Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Интуиция

Автор Nick, 09 февраля 2003, 10:13:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Считаете ли Вы, что интуиция это метод познания?

да
4 (50%)
нет
1 (12.5%)
не знаю
1 (12.5%)
напишу подробнее
2 (25%)

Проголосовало пользователей: 7

Голосование закончилось: 10 апреля 2003, 11:13:52

Nick

Определение интуиции по Бейли.
ЦитироватьИнтуиция - это синтетическое понимание, являющееся прерогативой души; она становится возможной лишь тогда, когда душа устремляется в двух направлениях: к Монаде и к интегральной, согласованной, целостной (пусть даже на время) личности. Это - первый признак глубоко субъективного единения, которое достигает высшей степени своего совершенства в третьем посвящении.

   Интуиция - это целостное схватывание универсального начала и когда она активна, хотя бы - в один момент, происходит полная потеря ощущения изолированности. В своей высшей точке она известна как Всеобщая Любовь, которая не имеет отношения к чувственности или сентиментам, а заключается в отождествлении со всеми существами. Тогда возможно подлинное сострадание; тогда критика делается невозможной; тогда только во всех формах становится виден скрытый божественный росток.

   Интуиция - это свет и когда она действует, то мир виден как свет и
постепенно зримым становятся тела всех форм, состоящие из света. Это
дает возможность соприкосновения с центром света во всех формах и
таким образом устанавливается сущностное отношение, а чувство
превосходства и изоляции уходит на задний план.
нет религии выше истины

ADept

Вне сомнений. Интуиция -  Высший Манас - это ТО, во что трансформируется рАзвитый Интеллект..
Сугубо условно данные уровни выражают следующее:
Чувства (Kama) - Интеллект (Manas низший) -> Я Знаю.
Интеллект - Интуиция (Manas Высший) -> Я Вижу.
Интуиция - Мудрость (Buddhi) -> Я Осознаю.
---
Но я бы переименовал из слова "метод" в слово "инструмент", ибо техника использования Инструмента для достижения Цели является Методом, а мы об этом еще не говорили.
(Ведь Ум - тоже "Инструмент", но методы использования могут быть разными)
atyat nasti paro Dharmah..

Nick

Очень даже может быть что инструмент. Тогда какие методы использования этой "отвёртки"?
нет религии выше истины

WOLF

Интуиция - свет праджняпарамиты
м ! Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи.

Nick

WOLF,
поконкретнее представте нам Праджню Парамитовну, пожалуста. :) (Уважаемый, это необходимо, согласно закону восхождения от абстрактного к конкретному, см. о диалектике).
нет религии выше истины

ADept

хм.. если еще подумать, то скорее даже не метод, а Цель использования..  все-таки сама технология использования сего инструмента одна - вопрос в направлении.
---
а вообще трудно говорить о том, у чего нет "формы", поэтому, возможно, на данном пороге вся наша "наука" и слова не имеют Смысла, по крайней мере, не смогут передать ТО "Я Вижу". (если еще кто-то вообще "видит".) Хотя вполне возможно привести к порогу Ителлект-Интуиция, а уж процесс трансформации - это дело каждого.. более того, возможно, даже это дело не одной Жизни )
---
ПС - переименуй в "инструмент" и тогда я проголосую )
atyat nasti paro Dharmah..

Nick

ADept,
а кому сейчас легко? :) О сложном и бесформенном всегда говорить трудно, но именно это и цениться - прояснить, то что не имеет формы. От абстрактного к конкретному! :)
нет религии выше истины

ADept

Христос говорил притчами - это не наводи Вас на размышления ? :-) почитайте Мокшадхарму - там аналогично ;-)..
---
я ж говорю - все пытались подвести  к сему Порогу развитОго Интеллекта, который должен внутри человека трансформироваться в Интуицию, ибо иначе будет ЭКЗОтерика ;)
atyat nasti paro Dharmah..

Пламен

Интуиция безусловно средство познания, а следовательно и инструмент познания, т.е. прамана. Таких инструментов разное число у разных школ признавалось - от двух до пяти или даже шести в некоторых вилках Веданты. Метод познания здесь, скорее, задается чувством, интеллектом, мудростью и тем, что за мудростью (об этом нам только тантрики могут поведать).

Интуиция (сакшаткара, букв. то, что делает что-то очевидным) традиционно признавалась частью первого инструмента познания, пратякша (восприятия), которое - тоже традиционно - разделялось на два вида: обычное (мирское, лаукика) восприятие и необычное (немирское, алаукика, трансэмпирическое) восприятие.

