Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

вайрагья у Патанджали

Автор anchutka, 28 апреля 2003, 20:46:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

anchutka

В 1-й главе Йога-сутры Патанджали говорится, что  (приблизительно так) "сознания можно остановить вайрагьей и абхьясой" (1.12) - и это почти дословное повторение фразы из Бхагавадгиты 6.35
Можно ли сказать, что Патанджали продолжает традицию БхГ?
а еще  - в каких буддийских текстах фигурирует вайрагья?

Пламен

Отличный вопрос, спасибо!

Глава VІ БГ называется Дхьяна-Йога, а глава ІІ Йога-сутры посвящена практически самьяме, первое место в которой занимает именно дхьяна. По сути дела комментарии Шанкары к БГ VІ.35 мало в чем отличаются от комментариев Вьясы и последующих мудрецов в исходящей из него линии толкования.

Вот комментарий Шанкары:
асаМшаяМ ити | асаМшаяМ нАсти саМшаяХ хе махАбАхо "манаХ дурниграхаМ чалаМ" ити атра | Кинту - абхЯсена ту... вайрагеНа ... грихяте викшепарУпаХ читтася.

Шри Бхагаван сказал "несомнено". Несомнено, о великий герой, означает нет никакого сомнения в том, что "подвижный ум трудно поддается обузданию". Но - при помощи упорной практики... и безмятежностью... можно обуздать сознание в его рассеянной форме.

Викшепа - это рассеивающий фактор, которому отделяется много места в Йога-сутре, а викшипта-бхуми - это третья из плоскостей сознания после кшипта и мудха, до уровней екаграта (ekagrata) и нируддха (niruddha). Именно здесь в действие вступает дхьяна (дхяна, dhyana-yoga). Дхяна еще не является самадхи, но в ней уже намечаются подступы к полному уничтожению модификаций сознания, после которого и возможна самадхи.

Для Патанджала-Йоги (PAtanjala-Yoga) дхьяна тоже осуществляется на уровне ИНЦИДЕНТНО рассеяного (викшипта) сознания, и средствами подавления (ниродха) протуберансов волнующегося сознания - упорная практика (абхьяса, abhyasa) и безмятежность (вайрагья, vairagya). Но главное в Йоге не дхьяна, а самадхи - полноценная медитация после того, как достигнут уровень подавленного сознания (асампраджнята-самадхи) или самадхин работает в четвертой сфере, однонаправленного сознания (cittasya ekagrate) в рамках когнитивной самадхи (сампраджнята-самадхи).

Со своей стороны, вся Йога буддизма гравитирует около дхьяны, причем создается впечатление, что дхьяна и есть единственная медитация, а самадхи представляется своего рода трансцендентным состоянием и постепенно выталкивается в периферию практического интереса.

Я боюсь, что связь может прерваться, поэтому запишу это сообщение, а потом продолжу.

Kalidasa

А Вы уверены, что это Патанджали "продолжает традицию БхГ", а не наоброт? Бхагавадгита - в ее нынешнем варианте, очень уж смахивает на более позднюю (относительно всего текста Махабхараты) вставку...
Патанджали (так считают) - это 4й-3й вв до н.э. - а Бхагавадгита? Считается, что истоки Махабхараты, как эпоса, восходят ко второму тысячелетию до н.э., но современный вид она приобрела только к5му-6му вв н.э.. Бхагавадгиту относят, приблизительно, к с средине 1го тысячелетия до н.э. - но кто знает, каким был тот вариант, и сколько раз он корректировался? Шактистские Писания вообще утверждают, что в изначальной версии Гиты Кришна излагает Арджуне учение Крамы... :wink:
#1050;алидасананданатха Каула

HRIM SHRIM KRIM SVAHA

Пламен

Приветствую Вас, Калидаса!

Вот я тоже об этом подумал, но поскольку ученые очень дотошные и чем больше они занимаются вопросом датировки данного сочинения, тем больше оно передвигается вперед по времени. Так что жизнь Патанджали по убеждению современных "йогологов" приходится на ІІ-ІІІ век после Христа.

