Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Nagarjuna's Logic | Логика и Нагарджуна

Автор Пламен, 19 августа 2003, 10:28:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Это Вы все о Гегеле? Разумеется, субъект есть предикат, это все таки основная языковая форма суждения, S есть P, море есть синее. Но это дешевый трик. От того, что "море синее" совсем не следует, что синее может выполнять роль субъекта. Копула, связка, является не знаком тождества, а знаком присущности предиката субъекту.

Nagarjuna's knowledge of logic is about on the same level as Plato's. It is pre-formal, and consists of a number of axioms and rules of inference which he manipulates intuitively, with great dexterity but also with occasional error.

Пламен

Вот интересный пример о наличии первой фигуры силлогизма в ММК.

[20] "The Buddha declared that all mistaken dharmas are illusory;
All samskaras are mistaken dharmas;
therefore, they are illusory. (13.1)

На санскрите эта карика звучит так:

ТанмРША моШадхараМ яд бхагавАн ити абхашата |
сарве ча мошадхармаНаХ саМскАрАс тена те мРША ||

мРША - фальшивый, неистинный
моШа - украденный, спертый

Бхагаван заявил, что спертая дхарма является фальшивой.
Все санскары являются спертыми дхармами,
следовательно (тена) они - фальшивки.

В своих комментариях "Прасаннапада" Чандракирти приводит полный текст сутры, на которую ссылается Нагарджуна:

танмРША моШадхармаМ яд идаМ санскРтам |
етаддхи кхалу, бхикШаваХ, парамаМ сатяМ яд идам амоШа-дхармаМ нирвАНам |
сарва-саМскАрАшча мРША моШа-дхармАНаХ - ити |

Перевод: Эти санскритные дхармы спертые фальшивки. Следует однако помнить, монахи, что высшая истина - это неспертая дхарма нирвана, в то время как все остальное - санскары и фальшивые спертые дхармы.

* * *
Привел этот пример, чтобы показать, каким образом Нагарджуна относится к словам Будды. В сутре Будда говорит о том, что все дхармы, которые являются продуктом действия санскар (санскара - это фактор санскритизации, обработки, склеивания, конструкции, в результате чего дхармы отмечаются как санскритные), нужно определить как фальшивые и спертые. Между фальшивыми и спертыми не устанавливается отношение логического проникновения, они одинаково служат предикатом, который приписывается всем составным дхармам. Однако (кхалу), существует дхарма, которая не подвластна действию санскар, и эта "неспертая" дхарма - нирвана. Все остальные дхармы - фальшивки, так как являются результатом действия санскар.

Совершенно ясно, что в сутре соотносительные местоимения яд и тат относятся соответственно к санскРтаМ и мРША моШадхармаМ, в то время как Нагарджуна, а вслед за ним и Чандракирти относят ят к моШа, а тат - к мРША. По мнению Чандракирти здесь вводится правило (ная): "ян моШа-дхармаМ тан мРША ити" (ян - это ят, а тан - тат). Такого правила в сутре Будды нет. Оно, как говорится, наклеено сверху. Если мадхьямики так относятся к словам Будды, то мы можем только предполагать, как они будут относится к словам своих противников.

ddd

Цитата: "Nick"Если я знаю, что яблоко упадёт на землю, разве я ошибаюсь в объективности?
Логика - это формализованный опыт, ее в чистом виде употребляют только аспиранты. :wink:
Надо попросить Пламена дать перевод слова Нагарджуна, тогда все станет на свои места; и наги, и люди.

