Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Free Will | Реальная свобода воли

Автор КИ, 07 мая 2003, 18:18:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nick

ЦитироватьВо-первых, тут присутствует «воля». Интуитивно понятно что это. Примерно то же, что и желание.
Где-то на форуме я уже говорил, что категоричеки не согласен приравнивать желание к воле. Желание дествительно неосознанно, порождает случайность, а с ним и "тепловую смерть". Это только иллюзия, что человек чего-то желает, на самом деле за него желает (обычно) пара "хорошо-плохо", "удовольствие-стрдание", и все желания вобщем-то оказываются безличными, так как свойственны всему человечеству.
Но воля же не может быть не осознанной, воля это умение приводить "случайность" к тому, что "должно быть", потому начала появляется разумность (осознанность), а уж потом воля. И уж конечно воля невозможна без свободы, ведь если я не свободен, то то "волеть" будет не "я" (идивидуальность), а обусловенность.
Согласно Гегелю "свобода есть осознанная необходимость". Осталось выяснить, что такое необходимость.
нет религии выше истины

GK

\\И уж конечно воля невозможна без свободы, ведь если я не свободен, то то "волеть" будет не "я" (идивидуальность), а обусловенность.\\

Где есть воля, там нет свободы.
Где есть свобода, там не нужна воля.

PS. Кстати, помнится, Кришнамурти неплохо писал о воле и о том, что это такое. Загляни, не помешает.
elax, you are home

Sadhak

Цитировать
Есть некий поток бытия субъекта. Этот поток состоит из (но не только из них) волений. Многие из этих волений противоречат одно другому. Возникает как бы борьба между ними. Какие-то из волений выигрывают, преодолевают другие воления, побеждают их. И тогда субъект, переживающий этот поток внутри себя, ощущает данную «победу» как проявление свободы воли. То есть свобода воли – это субъективное восприятие и переживание внутреннего объективного процесса укрепления одного воления за счёт уничижения других волений. То есть эта свобода – это свобода от «других» волений. При этом ни о какой реальной свободе речи нет. Ведь все эти внутренние процессы в субъекте, все воления и предпочтения – вполне могут быть обусловлены и причинены какими-то внутренними неосознанными факторами.

Ну да, все так. Но и борьбы "мыслей-волений" как таковой тоже нет, есть спектакль с расписанными ролями и диалогами :). Снящиеся персонажи (и наблюдатель всего этого в том числе). Когда мысль возникает, мы специально вызвали её? Имели ли мы намерение вызвать конкретно эту мысль и другую, чтобы они "поборолись"? Это всегда спонтанно и свободно, в том смысле, что на это повлиять никак нельзя, да если разобраться, то и некому...
"Свобода воли" - вообще понятие абсурдное, если тщательно попытаться понять - кто свободен и от чего?
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

Пламен

Да, какая бы у нас ни была воля - свободная или порабощенная, - мы все-равно умрем. Свобода воля - относительное понятие, которое немыслимо без указания тех границ, в которых мы свободны.

Nick

ЦитироватьДа, какая бы у нас ни была воля - свободная или порабощенная, - мы все-равно умрем.
Но это не значит, что так будет всегда. (Как гипотеза). Нам известно, что обычно, все умирают, но мир не стоит на месте, границы меняются, раньше и полёт на луну был немыслим, но сейчас это факт. Принцип свободы как раз и заключается в обнаружении границ и их преодолении, а не в том, чтобы существовать в рамках известного, "границы" определяют внутреннюю детерменированность и всякое действие внутри них подчинено закону - какая же здесь свобода?.
Внутри границ действует желание (предрешённость), для преодоления границ необходима воля.
нет религии выше истины

КИ

//Но это не значит, что так будет всегда.

Одного раза уже мало?

Nick

\\Одного раза уже мало?
Чего мало и кому мало? Это как с литром водки.
нет религии выше истины

GK

\\Принцип свободы как раз и заключается в обнаружении границ и их преодолении, а не в том, чтобы существовать в рамках известного, "границы" определяют внутреннюю детерменированность и всякое действие внутри них подчинено закону - какая же здесь свобода?.\\

Любой разговор о свободе бессмысленен, ибо сама мысль о свободе ограничивает. Свободен тот, кто не думает о свободе.

\\Внутри границ действует желание (предрешённость), для преодоления границ необходима воля.\\

Воля предполагает наличие выбора. Где есть выбор, там нет свободы.
elax, you are home

Nick

\\ибо сама мысль о свободе ограничивает.
Ограничивает того, кто не свободен.
\\Воля предполагает наличие выбора.
Это желание предполагает выбор. Воля предполагает осознание необходимости.
нет религии выше истины

КИ

//Чего мало и кому мало?

Один раз умереть. Вам.

Nick

Так я уже это не раз делал, но возраждаюсь как феникс.
нет религии выше истины

Xia_Ren

Nick написал:

//Где-то на форуме я уже говорил, что категоричеки не согласен приравнивать желание к воле. Желание дествительно неосознанно, порождает случайность, а с ним и "тепловую смерть".//

Мне разница между волей и желанием видится в том, что воля – она более глубокая и сильная, по сравнению с желанием. Желания – они как бы на поверхности, они могут быть мимолётны. Возможно, желания – это поверхностные, даже наверно можно сказать случайные, проявления-симптомы воли. Как бы желания – это верхушка айсберга, а его подводная мощная часть – это воля с её волениями.

Помнится, у Кастанеды, если я правильно тогда понял и помню, воля определяется через согласованность внутренних процессов-вибраций с внешними, вселенскими процессами-вибрациями. Мне это как-то не совсем понятно, и кажется, это не согласуется с общепринятым употреблением термина "воля". Но кажется, оно похоже на понимание воли Nick'ом, ведь он тоже связывает волю с осознаностью и разумностью.

