Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Does Buddha need Buddhism | Нужен ли буддизм Будде?

Автор Takeda, 22 ноября 2003, 13:22:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Dzenych

Говоря, что дхармы лишены само-природы, не следует забывать, что в это самое время само-природа присутствует в любом живом существе... Только в этом случае всё предельно ясно и относительно изначальной природы всех дхарм и того, кому они обязаны своим существованием.
Остаётся только добавить, что большому счёту, сознание Будды - это абсолютное сознание природы всех дхарм, т.е. дхармового тела или таковости дхарм, при абсолютном отсутствии иллюзии сознания своего собственного существования.

Отсюда видно, что вопрос о том нужен ли Будде - Буддизм, не совсем правильный... Но вот, однако, какая штука: зачем Будде - Буддизм, или иначе говоря, зачем Буддизму - Будда?

Sadhak

Цитировать
допущение милости Бога – это просто допущение чуда.
Xia_Ren, я думаю, это тоже самое, но другими словами. "Чудо" и "неспособность ума воспринять-познать что-то вне его самого" - синонимы. То, что принциально недоступно уму с помощью его инструментов - логики, диалектики, философии и прочего - является этим же самым "чудом", как не назови это Богом, дао или природой будды. К примеру, если показать две точки в пространстве и соединить их воображаемой  линией, то поначалу уму просто невозможно представить путь, соединяющий их, короче, чем эта линия. А если представить эти две точки, как находящиеся на листе бумаги и сложить этот лист пополам, чтобы они совпали? Любой "шаг" от исходного положения, будет уже удалением, как от цели, так и от исходной позиции. Детский и наивный пример, но почему-то ассоциируется у меня с декларируемым тождеством нирваны и сансары :). Всем понятно и все согласились, что интеллекту не схватить свалакшану, но все мы продолжаем упорно использовать логику и концепции для приближения к ее пониманию. Насколько дерево ближе как модель описания, скажем "радости", чем допустим, танк? Ни насколько, оба понятия одинаково не применимы, различие качественное. Так и одна концепция ума "ближе", чем другая к тому, что вне него... Понятен тот абсурд, что обычно несется дзеном, фраза учителя нисколько не лучше и не хуже любой стройной и логически безупречной теории-концепции, что могла бы быть ответом на заданный вопрос. Мне почему-то не верится, что мондо, должно иметь именно такое завершение и именно этот ответ будет "правильным" на конкретный коан, а не другой столь же бесмыссленный... Указывается на что-то "вне" ума, что  не может быть воспринято ментально или вообще воспринято, что думаю, "ближе", "правильнее"... Опять понесло куда-то, начал-то я про тождественность тех или иных слов, что призваны указать на Того, кем "мы" не можем не быть...
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

Пламен

Dzenych:

Здесь действительно речь идет о двух свабхавах. Первая свабхава - эмпирическая и потому иллюзорная, например - прочность является свабхавой земли, вязкость является свабхавой воды, подвижность является свабхавой воздуха, ощущение состояний является свабхавой веданы, апперцепция является свабхавой восприятия, и т.д. Свабхава, разумеется, не существует отдельно от того, чьей имманентной природой она является. Но если эта первая свабхава привязана к отдельным элементам опыта, то дхарма-свабхава, или дхармата является универсальной свабхавой всех дхарм и совпадает с когда с природой Будды, когда с татхатой, когда просто с основой вселенной, в зависимости от конкретной буддологии той или иной школы.

Xia_Ren

Sadhak wrote:

////допущение милости Бога – это просто допущение чуда.////
//Xia_Ren, я думаю, это тоже самое, но другими словами. "Чудо" и "неспособность ума воспринять-познать что-то вне его самого" - синонимы. То, что принциально недоступно уму с помощью его инструментов - логики, диалектики, философии и прочего - является этим же самым "чудом", как не назови это Богом, дао или природой будды.//

Тут, если я правильно Вас понял, Вы утверждаете тождество между "чудом" и "непознаваемостью Абсолюта". Если так, готов согласиться.