__________________________________

Были причины - будет результат.
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Nick

Поскольку Нагарджуна выступал как "логический реформатор" абидхармы, то вероятно, у него возник вопрос (который я уже задавал), на основании, какого признака нирвана является дхармой, пусть и особенной. Так как Бхагаван не пояснил этого, то "логически помыслив" он вполне мог допустить, что это приписка "абидхармистов". Он даже мог бы воскликнуть - "Не верю! Требую доказательства!"
ЦитироватьОт того, что "море синее" совсем не следует, что синее может выполнять роль субъекта. Копула, связка, является не знаком тождества, а знаком присущности предиката субъекту.
Вообще-то "море есть синее", должно звучать по иному - "море имеет особенное - синее" (или "единичное имет признак", Е-О), тогда как "S есть P" связывает единичное и всеобщее - "единичное есть всеобщее", т.е. тут должно использовать суждения типа - Ник есть человек, медь есть метал, хризантема есть растение и т.д. Здесь (и сейчас 8O ) тождество вполне присутствует.
Признак (или особенное) служит для связки единичного и всеобщего, и тогда может получится вполне корректное умозаключение -  курица (единичное) имеет перья (особенное птиц), значит она птица (всеобщее), откуда следует суждение - курица есть птица  (S есть P).
ЦитироватьЛогика - это формализованный опыт, ее в чистом виде употребляют только аспиранты.
Это устаревшие сведения, логика есть шкурка для чистки нагоревших представлений.
нет религии выше истины

Пламен

Когда говорят S есть P, обычно понимают "все S есть P". Не имеет никакого значения чем является S - все люди или один только Сократ. Для формальный логики квантор "все" означает все члены данного класа. Поскольку у класа Сократ только один член, то он соответствует условию универсальности.

Отношения между субъектом и предикатом не обязательно должны быть отношениями между индивидом и родом. В силлогизме:

Все жопы красные
Чапаев - жопа
сл. Чапаев - красный

нельзя сказать, что краснота является общим родом жопы. Общим родом жопы является "часть тела".  :)

Nick

Попробую показать, что Нагарджуна был величайшим логиком, на основе его утверждения "если нет вечного, то нет и не-вечного".
Дефиниции, входящие в фигуру, обычно считают индиферентными к операциям, которые совершаются над ними. Однако в жизни это не всегда так. Например, законы Киргофа в электронике верны, пока в схемах не используются активные элементы типа транзистора. Работа транзистора зависит от тех значений тока, которые он использует, и в этом случает мы должны расчитываь схему совершенно по иному - динамически.

Аналогично и в приведённом утверждении: после того того, как мы отрицаем вечное, получаем совершенно новое значение - если нет вечного, то и это утверждение - не-вечно (т.е. может быть и что-то вечное, хотя может и не быть, пока мы этого не определяем). Это утверждение вступает в отрицание самого себе и приходит к своей противоположности - то нет и не-вечного.

Таким образом мы приходим к совершенно новому свойству: колебание между вечным и не-вечным, т.е. объект постоянно исчезает и появляется, и в своём предельном значение он есть дхарма, которая мгновенна, но её мгновенность постоянна (вечна).

Утверждение "если нет вечного, то нет и не-вечного" особого класса, оно раскрывает механизм появления единичного из непрерывного континиуума, этакий логический мультивибратор.
ЦитироватьОтношения между субъектом и предикатом не обязательно должны быть отношениями между индивидом и родом.
Конечно не обязательно, и в этом слабость силлогизмов, (а вернее рассудочных силлогизмов) - без разумности они приводят к абсурду.

P.S. Надеюсь я не очень похож на Шарикова, начитавшегося Гегеля.  
:oops:
нет религии выше истины

Пламен

Гм, если Вы решили от объективности перейти к субъективности, т.е. от содержания утверждения к самому утверждению (что, кстати, является подменой тезиса и следовательно нарушает первый закон логики), то, пожалуй, можно сказать, что это суждение было верно только в момент его написания Нагарджуной и в силу его невечности, оно больше не является валидным.

Но Нагарджуну не так легко переистолковывать. Вывод о несуществовании невечного от несуществования вечного, в формальной логике принимает следующий вид:

Если не-А, то не-не-А

Как Вы видите, это форма импликации, причем отрицательная. А отрицательные импликации, которые еще называют транспозициями, приведенной выше формой не обладают. Нужно просто открыть учебник логики и посмотреть законы импликации.

