Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Нирманакая и махакаруна

Автор Пламен, 27 января 2003, 10:57:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 7 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Вопрос к Сэму

Уважаемый Сэм, на форуме ЕТ вы утверждаете, что нирманакая "чистое тело, а не обусловленное". Евгений вроде бы согласился с вами, но перед новичками, которые читали, что самбхогакая и нирманакая - проявления дхармакая, возникает следующий, как мне кажется, вполне резонный вопрос:

Каким образом проявление чего-то может быть необусловленным этим чем-то? Если нирманакая не обусловлена дхармакайей, значит она существует сама по себе.

Иными словами, где-то в мире наличествует самосущее сострадание, которое не имеет субстанциального носителя, т.е. не присуще никому. Если оно неприсуще никому, значит никто им и не обладает. Если махакаруна (великое сострадание) необусловлена, т.е. не присуща никому, то как можно утверждать, что кто-то являет нам чудеса сострадания?

Вот и выходит, что нирманакая должна быть обусловлена.

Буду благодарен за любой "скриптологический" (соответствующий священным писаниям) ответ.

Sam

Здравствуйте Пламен,

Совершенно случайно заглянул в этот вопрос и обнаружил, что он задан в связи с моим сообщением. Попробую ответить, уж как могу.

Для начала я бы хотел привести определения, чтобы не опираться на посторонние ассоциации.

Нирманакайя (тиб. sprul sku)
1) "тело эманации", "форма магического явления". Третья из трех кай. Аспект просветления, который могут воспринять обычные существа. (Чокьи Нима Ринпоче. Путеводитель по Жизни И Смерти)
2) Тело Трансформации Будды, воплощающееся в многочисленных формах в различных мирах. (УЧЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ, Гарма Ч. Чанга)
3) Явленное тело, Третья из трех кай. Аспект просветления, который усмиряет. Его могут воспринимать обычные существа. (Учения Дакини)

Самбхогакайя (longs spyod rdzogs pa'i sku)
1) Божественное Тело Будды, Тело Блаженства, проявленное в Чистой Земле и видимое только просветленными Бодхисаттвами. (УЧЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ, Гарма Ч. Чанга)
2) Тело совершенного наслаждения. В контексте пяти кай плода самбхогакая — форма полупроявления будд, наделенная пятью совершенствами: совершенного учителя, совершенного окружения, совершенного места, учения и времени, — которая воспринимается только бодхисаттвами на десяти бхуми. (Учения Дакини)

Дхармакайя (тиб.chos-kyi-sku)
1) первая из трех кай, "тело Дхармы"; лишенная построений, как пространство. "Тело" просветленных качеств. Ее следует понимать в трех разных смыслах (в соответствии с основой, путем и плодом).(Чокьи Нима Ринпоче. Путеводитель по Жизни И Смерти.)
2) "Тело Истины" или "Реальное" Тело Будды, которое бесформенно, вездесуще, пустотно и всепроникающе. (УЧЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ, Гарма Ч. Чанга)


Важно понимать, что дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя не есть три отдельных или порождающих друг друга вещи. Ум будды конечно НЕ фрагментирован, это мы говорим о трех телах, чтобы нам было легче понять некоторые аспекты.
Что подтвреждает ННР в книге "Кристалл и Путь Света":
"... Дхармакайя,Самбхогакайя и Нирманакайя не обособлены друг от друга. Бесконечная, не ограниченная никакой формой энергия (Дхармакайя) проявляется на уровне Сущности элементов — которая есть свет — как нематериальные образы, воспринимаемые только теми, кто обладает ясностью видения (Самбхогакайя), и на уровне материи, в вещественной на вид, материальной форме (Нирманакайя)."

Вот еще один отрывок из той же книги:
"Полная реализация

Обычные существа перерождаются без выбора, вследствие своей кармы, которая вынуждает их принять тело, соответствующее причинам, накопленным в бесчисленных прошлых жизнях. Полностью реализовавшее существо свободно от круговорота обусловленных причин и следствий. Однако оно может проявляться в телесном облике ради блага других. И Тело Света, и Радужное Тело Великого Переноса — это феномены, которые могут проявлять активность для общения с теми, кто имеет достаточную ясность видения, чтобы их воспринимать. А чтобы помочь тем, кто не имеет таких способностей, полностью реализовавшее существо может являться в обычном материальном теле — так поступили, например, Гараб Дордже и Будда Шакьямуни. Такое тело называется Нирманакайей: кайя на санскрите означает "тело" или "измерение", а нирмана — "проявление".

