Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Философия индийского атомизма

Автор Пламен, 15 сентября 2022, 19:43:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Диссертация
Градинаров, Пламен Иванов. Философия индийского атомизма. София, 1989. 270 с.+ Прил. (с. 271-526). Библиография в прил.: с. 462-486.

Автореферат
Градинаров, Пламен Иванов. Философия индийского атомизма :: автореферат диссертации доктора философских наук :: 09.00.03 / АН СССР. Ин-т философии. - Москва, 1989.- 44 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/3313-1

Введение к работе

Индийская философия, подобно древнегреческой, не является предметом узкорегионального интереса, а представляет собой общечеловеческое достояние. Она открывает доступ к вершинам знания, которые поражают воображение открывающимися возможностями для интеллектуального созерцания,масштабностью познавательных перспектив. Такой выдающейся вершиной в истории человеческой мысли является философия индийского атомизма, Конституирующая предметную область настоящего диссертационного исследования.

Под атомизмом автор понимает совокупность продуктивных философем, обладающих мощным теоретико-конструктивным потенциалом. Имеется в виду и тот факт, что разные философемы могут обладать разными степенями значимости и применимости. Так, например, допущение о мире идей, обособленном of конкретного эмпирическото мира, относится единственно к философий рационализма и применяется главным образом в рамках философского идеализма. Идея эйдоса однако имеет значительно более широкую сферу значимости и область применения. Она относится как к рационализму, так и к эмпиризму, как к концептуализму, так и к сенсуализму, ее применение позволяет говорить об объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической, трансцендентально-идеалистической и даже материалистической интерпретация эйдосов. Более чем показательным является тот факт, что Демокрит пользовался термином "эйдос" для обозначения последних неделимых структур материального мира.

На основе обширного фактического материала диссертант проводит идею о том, что, как правило, генезис собственно философского мышления в древней Индии осуществляется одновременно с процессом формирования развернутых атомистических учений. Эта констатация относится в первую очередь к философии Джайны, Адживики и Вайшешики; с некоторыми оговорками ее можно признать справедливой и применительно к остальным ортодоксальным (acтика) и неортодоксальным (настика) даршанам. Она, однако, может вызвать в какой-то мере законные возражения относительно генезиса буддийской и ведантистской философии. Эти возражения легко нейтрализовать ссылками на эзотерическую философию Будды, которая, судя по Абхидхамматтха-сангахе, содержала достаточно развитое атомистическое учение, а также на то обстоятельство, что основополагающий дли философии Веданты афоризм "тат твам аси" (это есть ты) принадлежит первому философу-атомисту Индии (Уддалаке) и относится к вопросу о совпадении минимальных материальных структур (ану), атмана и высшей реальности (сат).

Значимость и применимость атомистической идеи в пределах философии и науки индийского субконтинента трудно переоценить. С философско-методологической точки зрения чрезвычайно интересным представляется вопрос о том, как атомистическая гипотеза вписывалась в то или иное философское учение, стимулируя тем самым развитие философской рефлексии в области гносеологии, метафизики, категориологии, психологии, логики и натурфилософской эристики.

В теории познания атомизм связан с более четким выявлением степеней познания, с возможностью обособления латентных, или инфрачувственных вторичных качеств, с диалектикой перцептивного и рационального в познавательном процессе, с обоснованием практического характера истины (праманя), зависящей от сложного каузального комплекса и т.д.

Психология атомизма достигает ценных обобщений, проблематизируя атомистичность или всепроникаемость души (дживатмана), роль чужого Я и возможности его социальной перцепции, манас (внутренний орган) как атомистический регулятор процессов осмысления перцептов и особенно вопрос о типах восприятия, поскольку именно восприятие как первый и главный инструмент адекватного познания должно наглядно подтвердить существование атомов.