Вполне однако возможно, что каждая Йога в Гите имеет свою эпоху, хотя слишком они унифицированы стилистически. Кстати, а что это за Учение Крамы? Что-нибудь связанное с естественным ходом (крама) вещей? Или это просто опечатка?

PS. Не вызывает однако сомнения (асаншаям ити:-)), что БГ и Патанджали излагают одну и ту же Йогу.

Пламен

А вот и чрезвычайно интересный комментарий Бходжараджа (ХІ в.), который называется еще Раджа-мартанда, но более известен как Бходжа-вритти. Пока только на санскрите.

После того, как объяснил модификации сознания (citta-vritti), чтобы объяснить также и средства их подавления, автор сутры (сУтракАра, т.е. Патанджали) говорит так: - "Их подавление осуществляется при помощи практики и безмятежности."

Практика и безмятежность представляют собой характеристики, которые предстоит описать. Благодаря им модификации сознания приводятся в свою правильную, функционально просветленную форму. Вот тогда и говорим об их подавлении (ниродха).

По этому поводу нужно сказать следующее: Энергия сознания возвращается и устанавливается обратно в сознании, а присущая причина данного процесса - как раз интериоризация разбросанных (викшипта) по различным внешным объектам интенциональных зарядов (катексисов).* Здесь привлечение этой энергии обратно с объектов в сознание осуществляется при помощи безмятежности (вайрагья), порожденной созерцанием недостатков предметов.

Стабильность возникает благодаря практике и постоянному созерцанию порождающего блаженство потока умиротворенных [модификаций сознания]. Таким образом, при помощи двух,** осуществляется подавление модификаций [сознания].
______________
* Абхинивеша - инстинктивная привязанность к жизни и отвращение к смерти, но в данном случае этот термин употребляется в специфическом гносеологическом плане и предполагает два смысловых толкования: (1) активная направленность сознания на объекты, которую обычно определяют как интенциональность, и (2) цепляние к внешним объектам, привязывание к ним, создание эмоционально-энергетического моста между ними и сознанием, по которому протекает интенциональная энергия сознания и наделяет объекты как бы жизнью сознанием, т.е. объекты загружаются волевой, эмоциональной и познавательной энергией сознания, что приводит к ее уменьшению и дезактивации (винивритти). Именно этот второй аспект понятия абхинивеша переводится выше при помощи психоаналитического термина катексис.

** При помощи двух - абхьяса и вайрагья равнопоставленные средства постижения стабильности сознания. Нельзя сказать, что безмятежность постигается при помощи практики, или что практика имеет своей предпосылкой безмятежность. Суть отношения между обеми категориями выясняется более подробно у Вьясы и Харихарананды Аранья (Бхасвати).

Matiass

Всё что известно сегодня "совершенно точно" о временни происхождения сутр Патанджали от 10000 до Р.Х. до 2-3 век после Р.Х. Считается что он первым изложил учение письменно и является основоположником Раджа йоги.
Есть впечатление что во всех учениях есть некоторая ценность. Стоит изучать многие, находить параллели и н еотрицать существование или качественное содержание любого. Все они почти были изложены теми кто достиг достаточно высокого эволюционного развития и послужили многим кто нуждался в путеводительстве.

Пламен

Сама мудрость сутр может даже возникла и раньше, если поверим Патанджали, что Йога была преподана первым наставникам и богам (в том числе Брахме) еще в начале времен самим Ишварой. Так что 10000 лет это ничтожная малость по сравнению с бесчисленными калпами, в которых существовало учение.

Заслуга Патанджали, которы может быть жил даже не во 2-3, а скорее в 4-5 веке н.э., состоит в том, что он кодифицировал или просто записал эту мудрость. Как видим из БГ, кодифицирована эта мудрость была задолго до Патанджали.