Правильная форма закона импликации гласит:

Если А, то Б

Первый неправильный ход Нагарджуны состоит в том, что он Б интерпретирует как не-А. С абстрактно-философской точки зрения это может и так, но с точки зрения логики не все не-А являются Б, а только один объект из совокупности, обозначенной как не-А, можно определить как Б. Тоесть, импликация имеет смысл только в конкретной форме:

Если А, то Б

и не имеет никакого смысла, т.е. является ложной, в диалектической форме

Если А, то не-А

так как не-А является сверхпроникающим предикатом (налицо ативьяпти, как говорят индийские логики, объем предиката охватывает больше предметов, чем предписано правилом импликации).

Вторая ошибка Нагарджуны в "негативизации", т.е. в транспозиции незаконной уже импликации. Что интересно здесь, он имеет формально-логическое право это сделать, но исходные элементы у него уже подпорчены.

Тоесть, мы не имеем права сказать:

Если не-А, то не-Б
(закон импликации это запрещает)

но мы имеем право сказать:

Если не-А, то не-не-А

Практически, это утверждение означает, что

Если не-А, то А
что следует непосредственно из первого закона о логическом тождестве А = А.

ddd

Действительно, Ник, любой смысл подобен плазме вещества плюс невесомость.
Что удерживает или притягивает его? Ясно что не внешние полюса; разумность или  абсурдность.

_____________________________

Можно прожить всю жизнь, не зная того, что был логичен.
8)

_____________________________

Попытка наполнить разумность смыслом абсурдна.  :)
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Nick

Конечно я не очень силён в импликациях, за что прошу прощения, но всё же:
Цитироватьэто суждение было верно только в момент его написания Нагарджуной и в силу его невечности, оно больше не является валидным
В силу невечности, оно также не может быть невалидным в вечности.  Оно истинно мгновение, но это мгновение воспроизводится постоянно.
Теперь, что касается содержания.
Итак у нас есть А (вечное), которое имеет собственное отрицание (не-вечное). Как вечное, так и не-вечное - операторы, которые применимы как к предметам, так и функциям.
Возьмём функцию полагания "если (нет А)". Эта функция временная (временная она потому, что внутренний член не постоянен), а значит наследует признак "нет А", и таким образом мы получаем двойное отрицание "нет (если (нет А))". Получается
если (нет А), то нет (если (нет А))
т.е. мы не отрицаем "нет А", а отрицаем пологание - "если нет А".
P.S. Боюсь, что не все поймут шутки юмора в "силлогизме"
Все жопы красные
Чапаев - жопа
сл. Чапаев - красный
И будут свысока смотреть на логику.
Поясняю:
Все жопы (а точнее, надо сказать, что все которые мы наблюдали) имеют признак - красный,
Чапаев имеет признак - жопа,
Мы не можем прийти к умозаключению всеобщего, так как у нас нет всеобщего, и всё что мы можем сказать, что у Чапаева красная жопа, так как Чапаев не только жопа.
нет религии выше истины

Пламен

Полагание "если не-А" зависит единственно от того, кто обставляет это условие и следовательно является его функцией. Отношения между субъектом высказывания и формой пропозиции в формальной логике не рассматриваются. Истинность и правильность суждения "если А, то Б" не зависит от того, кто его высказывает. Это в формальной логике. Но на форумах, к сожалению, зависит. Вы смотрите, кто это говорит, и устанавливаете свои критерии формальной правильности и содержательной истинности. :)

С точки зрения белых Чапаев был именно красной жопой.

Nick

Сама формальная логика базируется на неких представлениях (аксиомах), и эти представления ограничивают её возможности. В противном случае, мы уже давно бы загнали в компутер всё логику и только и делали бы, что получали бы правильные ответы, (например, что думают о Чапаеве белые. :) )
Когда появилась кватовая механика, то она расширила наши представления о мире, и не отменила, а только показала границы применимости законов Ньютона. Возможно, существует более расширенная версия "формальной логики".
Что же касается логики Нагарджуны, то в его утверждения о вечном, и о уме проявлено то, присуще реальному миру - "колебательность" всякого явления. Вполне может быть, это уже не простая "формальная логика", а расширенная, которая, связывает субъект, процесс познания и познаваемое (обеъкт). И в данном случает субъект берётся не просто как своевольное и неизменное существо, а как "функция" подчинённая тем же законам.
нет религии выше истины

Пламен

В своих комментариях к Прамана-варттика 4 Дхармакирти приводит примеры, как использовать невосприятие как средство правильного доказательства. Второй пример как раз о вечности и невечности. Если в данном объекте мы не воспринимаем свойство, т.е. предикат вечности, то это с достоверностью означает, что он обладает характеристикой невечности.

