Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Aristotle & Vaisesika | Аристотель и Вайшешика

Автор Пламен, 10 августа 2003, 04:07:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Пламен

На сей раз получил. Прочту с удовольствием. Кстати, наши квириты с удовольствием послушают Вас на тему лакшаны с т.зр. Ньяя (см. спец. темы), а то у некоторых - под влиянием Дхармакирти - закрадывается подозрение, что лакшана - что-то сугубо метафизическое.

Martanda

ок, почитаем... :) вообще форум радует количеством и профессионализмом мемберов... впервые в интернете встретил такое замечательное место. Могу сравнить только с e-conference Wujastyk'a, но там как-то все более вяло...  Спасибо, что создали сайт!

Martanda

кстати, лыко в строку... эту статью смотрели?

"The meanings of words and the categories of things, Indian and Aristotelian". Lecture at the 12th World Sanskrit Conference, Bangalore 1997. Orientalia Suecana 48 (1999). Pp.43-48.

Пламен

Пожалуйста! :-) Я впервый слышу об этой конференции. Когда-то переписывалсь с одной дамой из Лондона, занимающейся Аюрведой. У нее, кажется, была подобная фамилия.

Сейчас весь сайт мигрирует из Гонкога в Даллас, я купил там сервер и у нас будет много места для всего. В том числе самостоятельные адреса для востоковедов, которые желают иметь собственный сайт, например www.nyaya.orientalia.org :-)

Кстати, о Ньяя. Мне тоже не нравится перевод падартхи как объект слова или объектный референт, как это пошло с легкой руки Инголльса, а потом и Карла Поттера. Для меня артха в данном категориальном контексте прежде всего значение и уж потом объект. Речь идет о значении слов, а не об их объектах. В этом смысле категориология Вайшешики не так уж и много различается от категориологии Аристотеля с точки зрения ее предикативной осмысленности.

Кстати, именно в этом смысле высказывалисиь и найяики. Они, особено, прачина-найяики, никогда не определяли падарху как объект слова. Наоборот, четкое определение падартхи у них гласит - адхидхея (предицируемое).

Посмотрите также на сайте мою статью про Sakti-vada, теорию семантического потенциала.

Martanda

хорошо, посмотрим статью :)

Парибок разбирает в статье (и я следую за ним) именно старую ньяю, и не просто прачину ньяю, а так как она зафиксирована у Ватсьяяны, т.к. есть устойчивое ощущение, что после него (под действием критики буддистов), произошел сильный крен в сторону от методологии познания. Сответственно, интерпретация падартхи в более поздней ньяе требует особого исследования. Это важный момент

Эта дама наверняка жена/сестра Dominik Wujastyk'a :) это он создал и сайт http://www.ucl.ac.uk/~ucgadkw/indology.html и e-conference при нем. Сам Wujastyk специалист вроде бы как раз по индийской медицине

Martanda

Мне тоже не нравится перевод падартхи как объект слова или объектный референт, как это пошло с легкой руки Инголльса, а потом и Карла Поттера - забавно, а мне, наоборот, кажется, что такое толкование более адекватно, чем "категория" :) впрочем, на эту тему я уже писал в своей статье

Пламен

Вся проблема в том, что именно является объектом наименования (предикации, абхидхеятва) - реалия (сатта) или то представление, которое мы имеем о реалии.

Martanda

реалия есть то, что мы полагаем в мир как сущее. В разных системах полагаются разные наборы таких реалий...

Пламен

Возьмем к примеру, общее (samanya). Разве можно его назвать артха (в смысле объекта)? Или абхава. В ней ничего артхического нет. Она и есть отсутствие артхи как таковой, и тем не менее, называется падартхой.

Martanda

атрха есть то, что интендирует сознание. В этом смысле и общее и абхава будут артхами если полагаем как аксиому, что сознание может их интендировать.

Пламен

ЦитироватьОсобенно ярко это проявляется в ньяе и вайшешике: в первой падартхи выступают элементами, исчерпывающими любую мыслимую ситуацию познавательной деятельности, во второй падартхи последовательно конструируют любой эмпирический объект, который был, есть или будет дан в бытии.
С второй частью этого я пожалуй могу согласиться, если заменить конструировать на конституировать. Категории конституируют любой возможный объект познания, а не являются им.

Пламен

Артха интендируется сознанием, но абхава является отсутствием интендированного объекта. Мы не можем интендировать саму абхаву в силу ее специфической асаттной природы. Мы можем только воспринимать или констатировать отсутствие интенционального объекта. Абхава не является результатом интенциональной деятельности сознания, она, скорее, представляет собой внутренний сотериологический телос любой интенции сознания.

Martanda

честно говоря плохо понятно как для "реалиста" категории могут конституировать объект познания. Описывать - да, но конституировать - нет. Артхизм тем-то и удобен, что и феноменология, и "реализм" и пр. измы снимаются. Они проявляются только потом, когда начинаем обсуждать конкретную онтологию наших артх.

А что скажете про парибковскую статью :)

Martanda

ба, что же это я не посмотрел сразу :) Вы - феноменолог? ну тогда я уже заранее знаю, что скажете наперед :D

ЗЫ. констатировать отсутствие интенционального объекта - в том-то и дело, что мы воспринимаем и отсутствие. Как это выглядит в конкретной онтологии, об этом расписано в вайшешике. Кстати, что характерно, у ватсьяяны с этим как-то сложнее обстоит дело. Я не разбирался с этой темой еще.

Пламен

:-)))))))))))))))

Разумеется, феноменолог
http://www.orientalia.org/books-Phenomenology+Indian+Epistemology.html

Оставим Парибка на потом. В Вашей работе очень интересные моменты.

Martanda

сорри, с работы идти домой пора :) у нас в питере 22:00. До завтра! Надеюсь на продолжение разговора.

Пламен

Всего доброго. Был рад познакомиться.

Martanda

кстати, Вам может быть интересной ссылка Московского Методологического Кружка, основанного Щедровицким, на идеи которого я опирался.

www.circle.ru

Пламен

Прочитал вот это
http://www.circle.ru/disclub/metamet03.html
и, честно говоря, испугался, что коммунизм возвращается.

Из всей компании знаком только с Богиным, как-то (несколько лет тому назад) редактировал  и опубликовал его работу по феноменологии текста.

Martanda

:) народ там действительно аггресивный :)

а в ММК в свое время входили Зиновьев, Лефевр, Гайденко, Швырев и т.д., перечислять долго... у меня есть работы Щедровицкого в электронном виде...