Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Пустотность пустоты

Автор Пламен, 17 марта 2003, 19:49:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Именно мистическая интуиция (йоги-пратьякша) может рассказать сознанию, что такое пустота. Диалектический разум, как видим, тоже на это способен. Если бытие есть чистая абстракция и абсолютно отрицательное (отсутствие конкретных характеристик и предикатов), то пустоту можно определить как абсолютное бытие отрицательности. Тоесть, она есть единственная позитивная характеристика бытия. В своей чистой абстрактности абсолютное бытие есть пустота всех определений, всех представлений и любой мысли. Следовательно пустота является единственным и неотнимаемым атрибутом абсолютно чистого бытия.

КИ

Пламен, два последних Ваших сообщения в этом треде просто превосходны. Первое еще раз показывет очевиднейшую параллель феноменологии с поздним буддизмом (а корень ТАТ вообще вне слов).

Пламен

Рад поставить! :)

Зато search function что-то барахлит. Попробуйте найти вот это

Санскрита-шуньята

оба слова в постах

КИ

А поиск точно работает и по форуму? Выводит одни только статьи и энциклопедии.


PS

Это так в строке поиска слева из Home page.

А из специального окна поиска одно отдельное слово Санскрита нашлось.

Пламен

Не тот поиск, этот - здесь, наверху, что в меню.

Санскрита-шуньята

Кажется, исправил. Нашел эту последнюю "санскритскую" шуньяту.

КИ

Ок! Я как раз редактировал предыдущее сообщение :)

может символ "-" работает как комманда исключения?

КИ

Нашлось 1 "Санскрита-шуньята" .. вот тут :)

Пламен

Все будущие сообщения будут индексированы. Попробую "отредактировать" все прошлые сообщения автоматическим скриптом.

Когда написал Tat, я тоже этому удивился! 8O

Nick

Мистическая интуиция расказывает сознанию, а сознание посредством диалектики рассказывает другому сознанию. :) Действительно, логика это незаменимый инструмент общения, а вернее взаимопонимания.
Вероятно, ни пустоту, ни бытие выделить в чистом виде (т.е. друг без друга) невозможно, и, если упорствовать в этом направлении, какими бы ни были разными начальные посылки, получаются одинаковы ошибки - казусы атомизма и критического идеализма ничем не отличаются от казусов "пустотников". Но восточная отрицательность и западная позитивность могли бы быть прекрасными партнёрами, и в этом есть собственная (историческая) диалектика.
нет религии выше истины

admin

Кант, также говорит о пустоте:
В эмпирическом регрессе нет опыта относительно абсолютной границы, стало быть, относительно условия, которое было бы эмпирически абсолютно безусловным. Причина этого в том, что подобный опыт должен был бы заключать в себе ограничение явлений ничем и пустотой, на которую наталкивался бы при своем продолжении регресс, осуществляемый при помощи восприятия, что невозможно.
Мир (в своей целокупности) не дан мне никаким созерцанием, стало быть, и величина его не дана до регресса.

Пустота у него (Канта) чисто гипотетическое понятие, в то время как каждый на примере собственного опыта знаком с ощущением пустоты, которое находится на грани восприятия. Отрицать это бессмысленно, поэтому пустотность не есть запредельное понятие - это пограничная ситуация, о которой мы тем не менее имеем представление. Для большинства людей она ассоциируется с неизвестным, а также с тем, чего надлежит избегать и что может внушить ужас и повергнуть ум в полное смятение. :evil:
Но практики йоги это опровергают. :)

Пламен

Очень верное замечание. Пустота действительно не является запредельным фактом. Она самый что ни есть воспринимаемый эмпирический факт. Воспринимаемый факт отсутствия бытия того или иного объекта или субъекта. Когда я говорю, здесь нет никого, то это безусловно эмпирическое суждение, в котором ничего трансцендентного нет. Именно это трансцендентное (здесь и сейчас) и отсутствует.

Но так ли стоит вопрос с пустотностью самой пустоты? Если я скажу, что пустота пуста в том же смысле, в котором пуста и эта комната, то тем самым - отрицаю наличие пустоты, - я буду утверждать что-то запредельное моему непосредственному опыту. Пустотность пустоты и есть эта утверждаемая по отношению к эмпирической пустоте трансцендентность. По отношению к ней мы уже не в состоянии утверждать предикат пустотности, следовательно, здесь мы имеем непосредственный "тоннель" к узрению абсолюта, пустотность пустоты служит нам в качестве трамплина к Трансцендентному Абсолюту.

