Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Chan and Vijnanavada | Чань и Виджнянавада

Автор КИ, 05 ноября 2003, 03:37:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

КИ

8. Сладкая сдобь

Некий монах-ученик пришел учиться к чаньскому учителю Дао-мину из Мучжоу. Чаньский учитель спросил его:
 Какое направление буддийской философии ты обычно изучаешь?
Ученому монаху было нечего скрывать и он ответил:
 Я, монах, обычно изучаю доктрину дхармовых свойств только-сознания.*
Чаньский учитель снова спросил:
 Можешь ли ты объяснить мне теорию только-сознания?
Монах-ученик смущенно ответил:
 Я не посмею.
Чаньский учитель тогда взял сладкую сдобную пампушку, разломил ее пополам и спросил:
 Три мира – это только ум, все мириады дхарм** -- только сознание. Как ты это объяснишь?
Монах ничего не сказал в ответ.
Чаньский учитель тогда опять спросил:
 Эта вещь называется сдобной пампушкой, не так ли? Или она не называется сдобной пампушкой?
Монах-ученик весь напрягся, по его спине струился пот, но он выдавил из себя ответ:
 Ее нельзя не называть сдобной пампушкой.
Чаньский учитель посмотрел-посмотрел, а потом очень спокойно спросил у стоявшего рядом в ожидании послушника-шраманеры:
 Одна сдобная пампушка была разделена на две части; как ты это объяснишь ?
Шраманера, ни капли не задумываясь, сказал:
 Две части пребывают в едином уме.
Чаньский учитель снова спросил:
 Как ты называешь эту вещь ?
Шраманера ответил:
 Сдобной пампушкой.
Чаньский наставник Дао-мин из Мучжоу громко расхохотался:
• Ты тоже можешь проповедовать доктрину только-сознания.

Метод и характер изучения философии только-сознания и практики чань совершенно различны. Философия только-сознания ориентируется на логическое познание, на анализ, а чань не придает значения логическому познанию и анализу. Чань предполагает непосредственное проникновение в наше изначальное сознание, непосредственное усмотрение нашей собственной природы, чтобы стать буддой. Чаньские учители часто прибегают в своих речах к юмору и к людям относятся тепло и любезно. Им вовсе не нравится представать перед людьми с суровыми строгими лицами и сухо наставлять их. Порой они говорят о востоке, а на самом деле указывают на запад. Иногда они могут ударить тебя или обругать, но на самом деле они любят тебя и заботятся о тебе. Последователи философии только-сознания много и обстоятельно говорят, обосновывая и разъясняя содержание своей идеалистической доктрины, а чаньские учители произносят только одну фразу, и что же? Они говорят: «Сдобная пампушка !» и одним этим выражают смысл учения о том, что «три мира – только ум; мириады дхарм – только сознание».
Прим. перев.: *Философия только-сознания (йогачара, виджнянавада; китайск. вэй ши) - одно из ведущих философских направлений классического индийского махаянского буддизма, созданное братьями Асангой И Васубандху в 1У-У веках. Это очень сложная философия, обосновывающая учение о том, что единственной реальностью является сознание. В Китае после знаменитого паломника и переводчика Сюань-цзана (У11 в.) ее часто называли учением «о свойствах дхарм» (фа сян). ** Дхарма – здесь базовое понятие буддийской философской психологии (абхидхарма), обозначающее элементарное психофизическое состояние; совокупность дхарм формирует всю сферу опыта. В философии только-сознания «дхармами» часто называли внешние объекты, соотносящиеся с эмпирическим «я», но неотличные от сознания.

27. Все уже и так ясно
Однажды чжэцзянский* чаньский учитель Фа-янь Вэнь-и** отправился в Миньнань и в пути его настиг снегопад. Снегопад и сильный ветер продолжались много дней и поэтому он остановился переждать непогоду в монастыре бодхисаттвы Кшитигарбхи. Там он коротал время, подолгу беседуя с настоятелем – чаньским учителем Гуй-чэнем. Когда снегопад закончился, Вэнь-и поблагодарил Гуй-чэня за гостеприимство и собрался продолжить свой путь. Между тем, Гуй-чэнь решил немного проводить Фа-яня Вэнь-и и вот, когда эти два человека уже спустились вниз и вышли из монастырских ворот, чаньский учитель Гуй-чэнь указал на большой камень, лежащий на дороге и спросил:
 Вы, досточтимый, часто говорили, что три мира – только ум, а все мириады дхарм – только сознание. Так не скажете ли вы, -- тот камень существует в вашем сознании или же вне вашего сознания?
Фа-янь Вэнь-и ничуть не задумываясь, сразу же ответил:
 Если мы будем исходить из учения о только-сознании школы йогачара, то, поскольку оно утверждает, что вне сознания нет никаких дхарм, этот камень, разумеется, существует только в сознании.
Чаньский учитель Гуй-чэнь воспользовался предоставившейся ему возможностью и спросил:
 Разве вы сейчас не странствуете? Зачем же в таком случае, вы держите в своем сознании этот большой камень?
Услышав это, Фа-янь Вэнь-и оказался в затруднении и не знал, как ответить. Поэтому он решил остаться в монастыре бодхисаттвы Кшитигарбхи и поискать ответ на этот вопрос. Прошли месяцы и годы. Фа-янь каждый день предлагал новое решение этой проблемы, но ни одно их них не удовлетворяло Гуй-чэня, который опровергал все построения Фа-яня. Наконец однажды чаньский учитель Гуй-чэнь прямо сказал:
 Учение Будды вовсе не таково!
Фа-янь не нашел, что ответить и попытался посмотреть на проблему под другим углом, но чаньский учитель Гуй-чэнь опять сказал:
 Учение Будды вовсе не таково!
Фа-янь испытал много различных вариантов, но не с одним из них Гуй-чэнь так и не согласился; Фа-янь совсем измучился и однажды сказал со вздохом:
 Я уже исчерпал все слова и мысли!
Услышав это, чаньский учитель Гуй-чэнь произнес одну фразу:
 Когда мы говорим о Дхарме Будды, все уже и так ясно и лежит прямо перед глазами!
Услышав эти слова, Фа-янь Вэнь-и пережил великое пробуждение и позднее основал чаньское направление «Фа-янь», насчитывавшее тысячи последователей и передал Дхарму преемственности восьмидесяти трем людям.
При рассуждениях об Учении Будды часто бывает так, что «лошади приращивают рога и к одной голове приделывают еще одну». «Когда мы говорим о Дхарме Будды, все уже и так ясно», -- сколь превосходны и замечательны эти слова! Мы, люди, несем в себе самих отнюдь не только этот большой камень, но и многое другое – деньги, почести, привязанности, житейские проблемы и прочее. Эта ноша бывает столь тяжела, что нам даже трудно дышать. Не гораздо ли тяжелее для нас для нас правда и ложь, победы и поражения, слава и позор, страдания и радости, чем этот камень? Если вы поняли, что все уже и так ясно, все уже теперь как надо, зачем же изнурять себя размышлениями о «только-уме» и «только сознании»?
Прим.перев.: *Чжэцзян – приморская провинция в восточном Китае, к югу от реки Янцзы. **Фа-янь Вэнь-и (885-958 гг.) – великий чаньский учитель, основатель недолго существовавшего чаньского направления «Фа-янь», отличавшегося от других чаньских «домов» большим интеллектуализмом и интересом к философской проблематике.

Великий Учитель Син-юнь. Чаньские беседы. Пер. с кит. Е.А. Торчинова и К.Ю. Солонина. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998.

(скопировано с форума Торчинова)