Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Символ и знак

Автор Пламен, 19 августа 2003, 13:20:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ddd

Когда говорят об эйдосах или идеях, то мне вспоминается платонско-сократский образ человека в изображении гермафродита.
По-моему Сократ был неплохим тантриком!
Когда в Эрмитаже этой весной смотрел скультуры Праксителя, то просто мурашки по коже бегали, а ум куда-то улетал ...
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Nick

В таком случае у меня эйдосы "всплывают" каждый день. Они настолько саоочевидны, что у меня даже не возникает сомнения, что это так и есть на самом деле (так же как и у ГК, например).
В этом случает встаёт вопрос о "чистоте" феноменологической редукции - что это за зверь и с чем его едят. А так же кто будет осозновать эйдос, когда исчезнет " психологический феномен", ведь осознание это именно психология.
нет религии выше истины

Пламен

Примерно тот же вопрос можно задать и комментаторам Патанджали: Каким образом при уничтоженных модификациях сознания самадхин достигает состояния Облака Дхармы?

Nick

При всех моём уважении и к Патанджали, и к Гуссерлю, у меня есть большое подозрении, что и йога и феноменологическая редукции необходимое, но не достаточное условие проявления эйдосов (достижения Облака Дхарм).

Эйдосы, кстати, вроде, действительно нельзя будет заредуцировать, так как исчезнет "психологический феномен" - "редуктор", только кто в этом случает запомнит этот самый эйдос. Это таже самая безвозвратная нирвана.
нет религии выше истины

Пламен

Психологический феномен уж точно должен исчезнуть, чтобы рассмотреть эйдосы. Эйдетическая редукция имеет своим предметом психологическую имманентность, а своей целью - эйдосы.

Nick

Осталось только найти и послушать тех кто рассмотрел эйдосы с помощью феноменологической редукции, как и йогов переживших облако дхармы.
Так Гутама пережил просветление и сказал, что аскеза так себе, главное держаться середины и не лезть на рожон. А Гхош  после "переживания" сказал, что адвайта это иллюзия.
нет религии выше истины

Nick

Больше всего на роль эйдосов подходят "вещи" - они без психологического феномена и субстанциальны.
нет религии выше истины

Пламен

Знатоки Лосева утверждают, что у него есть определение типа: "Символ - это самопроявляющаяся вещь", или что символ - это вещь указывающая на себя, даже, что символ - это миф.

Миф по Кассиреру - вторая форма символического мышления. Но я опять не вижу определения символа. "Символ - это миф" не является определением символа, а всего лишь указанием, дейксисом. С тем же успехом я могу определить символ как дерево или железо. Мне просто не верится, что Лосев не дал философского определения символу и после недолгого поиска нашел два определения символа.

1. Символ мы будем понимать как полную и абсолютную тождественность "сущности" и "явления", "идеального" и "реального", "бесконечного" и "конечного". Символ не указывает на какую-то действительность, но сам есть эта действительность. Он не обозначает какие-то вещи, но сам есть эти эта явленная и обозначенная вещь. То, что он обозначает, и есть он сам; и то, что он есть сам по себе, то он и обозначает. Если сущность есть являемое и именуемое, а явление - существенно и онтологично, то символ не есть ни то, ни друго, но сразу и сущность и явление, т.е. и вещь и имя.

В примечании под линии на стр. 876 (Бытие, имя, космос) Лосев отсылает нас для более подробного разъяснения диалектики символа к своей работе "Античный космос". Но прежде чем процитировать данное там определение символа, не могу не привести удивительное по своему глубокомыслию предварительное определение символа из "Вещь и имя":

"Символ является показателем диалектического синтеза тезиса идеальности и антитезиа реальности."

Запомним это: Символ является ПОКАЗАТЕЛЕМ диалектического СИНТЕЗА ИДЕАЛЬНОСТИ И РЕАЛЬНОСТИ. А в определении было сказано, что символ есть само ТОЖДЕСТВО идеального и реального. Так показатель тождества или само тождество есть символ?

Теперь перейдем к Античному космосу:

2. Символ есть единичность подвижного покоя самотождественного различения, данная как своя собственная гипостазированная инаковость и рассмотренная как единичность алогического становления в ее соотнесенности с этой инаковостью. Короче, символ есть алогически становящийся эйдос, данный как своя собственная гипостазированная инаковость и рассмотренный как единичность в ее соотнесении с этой и, след., со всякой инаковостью. Или еще короче, символ есть вещь, рассмотренная как единичность и соотнесенная с окружающей ее инаковостью.

Античный космос, стр. 228.

Псевдо-гегельянскую чушь в начале определения ("единичность подвижного покоя самотождественного различения") оставляем без внимания и отделяем основной момент определения, а именно, что символ есть вещь в ее отношении к окружающей ее инаковости. Тоесть, что символ есть символ только тогда, когда он относится к иному горизонту предметных значений, точнее, что он есть гипостазированная инаковость этого иного предметного единства. Голубь есть гипостазированная инаковость единство предметных значений, заключенных в понятии "мир", "роза" есть гипостазированная инаковость предметных значений любви, Горбачев есть гипостазированная инаковость предметных значений "перестройки", и т.д.

ddd

Я думаю, что схематизм понятий, о котором говорил Кант, полностью относится к  понятию символа. Другие имена (символа) могли бы быть такими: каркас мышления, кострукция взаимоотношений, маршрут  движения, карта значений и пр.
Из моего личного описания видно, что его (символа) целью является ориентация среди живых и не-живых объектов. Таким образом символ является проводником жизненности (или не-жизненности) и начальное образование в мире форм (или не-форм).
Можно сказать, что символ - это бог (как самое живое из всего живого или наоборот).
Из моего описания опять же вытекает не-логическая, а эстетическая сторона символа, которая накладывается на любой объект, не подменяя его индивидуальности.

