Dharmakirti - Logical Issues | Логические казусы Дхармакирти

Автор Nick, 02 ноября 2003, 06:35:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

КИ

//потому что Дхармакирти определяет термины через себя самих//

Я ничего такого не замечаю и мне не понятен ход Ваших рассуждений. Д. определяет термины относительно трансцендентального опыта. То есть говорит, что вот это в опыте он будет называть восприятием, а вот это - умозаключением. Где здесь могут быть неясности и при чем здесь Гегель для меня полная загадка.

Nick

Цитироватьотносительно трансцендентального опыта
Да? И где у него об этом говориться?
нет религии выше истины

КИ

Здесь нигде не говорится, так как и так всем должно быть понятно. Достаточно просто ознакомиться с комментариями Щеобатского, с работами Розенберга, чтобы понять это.  Но если Вам это не очевидно, то я вообще не понимаю, о чем мы тут говорим.

GK

Хуанди, мне кажется, что восприятием (прямым) можно назвать сатори, или т.н. озарения.
elax, you are home

КИ

Сатори - это чистое восприятие без затмевания мышлением. Но чистое восприятие присутствует при любом акте восприятия, независимо от омраченности, то есть актуально всегда.

Nick

ЦитироватьНо если Вам это не очевидно, то я вообще не понимаю, о чем мы тут говорим.
О, это заметно!
Все "критики познания" ссылаются на некий трансцендентный субъект и его опыт, но на самом деле это некая абстракция, пототому что выведен за рамки "двух видов познания" (вернее за чувственный, а потом просто постулируется). Это свойственно Щербатскому, который видимо большой поклонник Канта, так как книга насыщена как рождественский гусь яблоками цитатами из его трудов. Но у самого  Дх. мы вряд ли найдём кто это самый тр. субъект со своим опытом.
нет религии выше истины

КИ

Субъекта дейсвительно не найдете, но Буддизм с самого начала рассматривал исключительно трансцендентальный опыт. Сантана с дхармами это как раз и есть терминология трансцендентализма, при чем, не обязательно критического.

Nick

Тр. опыт совпадает с тр. субъектом в сантане, это понятно, но простите, почему он трансцендентальный? У трансцендентального всегда должен быть субъект познания, отличный от познаваемого и продукта познания, иначе всё это сразу превращается в трансцендентное - т.е. полный абсолют, всё тождественно всему. Это восхождение в абстракции.
Да и не начинает свой трактат Дх. с такого опыта. Поэтому, чему не должно противоречить правильное "чувственное" восприятие - непонятно.
нет религии выше истины

КИ

//У трансцендентального всегда должен быть субъект познания, отличный от познаваемого //

Совсем не обязательно. Почему Вы так думаете?

//иначе всё это сразу превращается в трансцендентное - т.е. полный абсолют//

Трансцендентное (внешнее) чему?. Но по сути верно - все есть один лишь абсолют (в Махаяне). А в ранних школах дхармы плюралистичны и не сводятся в одно.

КИ

// Да и не начинает свой трактат Дх. с такого опыта.

Так как это подразумевается. К тому же все совершенно ясно по контексту.

//Поэтому, чему не должно противоречить правильное "чувственное" восприятие - непонятно.//

Чистое чустсвенное восприятие как раз "вещь в себе", поэтому оно ничему не противоречит.

Nick

ЦитироватьСовсем не обязательно. Почему Вы так думаете?
Если трансцендентальное образутся от "столкновения" с трансцендентным, то это никакой не опыт, а просто трансендентальное, так как в обычном понимании опыт это продукт познания. Именно это меня и смущает - познание не противоречит своему продукту - бред.
ЦитироватьТак как это подразумевается. К тому же все совершенно ясно по контексту.
Если исходить из того, что познаёт рефлектирующий рассудок - то конечно. Но в этом смысле это в принципе никакое не познание, что собственно и доказывает Дх. - нет никакого познания есть только "чистое восприятие", а построение в трансцендентальном ещё одного трансцендентального (субъекта) есть иллюзорная форма познания, условная истина. Но это полный бред, так как и так понятно.
нет религии выше истины

КИ

Ник, трансцендентальный подход - это исходя из анализа одного лишь действительного опыта субъекта, как он дан в сознании, не прибегая к излишним (или вообще) метафизическим построениям.

//Именно это меня и смущает - познание не противоречит своему продукту - бред. //

Вот если противоречит (у Вас так?), тогда был бы бред.

Xia_Ren

Nick wrote:
//Поэтому меня сейчас более всего и интересует, что же такое познание в его чистом виде.//
//Нет! Никакого чувственного не должно быть, чувственное это только реакция, не-свобода, а там где есть реакция и не-свобода, там нет понимания. ("Чувствую" - всегда подразумевает реакцию на внешний раздражитель, тогда понимание должно быть "до" "чувствую").//

По-моему, это очень верно. То есть "чистое познание" должно начинаться с успокоения себя, то есть с ослабления воли и желаний. Пока они сильны, ни о каком "чистом понимании" речи быть не может – всё загрязнено-искажено либо чувствами, либо волей к власти, либо тем и другим.