В области метафизики и категориологии индийский атомизм находит свое законченное выражение в философской системе Ньяя-Вайшешики. Разрабатывая атомистическую модель мира, мыслители Ньяя-Вайшешики сравнительно последовательно придерживаются принципа материального единства мира, уделяя должное внимание выяснению системогенеративных функций категории атман. Если, однако, исходить из числа допускаемых субстанций (дравья), то следует признать, что в своей физической онтологии все системы индийского атомизма, за исключением Самкхья-Йоги и буддийского атомизма, плюралистичны (Самкхья-Патанджала рассматривает грубые элементы, а следовательно и атомы, как субстанции, производные с точки зрения эволюции пракрити, а буддизм вообще связан с отрицанием существования каких-либо проявляющихся субстанций). Пространство и время, независимо от того, как они понимаются — как субстанции или просто как формы существования праматериальной субстанции, — объявляются метафизическими принципами индивидуации. Особенно характерной для метафизики индийского атомизма является диалектическая идея совпадения минимума и максимума, которая принимает различные категориальные материализации.

Большое значение атомизм имеет для развития логики и натурфилософской эристики. Зависимость между этими теоретическими конструкциями является демонстративно-прикладной. Основные постулаты атомизма оказываются в центре многовековых дискуссий по вопросу о механизме возникновения новых качеств, о соотношении части и целого, о природе органической системы, о типах логической установки и стиле философского мышления, о возможностях трансцендентальной и многоаспектной логики, о структуре силлогизма и аргументной привидности (хвтвабхаса), о перцептивных заблуждениях и т.д.

Научная актуальность избранной темы обусловлена возросшим значением синтетических и интегративных тенденций, характерных для современной научной картины мира. С историко-философской и историко-научной точки зрения, философия индийскою атомизма является прообразом своеобразной синтетической метафизики, находящейся в состоянии постоянного траисцензуса по направлению к частнонаучным дисциплинам. В этом отношении атомизм представляет собой воплощение более общей оппозиции, выражающейся в диалектике прерывности и непрерывности.

По мнению Дж. Н. Моханти, индийский атомизм является историческим прецедентом перехода от феноменологической теории восприятия к теоретической области региональных онтологии: "Удовлетворительная теория восприятия должна рассматривать следующие два феноменологических факта: прерывность и непрерывность нашего перцептивного опыта. Не феноменалистский атомизм юмистско-буддийского типа, а именно физически объектный"1. Мировой процесс либо объясняться как совокупность дискретных и в этом смысле атомарных событий, или же он характеризуется наличием непрерывной прогрессивной (или циклической) линии изменений. В отличие от атомизма Демокрита и Эпикура, с именами которых связана разработка дисконтинуалистского направления в физике, индийский атомизм предлагает широкий спектр континуалистских и эволюционно-дискретных программ, которые могут быть обобщены и противопоставлены друг другу как паринама-вада и арамбха-вада. Атомистические интерпретации и конкретизации данных учений можно обнаружить во всех (или почти во всех) частнонаучных дисциплинах таких, например, как космология, физика, астрономия, механика, химия, геометрия, биология и т.д.

Идея циклического характера космических процессов объединяет разные "атомистические Вселенные" индийской космологии; главные различия между ними обнаруживаются прежде всего в выяснении причин для активизации находящихся в состоянии космологического покоя (пралая) атомов. Анализ этих причин выявляет некоторые сходства космологии индийского атомизма с современной космологией антропного принципа (разумеется, с точки зрения ебщефилософских следствий и толкований), ставшие специальным предметом наших исследований2. Другие "симметричные идеи" мы видим в представлении джайнистой о пульсирующей Вселенной и первичном атоме, в космогонии множества миров (соответственно Вселенных) буддистов. Самая сильная и плодотворная гипотеза космологии индийского атомизма — это гипотеза об эволюционирующей Вселенной.