___________________________

Бог - это самое удачное выражение символа человека.
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

ddd

Символ - это природа, которая переживается.
Самые яркие и запоминающиеся переживания лежат в основе индивидуального характера человека. Переживания возможно на основе материнской (отцовской) "платы".
Переживая свою природу, размышляя о ней и о качествах своей жизни, человек находит присущую только ему манеру выражения, которая, хотя и складывается из целого комплекса подражаний, но составляет своеобразную картину его мирозданья.
Индивидуальности нигде в мире не равны. И это при всей типологической обусловленности и похожести.

___________________________

Жизненность или общая витальность - это настоящий чертенок (демон-искуситель). :evil:  В отличии от него символ строг и прекрасен. :)
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

ddd

Не совсем об символизме, но все же (тема навеяна тредом Нагарджуна и Парменид):
Похоже на то, что греки-эллины были одержимы объективным подходом к реальности.
Сократики, гедонисты, киники, скептики - все жертвовали на алтарь этой общегреческой идеи.
Но в отличии от нас, отравленных христиано-иудейским субъективизмом, они видели в объективности закономерность мира форм и поэтому их боги были небесно-земными созданиями, а не потусторонними сущностями, природу которых требовалось заново определять и доказывать.

Да, ... их олимпийская беспечность: чувство прекрасного и  переживание катарсиса, - "обжимала" их субъективность до ничтожного размера.
Все что вырывалось наружу требовало немедленного обожествления, здесь уже речь не шла оо архаическом периоде с его пугающим роком и неумолимой судьбой, которым бы подчинялись боги и люди. Здесь не содержалось вызова, и потому не было ничего героического.
Вся послесократовская сцена греческой драмы безраздельно принадлежала богам и их потомкам - демократам.
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Пламен

Объективация идеи в чужом для нее материале есть символ. Греки не мыслили абстрактно, но всем своим мыслям (ноэтическим актам) они придавали статус объективно существующих реальностей. Оттуда и антропные боги, богочеловеки, мифы, божественное искусство... Для греческого склада ума символ совпадал с абстрактной идеей, для нас, испорченных христианско-йогическими эпифимиями с целью возвеличения духа и уничижения тела, символ - это грешная материя, указывающая на сюблимнейший дух. Между ними пропасть.

ddd

Символ имеет явную тенденцию к воспроизведению и расширению.
Эта экспансия вовне, до крайних границ мира известна на примерах из истории (завоевания Александра, Римская Империя и др.).
Символ - это воплощение гуровского (юпитерианского) начала, в противоположность шанискому (сатурнианскому).
Почему он (символ) так притягателен человеку? Неужели кодифицированное знание обладает магией прямого действия?
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Пламен

Именно так. Это его свойство называется трансфинитность.

Nick

Мне ещё вначале показалось, что смешивается "символизм", (т.е. человеческое) с самим символом.

Нет причины по которой эйдос должен самопроявиться после феноменологической редукции.

Я тут ещё подумал, и решил  :? что более всего "эйдос" напоминает мне название аквариумной рыбки из ScreenSaver, типа ждёшь полчаса и потом наслаждаешься её незамысловатыми (или замысловатыми) премещениями.
Потом я вспомнил, что где-то уже слышал что-то похожее. И точно - у Бейли, только там эйдосы это "мыслеформы". Именно оттуда у меня тянется мысль, что редукция необходимое, но не достаточное условие. Смысл в том, (как мне думется), что невозможно отделить человека от эйдоса, иначе эйдос будет плавать у нас в аквариуме по ту сторону экрана как в программе "За стеклом".
Я бы даже предположил, что эйдос есть творения человека, но не "личностного", поверхностного, а более глубинного.
нет религии выше истины

Пламен

Тут уже выходим на уровень абсолютного трансцендентального субъекта. Эйдос не существует в отдельности от него. Практически, эйдос является имманентной структурой АТС, поэтому и самопроявляется после ТФР.

ddd

Символ - это графическое изображение самого процесса протекания жизни.
В этом есть что-то от исполнения всех желаний. Этакая изначальная сказка, если угодно миф, если угодно мандала.
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

ddd

Как-то на одном форуме поднялся вопрос о янтрах и их использовании, так вот ... один проницательный человек на вопрос, где можно увидеть янтры, посоветовал просто выйти на улицу и внимательно посмотреть вокруг... а что, не плохой совет!
Форма листьев, цветы и цвета ... одним словом давно забытые, по-детски наивные картины.
Может быть и не следует все так глобализировать? ... мифы, символы ... может надо сосредоточиться на том что между или за ними!

___________________________________

Одним словом наша естественность это естественный экран проявления естественности мира.
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

Nick

Цитироватьпосоветовал просто выйти на улицу и внимательно посмотреть вокруг
Можно вообще никуда не выходить, а просто наблюдать... Течение мыслей не менее "занимательно", чем дрожание листка янтаря на ветру. Но, увы, слабость всегда требует костыли...
нет религии выше истины