А чтобы действительно совершить это успокоение себя, требуется тончайшая внимательнейшая рефлексия. Против которой Вы так горячо выступаете.
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

Nick

Цитироватьтрансцендентальный подход - это исходя из анализа одного лишь действительного опыта субъекта
Ну тогда престаньте выражать всё это словами и думать мыслями и вступайте в клуб ГК. ;) Опыт он и есть просто опыт, и причём здесь трансцендентальный?
ЦитироватьВот если противоречит (у Вас так?), тогда был бы бред.
Непознанное всегда противоречит опыту, именно поэтому мы и познаём, а не наоборот.
ЦитироватьА чтобы действительно совершить это успокоение себя, требуется тончайшая внимательнейшая рефлексия. Против которой Вы так горячо выступаете.
Я не против рефлексии, но рефлексии бесполезна в плоскости "бесконечного" и именно это утверждает Дх. (вернее он предлагает рефлекситься до полной рефлексии (чистого чувственного), и согласно идеи океана который успокаивается сам по себе, отразить всё что возможно), но это не познание - зеркало ничего не познаёт.
нет религии выше истины

Xia_Ren

Познание (не в дхармакиртиевском смысле, а в нашем привычном смысле)  – это непрекращающийся процесс построения и уточнения концептуальных схем, всё более и более адекватно описывающих феноменально происходящее. Что интересно, сам этот процесс конструирования концепций изменяет феноменальную реальность, и соответственно опять требует продолжения конструирования для подгонки их к изменившейся реальности. То есть получается, что тут действует самовозбуждающийся, самоподдерживающийся механизм.
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

КИ

// и вступайте в клуб ГК.

Мы с ним и так в одном клубе.

// Опыт он и есть просто опыт, и причём здесь трансцендентальный?

При том, насколько он истолковывается, как познание внешней реальности, как некая сплошная иллюзия сознания, или как именно трансцендентальный.

// Непознанное всегда противоречит опыту, именно поэтому мы и познаём, а не наоборот. //

Мы не можем судить ни о чем непознанном. А когда нечто познанно оно не противоречит опыту.

КИ

Цитировать
Познание (не в дхармакиртиевском смысле, а в нашем привычном смысле) – это непрекращающийся процесс построения и уточнения концептуальных схем, всё более и более адекватно описывающих феноменально происходящее.

Это, в моем понимании, вполне вписывается в "дхармакиртиевкое" понятие о познании. Только, разве что "более и более" не совсем очевидно. Есть иллюзия некоего развития?

Цитировать
Что интересно, сам этот процесс конструирования концепций изменяет феноменальную реальность

Можно сказать, что феноменальная реальность и есть сплошной поток такого конструирования.

Nick

ЦитироватьПри том, насколько он истолковывается, как познание внешней реальности, как некая сплошная иллюзия сознания, или как именно трансцендентальный.
Нет, это явно не клуб ГК, опыт нельзя толковать - опыт это опыт. :) Но попробуйте мне найти такой опыт, типа - существующий сам по себе, без субъекта? Сама по себе позиция чистой феноменальности вещь неплохая, но должны ли мы в этом случае придерживаться каких-либо, э-э-э, правил, типа логических? Ведь если есть только опыт, то и познания (опять) не сущесвтует, а есть лишь явление называемое познанием. В этой позиции нет ничего плохого, кроме того, что из неё невозможно вывести чистое восприятие как абсолютно адекватное познание. Я не против редуцирования, но тут нужно идти до конца, а не возвращаться на полпути.
ЦитироватьПознание (не в дхармакиртиевском смысле, а в нашем привычном смысле) – это непрекращающийся процесс построения и уточнения концептуальных схем, всё более и более адекватно описывающих феноменально происходящее. Что интересно, сам этот процесс конструирования концепций изменяет феноменальную реальность, и соответственно опять требует продолжения конструирования для подгонки их к изменившейся реальности.
Но возможно он меняет самого человека, например, освобождает от авидьи, а ведь человек не просто дхарма, а сантана. И почему Вы считаете, что конструкты Дх. более правильны, чем, э-э-э, Декарта, например? Для меня нет особой разницы ни в том, ни в другом конструкте, но один их них более "красив" (логически выверен), поэтому я выбираю не идею того как существует мир, а форму выражения, или того, за что так ратует Дхармакирти - форму "правильного познания".
нет религии выше истины

КИ

Цитироватьно должны ли мы в этом случае придерживаться каких-либо, э-э-э, правил, типа логических?

Логических правил.. ээээ ... придерживаются в диспуте. А без таких правил вести дискуссию бесмысленно .. ээээ.

ЦитироватьВедь если есть только опыт, то и познания (опять) не сущесвтует,

Как из одного следует другое?

Цитироватьа есть лишь явление называемое познанием.

Вы хоть понимаете что пишите?: "то и познания (опять) не сущесвтует, а есть лишь явление называемое познанием. " ???

Познание и есть явление которое называют познанием. Так же как и утюг это явление которое называют утюгом.

Цитироватьиз неё невозможно вывести чистое восприятие как абсолютно адекватное познание.

А где Вы увидели, что оно выводится? Оно определяется в самом начале, как термин системы, почему именно я уже подробно разъяснял свою точку зрения.

КИ

Вернемся на шаг назад.

ЦитироватьЕсли исходить из того, что познаёт рефлектирующий рассудок - то конечно. Но в этом смысле это в принципе никакое не познание,
Почему Вы считаете, что то , что познает некий "рефлектирующий рассудок", "никакое не познание"?
Цитироватьчто собственно и доказывает Дх. - нет никакого познания есть только "чистое восприятие",
Откуда такие бредовые мнения, если мы уже сотни раз говорили о двух источниках познания у Дхармакирти? Вы оказывается совершенно не в курсе текста, который якобы "критикуете".