Переход от мирского восприятия (мирской, натуралистической установки сознания) к немирской, трансцендентальной установке является центральным как для восточной философии, так и для европейской философии, где эта тема проблематизируется и превращается в центр философских изысканий Гуссерлем.

То, что в индийской философии всегда служило неисчерпаемым источником глубоких рефлексий о природе бытия - человека и внешней реальности, - превратилось в мотивационный центр философских медитации только с появлением трансцендентальной феноменологии Гуссерля.

Вот что говорит об этом переходе феноменолог второго поколения, проф. Эмануел Левинас, долгие годы служивший директором Архива Гуссерля в бельгийском городе Лувене.

Философская интуиция
http://www.orientalia.org/article284.html

Интуиция и феноменологическая редукция
http://www.orientalia.org/article285.html

GK

Думаю, что интуиция – это не средство познания, а сама изначальная природа человека. Эта природа неотделима от всего проявленного, что разделенный ум наблюдает как нечто отдельное от себя. Именно при таком разделении и возникает потребность в познании «чужого» и непонятного. Интеллект накапливает знания об отдельных «реальностях» (о себе и внешнем мире) с целью воздействия на них, изменения их под свои эгоцентрические потребности. Воздействие на внешний мир, его трансформация создает иллюзию возможности такого же изменения себя самого. Но если, условно, в феноменальном мире действуют субъект и объект, то в мире невидимом, мире психики нет на самом деле деления на агента действия и объект действия. Тогда ум отделяет собственные проявления (мысли, чувства и эмоции) и назначает одну из своих многочисленных и преходящих мыслей главной – контролирующим центром, цензором и судьей, создавая иллюзию познания и корректировки остальных мыслей и внутренних установок. Все это игры и уловки поверхностного ума, активная деятельность которого не позволяет выход наружу глубинных его слоев, основы, того, что можно было бы назвать интуицией. Интуиция проявляется лишь непосредственно в момент действия, в момент отсутствия субъекта и объекта, до начала осознания поверхностным умом. Это действие нельзя назвать познанием, ибо познавать некому и нечего, это просто бытие, жизнь, слияние (иногда это называют Любовью). Где есть Любовь, там не требуется познание, так как наличествует очевидность. По большому счету, Любовь это и есть та основа, которую мы именуем интуицией.
elax, you are home

Nick

Цитата из статьи Левинаса:
ЦитироватьФилософская интуиция Гуссерля - это рефлексия над жизнью, рассмотренной во всей своей конкретной полноте и богатстве, жизнью, которая рассматривается, но более не переживается. Рефлексия над жизнью отделена от самой жизни, так что невозможно увидеть связь рефлексии с судьбой и метафизической сущностью человека.
Не совсем понятно зачем было вводить "интуицию" для описания рефлексии над жизнью, но такая точка зрения определяет интуицию как метод.
Если рассматривать человека как многооболочное проявление (тело-физический мозг-эмоции-ум-душа-атман: набрано случайно :) ), то как атманы (монады), чья природа, как сказал ГК  "неотделима от всего проявленного", мы пребывает во всеведении, но наш физический мозг обделён таким богатством понимания. Человек выравнивает (соединяет) физический мозг и ум, полирует ум до зеркального блеска посредством разных уловок (в том, числе рефликсией над жизнью, медитацией, освобождением от привязанностей), но у меня большие сомнения, что это зеркало будет что-нибудь отражать само по себе, кроме того, что ему уже известно (или нагарджуновской пустоты), и именно это затем и передаётся в мозг. Проблема в том, что само зеркало не является источником света и ему нужен в помощники фонарик. А вот интуиция это медот (средство, инструмент) посредством которого зажигается фонарик.
нет религии выше истины

Пламен

Метод - это не средство (инструмент), потому что тогда выражение методические средства было бы полнейшей тавтологией. А интуиция является как раз таким методологическим (или даже методическим, как любил выражаться Гуссерль) СРЕДСТВОМ.

Метод - это ПУТЬ познания, а интуиция, размышление, сопоставление и т.д. - средства на этом пути.

Или, в терминах буддима, МЕТОД - это благородный восьмеричный ПУТЬ, а тапас, шаматха, випашьяна и т.д. - всего лишь инструменты, средства, которые нам помогают идти по пути (следовать методу).

То же самое наверно и с методом восхождения от абстрактного к конкретному.:-)

ADept

Plamen>  вот ЭТО как раз ТО самое ;-)
atyat nasti paro Dharmah..

