. В любом деле нужна мера.

Неприятно поразила меня «прибавка» к статье В. Шадрина. «Я предлагаю начать собирать подписи для того, чтобы А.Г. Лукашенко был президентом России», – открыл свою душу автор. Недалекого человека с авторитарными замашками в президенты России? Нелепость. Абсурд. Чистоту он там навел в Минске? Кто-то остроумно возразил: а в Берлине во времена Гитлера было чище. О Лукашенко надо почитать то, что о нем написал покойный писатель Василь Быков.

7 сентября 2009 г.

Примите мои поздравления , Уважаемый Старик.

БЕС-ПРИМЕРНЫЙ Ответ - на статью В. Шадрина. 
... А между тем опять - всё нормально получается ...

. (вопреки всем вашим прогнозам - здесь уже побывал азимут данилыч) .

Шадрин В.В.

Критические моменты-это по словам Макаренко-морализаторство.В частности Лукашенко. Если спросить о степени системности, стпени "тиранства, степени социаальной ответственности и продуктивности, т.е комплексности, то детальный разбор покажет , что эта степень превосходит другие у других....По сути в Ваших словах есть не обоснованные эмоции, а нет анализа

азимут

Цитата: Шадрин В.В. от 17 октября 2009, 07:39:57
...В частности Лукашенко. Если спросить о степени системности, ..., т.е комплексности, то детальный разбор покажет , что эта степень превосходит другие у других....По сути ..
Да куда там Лукашенко - до стпени "тиранства, степени социаальной ответственности и продуктивности северо-корейского правителя . . . .

Там (в северо-корее) даже длина волос у мужчин - регламентируется законом .
(не говоря об чёньть нибудь посущественне) .
... А между тем опять - всё нормально получается ...

. (вопреки всем вашим прогнозам - здесь уже побывал азимут данилыч) .

Старик

Цитата: Шадрин В.В. от 17 октября 2009, 07:39:57
Критические моменты-это по словам Макаренко-морализаторство.В частности Лукашенко. Если спросить о степени системности, стпени "тиранства, степени социаальной ответственности и продуктивности, т.е комплексности, то детальный разбор покажет , что эта степень превосходит другие у других....По сути в Ваших словах есть не обоснованные эмоции, а нет анализа
Выходит, критиковать Вас уже нельзя, потому что критика - морализаторство. А как же тогда вести диалог?  Если мои аргументы слабы, тем легче Вам их опровергнуть. А то ведь один из нас так и останется в полном заблуждении. А может случиться, что мы оба далеки от истины.