Атомизм Ньяи объясняет первый аспект. Но физически объектный атомизм должен как-то объяснить и второй аспект нашего перцептивного опыта. В каждом восприятии наличествует тенденция к самотрансцендированию или к дальнейшему самоопределению; эта тенденция заложена не в нашем сознании, а в самом объекте перцептивного осознавания, поскольку объекты перцептивного осознавания конституируют, в силу подобных интенций, один единственный мир.

_________
1.Mohanty J.N. Phenomenology and Ontology. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1970, p. 196.

2. Cм. Gradinarov P. Anthropic Web of the Universe: Atom and Atman. - Philosophy East and West 39 (January 1989): 27-45.

Механика индийского атомизма и атомистическая физика предлагают ряд решений и гипотез, научная значимость которых доказывается последующим развитием естествознания. Джайнистским атомистам, например, приписывается открытие закона о гравитации; интересно также отметить, что тяжесть (гурутва) рассматривается как объективно присущее свойство атомных агрегатов, которое в механике интерпретируется как причина падания (падана) тел.

Пространство и время описываются в едином континууме, метрические характеристики которого зависят от эволюционного состояния материи. Распространеные толкования акаши (эфира) позволяют определить ее, с одной стороны, как субстратную основу эмпирических пространственно-временных изменений, а с другой стороны, как энергетическую ткань универсума, обеспечивающую взаимодействие атомов. Более того, в рамках атомистической физики космоса говорится об едином поле взаимодействий (см. понятия дхармы и адхармы у Джайны). Широко обсуждается вопрос о космологической и чисто физической роли вакуума (алокакаша), о качественной специфике отдельных элементов, о типах движения и вообще о динамической картине Вселенной. Даются первые формулировки закона сохранения энергии и движения, закона сохранения материи (согласно Ньяя-Вайшешике, число атомов во Вселенной постоянно). В большинстве случаев физику индийского атомизма можно определить как качественную физику изменений, хотя достаточно внимание уделяется и исследованиям состояния материи — обсуждается вопрос о фазовых переходах, о смене агрегатных состояний, о способах, при помощи которых реализуется каузальная энергия всех физических трансформации и т.д.

Особенно важными по своему научному и эвристическому зничению являются проблемы физикохимии, т.е. той науки, которая подвергает анализу взаимоотношения между атомами и молекулами. Считается, что атомы разных элементов обладают различным атомным весом. Вследствие этого обнаруживаются разные тенденции движения атомов, а также специфически определенная валентная связь (так, например, атомы Самкхья-Йоги связаны с точно определенными танматрами, образующими радикал расположенных ниже с точки зрения атомного веса атомов и служащими в качестве менструума, в котором осуществлаяется синтез более тяжелых атомов), способность к моно- или полиэлементному конгломерированию и т.п. Активно обсуждаются три основных варианта описания атомов: а) атомы как вечно дифференцированные субстанции, б) атомы как продукт космологической эволюции праматерии и в) атомы как результат их собственной самодифференциации. В этой связи тематизируется также вопрос об инфра-атомном уровне исследования материи, равно как и возможность существования фундаментальных структур, снимающих в эволюционном отношении многообразие материального мира. Кроме того, постулируется возможность вмещения атомов всей Вселенной в пространство одного атома прадханы. В современной физике элементарных частиц эта идея связана с именем Фридмана (см. фридмоны).

Основные положения атомизма находят отражение и в астрономии, где измерение движения небесных тел осуществляется в единицах, отвечающих перемещению небесного тела на один атом пространства за один атом времени. В математике разрабатываются основы дифференциального изчисления. В геометрии постулируются аксиомы, посредством которых консолидируется главный принцип атомизма — принцип деления. Знания об атомах, очевидно, использовались для развития металлургии, служили методологической и общенаучной основой для бесспорных успехов медицинских школ древней и средневековой Индии.

Все это дает нам достаточно оснований для того, чтобы определить философию индийского атомизма не только как значительное явление спекулятивно-положительной мысли в Индии, но и как общую методологию для обоснования и развития научного познания. К этому следует прибавить и те задачи, которые атомистическое учение решает в области общественного познания и практики, анализ которых предопределяет социально-политическую значимость выбранной темы.