Существует такая интересная зависимость. Чем древнее учение, тем позже появились его основополагающие сутры (или другого рода канонические писания). Канада (Вайшешика-сутра), безусловно, раньше всех, потом Гаутама (Ньяя-сутра), потом Миманса (Джаймини-сутра), потом Бадараяна (Веданта-сутра), и уж тогда Патанджали (Йога-сутра). Санкхя-сутра появилась после Патанджали и до Вьясы.

Разумеется, если читать только Письма Махатм и сочинения теософов, то можно остаться с впечатлением, что мудрость эта снизошла к нам с Сириуса или была привнесена на субконтинент теми нагами или дравидами, которые пережили катастрофу Лемурии и обосновались в Индии.

Предупреждаю, что такие сказки можно рассказывать только в Болтовне.

Пламен

Что касается употребления термина вайрагья в буддизме, то он присутствует почти во всех буддийских словарях на китайском, корейском, японском и тибетском. Его можно найти и в тибетско-санскритском индексе терминов, которые Асанга использовал в своей Йогачарабхуми-шастра.

Kalidasa

...И все-таки, современный вариант Гиты больно уж "современен"... Думаю, тут такая же история, как с Бхагавата-Пураной, которая изначально просто существовала, а потом "разделилась", и теперь мы имеем два варианта - Шримад-Бхагаватам (чисто вайшнавский) и Деви-Бхагватам (чисто шактистский)  :wink: . Каким был оригинал - никто не знает, что не мешает представителям обеих конфессий ожесточенно отстаивать истинность "своего" варианта  :wink: ...
Та Гита, которая "как она есть" :wink: (спасибо Шриле Прабхупаде, а то мы бы и не знали никогда, как же она есть :wink: ), явно чисто вайшнавский текст. Вряд ли подобный текст мог быть написан четыре тысячи лет назад - Ведический Вишну - божество не первого порядка, а о Кришне и говорить не приходится... Похоже, это все-таки пост-Чайтаньевский труд неизвестных авторов, но уж никак не Риши Вйасы :wink:, хотя, конечно, основные идеи - гораздо более древние...
Система Крама - одна из магистральных линий Кашмирского Шиваизма, отличается своей "шактистской" направленностью. Восходит к знаменитому Ватуланатхе (Ватуланатха-сутры - основополагающий текст). Известнейшие фигуры линии - Сомадева, Абхинавагупта, Кшемараджа. Начиная с Абхинавагупты, как правило, интегрировалась с другими школами КШ и с бенгальской Каулачарой.
С уважением.
#1050;алидасананданатха Каула

HRIM SHRIM KRIM SVAHA

Пламен

Если послушать ЕСБВ Шрила Прабхупада, то практика состоит только в слушании о делах и играх Кришны, а вайрагья - это отречение от материального, с тем, чтобы послушать о духовных делах и любовных подвигах Кришны.

Его комментарий БГ VІ.35 очень даже расходится с тем, что говорят комментаторы Йоги и Шанкара. Для них одинаково вайрагья - это отрешение от желания обладать материальными вещами и нематериальными, в том числе духовными благами, а средство для постижения этого - созерцание дефектов предметов наших вожделений. Именно об этом писал выше Бходжараджа, об этом недвусмысленно говорит и Шанкара Ачарья. Что наводит нас на мысль о том, что они излагают одну и ту же Йогу одними и теми же словами.

Вот слова Шанкары о вайрагье, которые я упустил в приведенном выше комментарии:

ВайрАгйеНа, вайрАгяМ нАма дРШТАдРШТеШТабхогеШу доШадаршанАбхЯсАт вайтриШНям |

При помощи вайрагьи - вайрагья означает отсутствие желания наслаждаться зримыми и незримыми (вещами, об этом говорит и Патанджали в І.15), которое появляется благодаря практике созерцания их дефектов.