Nick

Метод в обычном смысле подразумевает время, путь, движение из этой точки к цели, однако всё эзотрическое знание это как раз, то, что не существует вне человека и его развития, оно внутри него и находиться с ним сейчас (эзотерики выражают это так - человек и есть сам Путь), поэтому определяя интуицию как метод я вкладываю совершенно особый смысл. Здесь средство, метод его использования и "я", которое во времени применяет средство посредством метода, есть три в одном флаконе. Именно это и подчёркивается в первом сообщении треда. Интуиция как метод включает в  себя отказ (отстранение, абстрагирование) от понимания себя как мыслящего центра (или от я" как определяет его философия в лице Гегеля) и как средство приносит понимание себя как более глубинной всеобщности существующего. Из Бейли
ЦитироватьНеобходимо помнить (и здесь становятся видны достоинства и ценность технического или академического оккультизма), что уровень, на котором проявляется интуиция и возникает интуитивное состояние сознания - это буддхический уровень или план. Он является высшим коррелятом астрального или эмоционального плана, плана чувственной определенности, достигаемой благодаря ощущению тождества с объектом внимания или притяжения.
Интуиция это чистое понимание которому не нужно ни средство, ни метод (так как они известны мыслящему существу) - оно вбирает их в себя и растворяет.
нет религии выше истины

ADept

намешал, ой, намешал %))
atyat nasti paro Dharmah..

Dzenych

Развитие интелекта не имеет отношение к интуиции, как таковой.  Развитый интелект может реализовать Йогу - это вся его заслуга. А вот интуиция изначально есть в каждом живом существе, которое обладает чувственным восприятием.
Поясню:

Любое, даже самое тупое, безмозглое и примитивное живое существо с первых мгновений обладания, к примеру, слухом - отличает тишину от звука. Или, к примеру, как только есть обладание зрением - мгновенно, отличает свет и темноту... Иначе говоря: есть некое знание (природа), которое становится темнотой или светом, звуком или тишиной и т.д. и т.п...
Следовательно, для чувственного существа, все вещи и явления реально представляют из себя лишь первичное знание которому, благодаря "цепляниям" сознания, предстоит стать конкретной само-вещью или само-явлением в уме. (Кстати, именно  сознание, а не ум виноват в иллюзии реальности. Ум, сам по себе ничего не может, он не может сам разделиться или быть единым и т.п. Его деятельность - это деятельность послушной машины и каков хозяин, такова и деятельность, таково и состояние машины.) Вот тот момент сосредоточения на проявлении знания (природы) в деятельности чувственного восприятия, можно условно выделить и обозначить как интуиция. Промежуточно-необходимая цель Йоги - пробудить постоянную сознательность этого момента.

drytree

Хокку для Дзеныча:

Компьютер уж не виден.
Мерцание...
Мерцание...
.. и это наполняет нас всех безграничным бла

Пламен

Хокку, по всей видимости, обо мне. Придется временно расстаться с компьютером из-за мерцания в глазах.

Nick

Интуицию нельзя воспринимать как ядерную бомбу против незнания. Чтобы прийти к интуции как факту физического мозга, необходимо идти путём изменения самого себя, а изменить себя можно только путём познания себя до глубин интуиции.
Чтобы активировать клетки мозга в нужной области эзотерика предлагает использовать изучение символов.
Из Бейли
ЦитироватьСимволы - это внешняя, видимая форма скрытых духовных реальностей.
Когда будет достигнута легкость в обнаружении реальности, лежащей за любой конкретной формой, это будет свидетельством пробуждения интуиции.
и далее...
ЦитироватьСимволы должны изучаться по трем направлениям:

     а) Экзотерически. Сюда входит изучение формы символа как целого, его линий, а значит - и его нумерологического значения, а также - изучение формы его сечений и составляющих, например, кубов, треугольников, звезд и их взаимных соответствий.

     б) Понятийно. Сюда входит проникновение к лежащей за символом идее, которая может быть выражена в его имени; к его смыслу, проявляющемуся в сознании во время медитации; к его значению как целого или - к частичному значению. В процессе такого проникновения надо иметь в виду, что идея имеет высшую или абстрактную направленность; что смысл - это направленность, выраженная в терминах конкретного разума; что его значение имеет эмоциональный характер и может быть выражено как тип желания, которое символ в вас возбуждает.