Итак, полностью реализовавшее существо может по своему усмотрению или проявить Тело Света, или добровольно воплотиться в обычном материальном теле в измерении грубой материи, однако это тело и производимые им действия его уже не обусловливают.

Самбхогакайя, или Тело Богатства, есть измерение сущности элементов, из которых состоит мир грубой материи. Их сущность — это тонкое измерение света, проявляющееся в богатстве форм, которые можно воспринимать только при высоком развитии способностей видения и ясности ума. Полностью реализовавшее существо может проявить себя и в измерении Самбхогакайи, но в такой форме оно не активно, в отличие от существа, проявляющегося в Теле Света.

Как лучи солнца есть проявление его неотъемлемых качеств, так и мудрость полностью реализовавшего существа по сути есть оно само. Каждый образ Самбхогакайи — это "олицетворение" какого-то аспекта чистой мудрости. Как у солнца нет цели посылать свои лучи в какое-то место, — только особенности самого места определяют, будет ли оно освещено ими, — так и доступность измерения Самбхогакайи зависит от активности практика, желающего обрести олицетворяемую тем или иным образом Самбхогакайи мудрость, открыв это измерение в самом себе.

Хотя способность проявлять образ Самбхогакайи или образ Нирманакайи — это одна из граней полной реализации, такая реализация подразумевает выход за пределы всех ограничений и образов. Реализовавший человек сумел проявить состояние, которое изначально и есть его истинное состояние, всегда было им и как таковое никогда не может исчезнуть, — хотя его переживание и было утрачено из-за иллюзии двойственности. Полная реализация означает, что человек постиг собственное тождество с первоосновой бытия — Дхармакайей, "Телом Истины", или "измерением реальности как она есть". Именно это всеобъемлющее пустотное всепорождающее начало, жи, Основа бытия каждого существа, проявляется в бесконечном танце энергий вселенной как образы Самбхогакайи и Нирманакайи реализовавших существ или как ограниченное кармическое видение — тело, речь и ум — пребывающего в плену двойственности существа, которое ошибочно принимает свою собственную энергию за кажущийся отдельным внешний мир (как объяснялось в главе о данг, ролпа и цел)."



ЦитироватьКаким образом проявление чего-то может быть необусловленным этим чем-то? Если нирманакая не обусловлена дхармакайей, значит она существует сама по себе.

..или второй вариант, следующий из вышесказанного: нирманакайя не отдельна от дхармакайи и не является ее проявлением/порождением. Нирманакайя это дхармакайя в восприятии обусловленных существ, накопивших множество благих заслуг.

ЦитироватьИными словами, где-то в мире наличествует самосущее сострадание, которое не имеет субстанциального носителя, т.е. не присуще никому.

Сострадание не самосуще, оно есть качество будда-сознания(мало того, имхо это качество воспринимаемое обусловленными существами, а не самими буддами, тк качества ума самого будды это блаженство, ясность и пустота - а вот именно они, по отношению к живым существам, воспринимаются ими как сострадание. Этот вывод, опять же имхо, обосновывается и праджняпарамитой и необходимыми качествами активности бодхисаттв, с нею связанными), т.е. по другому называют бодхичитта. Насчет махакаруны я не в курсе.

ЦитироватьЕсли махакаруна (великое сострадание) необусловлена, т.е. не присуща никому, то как можно утверждать, что кто-то являет нам чудеса сострадания?

Будда не является кем-то, никем-то или любыми сочетаниями двойственых указателей

ЦитироватьБуду благодарен за любой "скриптологический" (соответствующий священным писаниям) ответ.

Надеюсь что-то прояснил. Надеюсь также, что драгоценные наставления ННР по высочайшим аспектам дхармы, приведенные выше, не послужат основой для вольных ассоциативных спекуляций в дальнейшем. Заранее всем за это спасибо.
#1042;сем всего,
Сэм