Прямо замечательное единство толкований, особенно если иметь в виду, что Бходжараджу ведантистом назвать нельзя. Зато он выдающийся грамматик и тонкий знаток Вакьяпадии Бхартрихари. Как тут не поддаться соблазну объявить Махабхашья (величайший памятник инийской грамматики) делом того же Патанджали, кто составил и Йога-сутра. :-)

Matiass

Надеюсь по содержанию того что было написано автора не зачислили не в теософы, не в буддисты, не в «читающих только...» :(   :) Впрочем, чего и всем ни от кого не желаю искренне. В принципе высказывания «создающие» :)  некоторую принадлежность к различным видам карм и дхарм, если таковая в сознании существа значительно меньше присутствует чем её отсутствие :)  в каком-то смысле прочищают восприятие ускоряя выкидывание разного хлама из сознания. С точки зрения йоги, интересно что является побуждающим мотивом «классификации» человека на принадлежность к разным группам людей, которые тоже «выдуманы» ещё иными людьми? В Сутрах Патанджали это отражается примерно как «неверное знание основывается на восприятии форм, а не состояний бытия» Энергия следует за мыслью :lol:   Если это верная мысль, то она не следует за образами не имеющими существования в реальности.
Снизошла ли мудрость с Сириуса или нет, её ценность вероятно в том насколько она актуальна для тех кто познавая её продвигается по пути эволюции пока не убедится в реальности того откуда он апризошла. Возможно это тоже заблуждение или неверно воспринятое отражение истины впервые изложенное в письменном виде Патанджали, если это опять–таки верно   8O  :)  :)

Пламен

Матиас, и кто так, мягко говоря, фривольно перевел Йога-сутра І.8?

Вот именно подобного рода премудрым переводам место было указано в Болтовне. Если Вам интересно узнать, как данный текст звучит в переводе с санскрита, а не с сириуского, поищите соответствущий номер сутры здесь:

http://www.orientalia.org/article364.html

Nick


А что означают символы на этом красивом рисунке? :oops:
нет религии выше истины

Пламен

14. А вот лотос (Свадхиштхана) прекрасного алого цвета, расположенный в Сушумне у основания половых органов. На его лепестках - буквы от Ба до Ла с точкой над ними сияющего цвета молнии.

15. Внутри (Свадхиштханы) сияюще-белая область воды в форме лунного серпа и в ней - биджа ВАМ, сидящий на крокодиле, незапятнанный и белый, как осенняя луна.

16. Хари (Вишну, Махавишну) внутри (в бидже ВАМ), в своей юной гордости, с голубым светящимся телом прекрасного вида, четырёхрукий и одетый в желтые одеяния, несет возлюбленную Шри (Лакшми) и Кауштубха (драгоценность Вишну).

17. Это здесь сияет шакти Ракини, и Её излучаемая во все стороны прелесть красоты внутренности голубого лотоса. В поднятых вверх руках Она держит оружие, Она облачена в небесные узорчатые одеяния и Её ум возвышается питьем нектара.

18. Медитирующий над этим незапятнанно-чистым лотосом, называемым Свадхиштхана (20), немедленно освобождается от всех своих врагов и недостатков, таких, как эгоизм и других. Он становится господином всех йогинов, подобно солнцу, освещающему тьму неведения. Богатство его слов, подобно нектару, струится в хорошо осмысленных рассуждениях, в стихах и в прозе.

***
Шесть лепестков означают шесть вритти - прашрая, авишваса, аваджня, мурччха, сарванаша и крурата. ВАМ в центре - коренная биджа Варуны, бога воды и океанов. Изображение стилизованное и божества, разумеется, отсутствуют. Сидит на крокодиле (макара), разумеется, Варуна, а не биджа ВАМ.

ale

Цитата: "Plamen"А вот и чрезвычайно интересный комментарий Бходжараджа (ХІ в.), который называется еще Раджа-мартанда, но более известен как Бходжа-вритти. Пока только на санскрите.
Удивтельный совешенно отрывок Спасибо огромное Было бы необычайно интересно почитать целиком

P.S. Хотя насчет сохранения энергии прямо скажем у Хуана Матуса побольше намного и конкретней (мне ужасно стыдно упоминать столь стремного автора) :) Могу поцитировать если Вы позволите и можно сравнить
#1074; действительности все совсем не так как н