     в) Эзотерически. Это предполагает действие на вас силы или энергии и качество тех вибраций, которые символ может возбудить в каком-то из ваших центров или в вашем астральном теле или только в вашем разуме.
Физический могз это только конечный приёмный пункт, и если эмоциональная и ментальная составляющая не развита соответственно интуиции, то изучения символов непринесёт ожидаемого результата.
Таким образом, эзотерическое знание не передаётся из уст в уста, а открывается самим человеком на пути "углубления", и акцентирование теософией начала века внимания на пути, учителях и прочей бутафории совершенно не отражает самой эзотерики (против чего и выступил Кришнамурти).
"Нет религии выше Истины" провозгласила Блаватская, но "Истина это страна без дорог" ответил ей К. :)
P.S. Также к интуиции можно отнести три техники:
технику присутствия
технику света
и технику безразличия.
P.S.2 Какой ужас выскочил на странице
ЦитироватьДП 295. Убив мать и отца и двух царей из касты брахманов, убив пятым человека-тигра, брахман идет невозмутимо.
— Дхаммапада
Куда там у них милиция и парламент смотрит? Прямое подстрекательство к насилию.  :twisted:
P.S.3 а вот что ответили :)
Цитировать36.5. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.
— Лао Цзы
нет религии выше истины

Nick

Как развитие могза и его взамодествия с умом определило всю современную цивилизаюции (со всеми её науками), так и развитие взаимодействия с буддхи определит всё будущую расу. В этом смысле интуция стоит над наукой, и не может быть методом. Можно сказать, что она канал (который и есть человек) соединяющий высшее с низшим. Поэтому более корректно считать методом учение о построении канала между физическим мозгом и буддхическим уровнем (источником интуиции). Именно сущестовование такого канала приводит к конкретному проявлению интуиции, могз становиться восприимчивым к откровению. Об откровении читаем в следующем треде.
P.S. что говориться у Бейли о проявлении интуиции.
ЦитироватьИнтуиция - это свет и когда она действует, то мир виден как свет и постепенно зримым становятся тела всех форм, состоящие из света. Это дает возможность соприкосновения с центром света во всех формах и таким образом устанавливается сущностное отношение, а чувство превосходства и изоляции уходит на задний план. Поэтому появление интуиции приносит три качества:
Просветление. Под этим я подразумеваю не свет в голове. Это поверхностное явление, и многие люди, по-настоящему владеющие интуицией, совершенно не знакомы с такого рода светом. Я имею в виду тот свет, который освещает Путь. Это - "свет интеллекта", он освещает разум и отражается в том умственном аппарате, который "светит всегда ровным светом". Это - "Свет Мира", вечно существующая Реальность, которая может быть открыта только если найден собственный индивидуальный свет. Это - "Свет Веков", который становится все ярче и светит до тех пор, пока не наступит вечный День. Поэтому интуиция - это открытие в себе самом, не теоретически, а как факта личном опыта, своего полного тождества с Всеобщим Разумом, своей конституирующей роли как части великой Жизни Мира и своего участия в вечном воспроизводстве Существования.
Понимание. Это должно выступать в буквальном значении, как то, что "стоит за" всеми формами (английское understanding). Еще одно значение - способность удаления или возможность уйти от закостенелого отождествления с жизнью форм. Я хочу отметить, что такой уход сравнительно прост для тех, кто обладает преимущественно качествами первого луча. Проблема состоит в том, что уйти надо в эзотерическом смысле, избегнув при этом ощущения отдельности, изоляции и превосходства. Люди первого луча легко сопротивляются тенденции к отождествлению с другими. Для того, чтобы иметь подлинное понимание, необходима развитая способность любви ко всем существам и в то же время - целостность личности. Такого рода целостность очень легко обрести за счет неспособности любить, за счет эгоистической заботы о собственном комфорте - физическом, умственном, душевном и прежде всего - эмоциональном. Люди первого луча страшатся эмоций и презирают их, но иногда они вынуждены входить в эмоциональные состояния еще до того, как научатся использовать свои эмоции должным образом. Понимание предполагает контакт целостной личности с жизнью плюс - наличие этической реакции на групповые цели и планы. Оно также означает единство и целостность личности и души, широкий опыт и быстрое действие непреходящего Христова начала. Интуитивное понимание всегда спонтанно. Когда к пониманию примешивается рассуждение, это уже нельзя отнести к действию интуиции.
Любовь. Как уже было сказано, это - не чувство привязанности или влюбчивый нрав; эти аспекты случайны и вторичны. С развитием интуиции как привязанность, так и склонность к любви неизбежно проявляются в своей чистой форме, но то, что их производит, является гораздо более глубоким и общим. Это - то синтетическое, что включает понимание жизни и чаяний всех существ (я намеренно выбираю эти два слова!), что является высшей прерогативой Сына Божьего. Оно отрицает все, что воздвигает барьеры, рождает критицизм и ведет к разобщенности. Оно не проводит различий даже когда дело касается чьих-то нужд и порождает в том, кто любит душой, непосредственное отождествление с тем, на кого направлена его любовь.
В этих трех словах суммируются три качества или три аспекта интуиции, которые можно объединить словом универсальность или смыслом универсального Единства.
нет религии выше истины