Nick

Насколько я понял, что когда мы воспринимаем пустоту (например, пустоту отсутствия мыслей, восприятия и пр.), то всё равно остаётся тот кто, осознаёт эту пустоту. Далее, он говорит о пустотности самой пустоты, и выталкивает и это осознание (осознание пустоты) за "свой предел" (великий предел даосизма?). Вероятно, исчезает осознание самой пустоты, и остаётся то, что остаётся. Если учесть, что пустота и бытие неразделимы, то исчезнет (преобразуется) с пустотой и всё то, что мы воспринимаем как реальность.
нет религии выше истины

ddd

Конечно, если бы отсутствовало чувственное познание качеств объекта (пустотности пустоты), тогда о чем бы мы говорили!?
Зачем нужен скачок в неизвестное? Этому то как раз и противится больше всего наш рассудок, ведь он хочет пойти в гости к пустоте с записной книжкой и ручкой, чтобы таким образом, посредством магического действия писания и правил грамматики приручить ее.
Не вижу в этом ничего зазорного!
Так мне подсказывает мой опыт общения с продвинутыми. Возможно, это был мой обман чувств, а возможно опыт йогического общения. :)

(Не тунель, а тональ 8)  :lol: )
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Пламен

Пустотность в русских переводах буддийских текстов никуда не годится, потому что оригинальные санскритские слова - шунья (пустой, лишенный) и шуньята (пустота, лишенность). Пустотный на санскрите будет шауньятика (формально правильное слово, но в текстах не используется), а пустотность должна обозначать общее понятие о пустоте (шуньятатва, в принципе есть как категория, но не она имеется в виду под пустотностью; в большинстве случаев переводчики даже и не подозревают о существовании шуньятатвы).

Другое дело, что никто сейчас не переводит махаянские тексты с санскрита (либо с английского, либо в редких случая с тибетского и китайского), а в английском шунья переводится как void, а шуньята как voidness. Поскольку void на английском может означать как прилагательное пустой, так и существительное пустота, то при переводе на русский возникает контаминация прилагательного и существительного, и спор этот решается в пользу неоправданной субстантивации термина шунья. Поэтому, когда появляется действительно субстантивированное прилагательное шуньята (voidness), русские переводчики вынуждены применять дважды субстантивированное слово пустотность.

GK

Пламен, рассуждать о пустоте - это пытаться есть суп вилкой :)
elax, you are home

Пламен

А переводить тяп-ляп - это пытаться резать горячий суп ножом. :-)

ddd

А какая есть связь термина пустоты с акашей, если рассматривать это с точки зрения ведической традиции?
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Пламен

Непосредственная. Когда мы говорим "горшок пустой" (гхата шунья - опуская окончания и сандхи, чтобы были видны коренные словоформы), мы имеем в виду, что в горшке находится только акаша. В самом общем метафизическом плане акаша - это махабхута (субстанция или даже пространство), которая предоставляет место другим субстанциям. В джайнизме акаша делится на два "сегмента" - 1) мировая акаша (локакаша), которая наполнена другими пудгалами, и 2) внемировая акаша (алокакаша), в которой ничего нет, чистый вакуум, пустота par excellence.

В раннем буддизме акаша является отсутствующей махабхутой (у которой, тем не менее, есть все признаки, как у остальных махабхут, например признак звука, дхарма звукового сознания и т.д.) и присутствующей непричиненной дхармой. Трудно сказать, пустой она была или непустой, так как есть все основания предполагать, что акаша является пространственной оболочкой континуума всех дхарм, т.е. дхарматы.

ddd

Тогда к каждому элементу можно безболезненно присодинять акашу-махабхуту и преспокойно продолжать разговор. :) Чтобы был звук нужна пустота пространста и пустота воздуха.
Похоже что речь идет о чистоте представления, как о чистоте элемента 99,999 %.
Я где-то встречал, что представление об одном элементе подразумевает обязательное пресутствие всех остальных элементов.
Тут обязательно надо вспомнить, ту интересную статью о воде, в которой говорилось, что только сочетание молекул воды производят на свет информативную структуру воды.
На каком этапе мирового строительства возникают первоэлементы, до атомов (дхарм) или после?
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

КИ

Акаша = дхармата = пространство ума. Единственная пустота в буддизме это пустота ума. Пустота от дхарм? Или от ложного взгляда на дхармы? Или от самого ума? Это уж у кого как.