Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Исламо-конфуцианский диалог

Автор Tikhonravov, 09 декабря 2002, 12:53:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Nick

Мне интересно Ваше мнение профессионального знатока религий.
Хорошо, если не сводить всё к "плохой религии", в чём сложность вопроса (хотя бы рамки). Мне бы хотелось бы уяснить глубину этого вопроса, и посмотреть на роль религии в этой переспективе.
Скажем так, может ли мусульманин (или буддист) сознательно думать, что другие веры не менее "спасающе"? Может ли верущий стоять на позиции, что он идёт всего лишь одной из многих дорог? Какая религия более всего располагает к принятию такого решения?
нет религии выше истины

Tikhonravov

Сложность, в частности, в том, что никакая религия никогда не приходит  на пустое место и не усваивается с чистого листа. У любого человека и у любого народа в любой момент есть духовная предыстория.Отсюда следуют другие сложности: случайно ли, что именно эти народы выбрали именно эту религию? что вышло из наложения новой религии на прежние верования, представления, стереотипы, обычаи? Наконец, есть фундаментальная сложность: почему народы изначально такие разные по своей ментальности? почему одни народы вечно что-то придумывают, а другие нет? почему одни народы побеждают, а другие проигрывают? почему одни народы процветают, а другие влачат жалкое существование? и тд. и т.п.

Это что касается рамок, а что касается равной спасительности разных религий, то есть такая концепция, она существует в разных религиях довольно давно и пользуется популярностью в наше время. В исламе ее развивали Ибн Араби, Руми и другие суфии. В современном христианстве широко обсуждается "плюралистическая гипотеза" протестантского богослова Джона Хика (и его католического товарища Пауля Книттера). У индусов на этот счет есть известное высказывание Кришны в Бхагаватгите. В принципе авраамистические религии менее склонны к таким вещам, чем те же восточные, в силу библейского образа "ревнивого" Бога ("Господу твоему поклоняйся и ему одному служи. Да не будет у тебя богов иных...").

admin

Почему, почему, почему?...
На все вопросы один ответ - КАРМА!

Nick

И всё же, если сама религия (страна) говорит, что она лучше и правильнее, и это вдалбливается с детства, то это является фактом последующих конфликтов с представителями других вероисповиданий. Трудно представить, что сторонники махаяны будут воевать с хинаянцами, а гегельянцы с "кантовцами", но никого не удивляют крестовые походы, инквизиция или "исламский терроризм". В этом я и усматриваю "вину" той или иной религии (а вернее последователей), когда суть её учения стимулирует обособление и изолированность от других идей человечества.
P.S. Папа, например, признаёт вину христиан за инквизицию, крестовые походы, насильственное обращение.
нет религии выше истины

Ilya

Христианству было относительно легко вернуться к гуманистическим ценностям античного мира ибо на таковых основаны его базовые тексты - Евангелия. Когда в 15-16 веках в Европе стал очевиден репрессивный характер католической церкви - реформисты искали поддержки в текстах Евангелий. Под воздействием же реформации и сама католическая церковь была вынуждена принять более гуманистический характер. В случае же ислама ренесанс не произошел да и наврядли произойдет ввиду того что Коран чужд высокого гуманизма. Потенциальные реформисты ислама наврядли найдут поддержку в тексте Корана. Главные течения ислама и далее будут нетерпимы и в дальнейшем продолжат стремится к теократии, подобно средневековому католицизму.

В дальнейшем постараюсь общаться на этом замечательном форуме на другие темы, дабы мне не пришлось покинуть его из-за моих провокационных возрений по по поводу исламской религии, как то уже это случилось на форуме проф. Торчинова. Кстати, почему бы не открыть тут отдел гностицизма христианской мистики?

Пламен

Меня тоже заинтересовали бы вопросы гностицизма, тем более что неделю тому назад я издал переводы Corpus Hermeticum, Fragmenta Stobei и "эвангелия" Наг-Хамадической библиотеки.

http://www.iztok.net

Но тему можно создать и на форуме "Технология мудрости", тем более что гностическая София - это олицетворение как раз технологии мудрого постижения истины.

А так, добро пожаловать на Симпозиум и не забудьте просмотреть форумы Старого Симпозиума, см. верхнее меню. Нажмите также Профиль и выберите себе аватару... на всякой случай:-)

Ilya

Чрезвычайно интересный линк, огромное спвсибо. По-русски есть перевод Гермевтического корпуса, а вот тексты Наг-Хаммади - только в отрывках (проф. Трофимовой и Хосроева).
А болгарский перевод он напрямую с коптского или все же с какого-нибудь европейского языка?
Я думаю что гностицизм не сводился исключительно к "технологиям мудрости" но являлся точно такой же восточной конфессией как например буддизм.

Пламен

К сожалению, если бы я стал платить за перевод с коптского, а потом и за редакцию (сверку), то книга никогда бы не была опубликована в Болгарии. Здесь цена определят бытие книги. Если стоит больше пяти долларов - никто не покупает. Переводчики с редких языков набивают себе цену. Дешевле будет самому выучить язык и перевести. Кроме того тираж не более 500 экз., да и то они продаются 6-7 лет. Вот такие печальные издательские дела.

С точки зрения "конфессиональности" я бы сравнил гностицизм с суфизмом, нежели с буддизмом. Это революция эзотериков в религии.

Ilya

Я имел счастье побывать в Болгарии где-то в 1982 году, еще в 10-летнем возрасте. Мне запомнилось что моя мать накупила там кучу русских книг - тех что в Москве были крайне дефицитными.
В данный же момент я сотрудничаю с Болгарской Академией Наук, пишем совместные статьи. Может, даст бог и удастся съездить в Софию - меня всячески туда зовут.

То что тексты Наг-Хаммади удается продать в Болгарии даже в 500 экземплярах - просто удивительно. В гигантской России подобного рода литература идет аналогичным тиражем. Ну а в Израиле на иврите издать подобное не возможно в принципе. Думаю на всю страну и 10 читатателей не найдется. А зря - тексты-то весьма крутые.

Nick

<<Потенциальные реформисты ислама навряд ли найдут поддержку в тексте Корана. Главные течения ислама и далее будут нетерпимы и в дальнейшем продолжат стремится к теократии, подобно средневековому католицизму>>

Увы, вы подтверждаете мои самые мрачные предположения :( - реформа ислама изнутри сомнительна. Пока будет теократия ислама, экстремисты будут иметь мощную идеологическую (и вероятнее всего и финансовую) поддержку. И самое неприятное, что это алгоритм открытого цикла :(
нет религии выше истины

Tikhonravov

Здравствуйте, Илья. Добро пожаловать!
Мне было больно услышать, что Вы покинули форум ЕАТ. Зачем Вы это сделали? Я чувствую в этом отчасти и свою вину. Прошу Вас, если я имею к этому хоть какое-нибудь отношение, переменить свое решение. Тем более что на этом форуме я модератор :) И, кстати, намерен твердо поддерживать здесь линию корректности по отношению ко всем конфессиям, даже к самым одиозным (типа АУМ Синреке и проч.). Свобода критики должна сочетаться с терпимостью и уважением по отношению к любым верованиям.