Nick

ЦитироватьЕсли в данном объекте мы не воспринимаем свойство, т.е. предикат вечности, то это с достоверностью означает, что он обладает характеристикой невечности.
Есть очень много явлений, которые как вечны, так и невечны.
Человеская мыль в голове может существовать вечно, но каждая конкретная мысль невечна.
нет религии выше истины

Пламен

Ник, процитируйте, пожалуйста, второй закон логики.

Nick

Второй закон логики - закон исключенного третьего, согласно второму закону логики никакое утверждение не может быть истинно и ложно одновременно.
Сложно сказать по отношению к вечности, действительно ли что-то вечно или оно есть киноплёнка, на которой мы не различаем кадры. Кадры не-вечны (мгновенны), а плёнка вечна.
нет религии выше истины

Пламен

Это третий закон логики. В четвертой книге "Метафизики" Аристотель ставит вопрос: какой принцип является столь самоочевидным, что его можно положить в основу истинной философии. Таким самоочевидным принципом по Аристотелю является следующий: "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" /"Метафизика", 1005б, 20/. Впоследствии схоласты назвали этот принцип законом противоречия (а мы часто называем законом непротиворечия). В своих логических трактатах Аристотель сформулировал еще два закона мышления: закон тождества, требующий, чтобы в любом суждении понятия использовались строго в рамках тех определений, которые им были даны, и закон исключенного третьего, согласно которому из двух взаимоисключающих суждений одно обязательно должно быть истинным. К этим трем законам аристотелевской логики Лейбниц добавил четвертый закон, который он назвал законом достаточного основания.

Когда Вы, Ник, говорите о пленке и кадрах, Вы нарушаете первый закон закон логики, потому что у Вас субъект суждения не идентичен (да и пленка тоже невечная). Второй закон логики не позволяет в одно и то же время и в одном и том же отношении приписывать вещи противоположные характеристики. Именно этот закон соблюдал Дхармакирти в своем правиле о восприятии и невосприятии вечного и невечного, именно второй закон логики нарушает Нагарджуна, когда говорит о том, что небытие невечного означает небытие вечного.

Nick

Собственно, то что Нагарджуна вне законов формальной логики, это очевидно, но формальная логика образует метафизику, а не диалектику.
нет религии выше истины

Пламен

Формальная логика - это учение о правильном мышлении, метафизика - это учение о реальности, как она существует сама по себе, т.е. вне сознания и независимо от нашего мышления, а диалектика - это попытка соединить метафизику с учением о формах развития сознания, т.е. диалектика - это учение о развитии. Оно может быть использовано как в метафизике, так и в логике. Диалектическая логика невозможна без формальной логики.

Nick

Цитироватьдиалектика - это попытка соединить метафизику с учением о формах развития сознания
А вот что говорит Гегель о диалектике:
ЦитироватьДиалектика же есть, напротив, имманентный переход одного  определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя.
Формальная логика, как чистая наука уже давно нашла своё полное отражение в булевой алгебре и занимает достойное место в информационных системах. Но как можно опираться на формальную логику, когда сами дефиниции динамичны? (это именно вопрос и не риторический). Если пытаться подсторит мышление под формальную логику, то будет ли это правильное мышление?

Я не пытюсь отрицать формальную логику, заслуги её очевиды и неоспоримы, но мне интересно увидеть её границы.

Так же мне не понятно, почему реальность находится вне сознания? (Вроде это материализм говорит, что материя определяет сознание.)
нет религии выше истины

Пламен

Гегель дал определение субъективной диалектике. А мое определение относится к объективной диалектике и вторая его часть совпадает с определением Гегеля.

Реальность не находится только вне сознания. Феноменология и философия Санкхья-Йога обнаружили ее и в сознании (читта).