* * *

Если для европейского континента отношения между атомизмом и индивидуализмом строго ограничены рамками механистической или, соответственно, органической канцепции взаимосвязи элементов природы и социума, в пределах индийского культурного региона разные варианты атомизма предполагают также разные социомодификации индивидуализма, варьирующие от утверждения до теоретического уничтожения индивидуального субстрата человеческого Я. Так, например, в рамках атомистической философии Ньяя-Вайшешики индивидуальное Я (атман) положено как отдельная и независимая субстанция наряду с материальными атомами: махабхута и атман (а следовательно, атомы и индивиды) — однопорядковые субстанции, находящиеся в сложных отношениях космологической координации. Для Джайны атомы и множество индивидуальных Я (дживатман) представляют собой совместимые субстанций — индивидуальное Я теряет свойство всепроникаемости и ограничивает себя во время трансмиграций размерами индивидуальной субстанции, продолжая, однако, выполнять функции организующего принципа по отношению к материальному телу. Для Уддалаки и для большинства представителей Самкхья-Йоги индивидуальное Я, в той мере, в какой оно схватывается как субстанция, совпадает по размерам с атомом и помещается в сердце человека. Несмотря на это, при помощи диалектики атмана и Брахмана (см. сат) индивидуальное Я, независимо от своей атомистичности, становится идентичным со всеобъемлющей реальностью: атом является символом неделимости индивида как в микро-, так и в макрокосмическом аспекте. И наконец, для буддизма нет никакого отдельного Я как субстрата моментально существующих скандх: как атомы, так и индивиды не более чем эфемерно сосуществующие агрегаты дхарм.

Разумеется, главным направлением исследования остается выявление эвристических возможностей и реальных теоретико-концептуальных структур философии индийского атомизма. В этом отношении главная цель диссертации — создание интегральной картины парадигмальных образцов индийского атомизма с точки зрения их философского потенциала, демонстрация индийского атомизма не просто как совкупности атомистических тенденций в тех или иных школах индийской философии, а как метафизического синтеза единого образа мира. Достижение этой цели осуществляется путем постановки и решения ряда взаимосвязанных задач, таких, как:

- Выявление основных областей применения атомистического способа мышления в Индии.

- Анализ исторической и концептуальной достоверности корреляции атомизм-материализм, а также конкретных формо-проявлений данной корреляции.

- Исследование взаимодействия разнообразных эмпирических, психологических, онтологических и трансцендентально-логических оснований различных теоретических экспликаций философии индийского атомизма.

- Экспозиция основных типов логических структур, характерных для философии индийского атомизма. Такими структурами являются филогенетическая, или эволюционная логика атомизма, онтогенетическая логика, т.е. логика самообоснования атомизма, собственно логические конструкции (анумана-вада) в философии индийского атомизма и прежде всего Ньяя-Вайшешеки, а также связанные с атомизмом параконсистентные и диалектические формы мышления.

- Критическая оценка преимуществ и недостатков атомистического видения природы как средства создания синтетической картины физического мира.

- Методологическое и общефилософское исследование соотношения между категориями "материя", "движение" и "энергия" (т.е. между категориями дравья и карма), а также возможностей энергетических истолкований атомизма.

- Развернутый анализ двух ооновопологающих программ индийского атомизма — арамбха-вады (грубо говоря, механицизма) и паринама-вады (эволюционизма).

- Критическая реконструкция механизма взаимодействия тех или иных каузальных доктрин с атомистическим способом мышления в рамках индийской философии.

- Анализ космологических функций акаши (эфир) как принципа (возможно пустоты), являющегося комплементарным по отношению к атомистическому учению.

- Выявление космологических проекций пространственно-временных применений атомистического способа мышления.

- Анализ возможных выходов атомизма на концепции множественной и соответственно циклической Вселенной.

__________________
Дальше см. вложенные файлы.