//Это только иллюзия, что человек чего-то желает, на самом деле за него желает (обычно) пара "хорошо-плохо", "удовольствие-стрдание", и все желания вобщем-то оказываются безличными, так как свойственны всему человечеству.//

Идея, что механизмом желания является стремление к удовольствию и убегание от неудовольствие – я от этой идеи отказался вслед за Ницше, который объяснил, что удовольствие – это не причина и цель поступка, а лишь явление, сопровождающее реализацию желания. Например, когда солдат добровольцем идёт на фронт, то им движет не стремление к удовольствию, а нечто другое, типа защитить Родину. При этом он, разумеется, испытывает удовольствие, потому что он делает то, что хочет, то что, считает нужным.

//Но воля же не может быть не осознанной, воля это умение приводить "случайность" к тому, что "должно быть", потому начала появляется разумность (осознанность), а уж потом воля. И уж конечно воля невозможна без свободы, ведь если я не свободен, то то "волеть" будет не "я" (идивидуальность), а обусловенность.//

Тут я не согласен. По крайней мере мой опыт проживания этой жизни говорит мне другое. Мои воления, то есть проявления-реализации моей воли, - они не контролируются мной, в смысле разумом. Они приходят ко мне из ниоткуда, мне остаётся лишь констатировать их приход постфактум. Они приходят и волят. И где тут свобода – я не вижу её.

//Согласно Гегелю "свобода есть осознанная необходимость".//

Такая формулировка кажется мне фантасмагорической.

//Осталось выяснить, что такое необходимость.//

Не знаю, что под необходимостью понимал Гегель, а для меня это те факторы реальности, которые препятствуют каким-то моим волениям. То есть это то, что воления на пути к самореализации не в силах «обойти», преодолеть.
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

Xia_Ren

Sadhak написал:
Ну да, все так. Но и борьбы "мыслей-волений" как таковой тоже нет, есть спектакль с расписанными ролями и диалогами :). Снящиеся персонажи (и наблюдатель всего этого в том числе). Когда мысль возникает, мы специально вызвали её? Имели ли мы намерение вызвать конкретно эту мысль и другую, чтобы они "поборолись"? Это всегда спонтанно и свободно, в том смысле, что на это повлиять никак нельзя, да если разобраться, то и некому...
"Свобода воли" - вообще понятие абсурдное, если тщательно попытаться понять - кто свободен и от чего?


Совершенно с Вами согласен. По всем пунктам, кроме одного. Пока в потоке бытия субъекта есть феномен (наблюдается субъектом), называемый «воление», до тех пор есть и борьба. Ибо воление, как мне представляется, по самому своему смыслу подразумевает наличие препятствия, которое надо преодолевать, то есть наличие борьбы.

Вполне допускаю существование субъектов на столько продвинутых, что в их феноменологическом мире отсутствуют воления и, соответственно, отсутствует борьба. Сам я таковым не являюсь, пока. Если среди участников симпозиума такие есть, то если они не постесняются признаться в этом, то хотелось бы узнать про них и познакомиться с ними.
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

Пламен

//Согласно Гегелю "свобода есть осознанная необходимость".

А Гегель позаимствовал эту идею у Спинозы. Может строгая еврейская мораль заставила Спинозу дойти до такого пароксизма самоотрицания и самоограничения?!

У Эпикура есть интереснейший мотив о клинамене (clinamen), который схватывается как способность атомов свободно отклоняться от предначерченной "мировой линии". В антропологическом переложении это означает, что свобода воля - это возможность грешить, отклоняться от установленных правил. И вообще сущность человека - переходить границы, homo transcendans.

Nick

ЦитироватьА Гегель позаимствовал эту идею у Спинозы. Может строгая еврейская мораль заставила Спинозу дойти до такого пароксизма самоотрицания и самоограничения?!
Спиноза был известный субстанционалист, хотя и еврей, проявил волю и нарушил обет данный Яхве - "поклонился" субстанции. Всегда бы так евреи и немцы дружно жили.  :roll:
Чтобы нарушать правила, надо знать законы их основывающие, это и есть осознание необходимости, но ещё не их принятие.  Принимающий законы, проявляет волю, становится свободным, и поэтому нарушает правила.
Кришнамурти обладал гигатской волей, так как принимал мир таким каким он есть, и поэтому "нарушил" установленные миром правила.
нет религии выше истины

GK

\\Принимающий законы, проявляет волю, становится свободным, и поэтому нарушает правила.
Кришнамурти обладал гигатской волей, так как принимал мир таким каким он есть, и поэтому "нарушил" установленные миром правила.\\

Свободный человек вне всяких законов и правил, которые сами по себе являются ограничениями. Кришнамурти не проявлял никакой гигантской воли, это твои фантазии. Принимать мир как есть, означает не сопротивляться. При чем здесь воля?
elax, you are home

Nick

Кришнамурти исследовал мир, только так его можно принять (принять во внутрь или на грудь :) ). Что бы исследовать мир нужна энергия (как он сам говорил), а он управлял энергией. Вот тут-то воля и порылась.  :P
нет религии выше истины

GK

Ник, не надо приписывать просветленному свои заморочки. Это ТЕБЯ интересует "управлять". Разделенный на я - не-я ум иначе и не может, он все пытается контролировать, подчинять и приобретать. Сансара!
elax, you are home

Nick

Опять тебя чужие заморочки беспокоят  :evil: Ты не улавливаешь тонкости различия между желанием и волей.
P.S. об управлении забудь.
нет религии выше истины

GK

\\Ты не улавливаешь тонкости различия между желанием и волей\\

Прекрасно улавливаю тонкость - в желании 7 букв, а в воле 4. Вот и вся разница.
elax, you are home