Далее по тексту Вы как бы указываете, если я правильно понял Вас, на то, что само допущение возможности чуда и сам факт непознаваемости (или даже просто пока непознанности) Абсолюта указывают на явную или скрытую попытку субъекта понять-достичь Абсолют. То есть тем самым субъект явно или скрыто полагает реальность разделения мира на Нирвану и Сансару, реальность разделённости Истины и Лжи, Реальности и Иллюзии. А такое полагание Вы полагаете ошибочным. Я правильно уловил основную мысль вашего текста?
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

Sadhak

Вот я и задумался, над тем, куда указывал :). Честно говоря, столь далеко идущих планов, я обычно не имею :), хватаюсь за первую мысль (что-то смутное, не конкретизированное, скорее желание, чем мысль) без всякого видения ее дальнейшего развития, я же не реферат пишу... Потом самому интересно, куда вынесло :).

//////...само допущение возможности чуда и сам факт непознаваемости (или даже просто пока непознанности) Абсолюта указывают на явную или скрытую попытку субъекта понять-достичь Абсолют. ///

Да тут и указатель никакой не требуется, объект и так землю носом роет, пытаясь добраться до своей истинной сущности, как своей концепции о Нем. Потом успокаивает себя очередной концепцией о их вредности и  даже безконцептуальности и прочими мудреными вещами, но позволит ли ему всё это, достичь "результата" такими неожиданными маневрами с тыла и флангов - вопрос.

///То есть тем самым субъект явно или скрыто полагает реальность разделения мира на Нирвану и Сансару, реальность разделённости Истины и Лжи, Реальности и Иллюзии. А такое полагание Вы полагаете ошибочным. Я правильно уловил основную мысль вашего текста? ///

Я уже так надергал себя, что боюсь утверждать что-то как ошибочное или менее ошибочное, в уме шипит очередная концепция "не отрицать-не утверждать". Как все же думаю, последнее время, "разделение на то и это" - тоже самое совершенство, как и отрицание двойственности и прочие "продвинутые" мысли и действия. Ранее же все время вопил о недвойственности, понимая это как единство. Самой совершенной аналогией для меня остается сон, сознание, что его озаряет-освещает-делает возможным и другие (помимо "меня" там) объекты и персонажи во сне. Можно ли назвать их неодушевленными и лишенными сознания? Думаю нет, это не куклы и не марионетки - а совершенно независимые объекты, со столь же непредсказуемыми и разумными действиями, что и "реальные" феномомены, что рыскают вокруг "меня" сейчас. Еще интерсный момент, который наверняка отмечали все - во сне, к примеру, стою на перроне, иде поезд, начинает гудеть - просыпаешься - звенит будильник. Как ум узнал, что сейчас будет звонить будильник и услужливо подставил картинку-сценарий, где гудок прозвучал точно в тот момент (вопрос не в синхронности, а в во времени, что прошло перед этим, готовя этот момент)? И таких интересных вопросов масса, вообще никуда далеко ходить не надо - как мне думается, можно много понять исследуя свой собственный сон - все тоже самое - объект-феномен, другие объекты, их концепции, выливающиеся в действия и сознание-субъект, что пронизывает-озаряет все это, не являясь ни чем-то отдельным, ни суммой всего этого...
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

КИ

Совсем нет необходимости "не отрицать-не утверждать". Достаточно не отождествлять конструкты, порожденные различением, с внешней реальностью. Если отличие чего-то от чего-то понимается как конструированное представление, а не свойство реальных вещей, то это уже не иллюзия. Разумеется, знать об этом и реально видеть конструкты как конструкты, это разные уровни йогизма.

Sadhak

Не к тому, чтобы оспорить что-то, а так , просто подумалось... Ведь  конструкты - это ведь тоже "реальность", они есть, не как вещи-в-себе, а как то же самое содержание сознания. И вещь-в-себе - такой же конструкт, ум вводит эту концепцию, полагая существующим что-то вне себя, а где это? Опять же без ввода "себя" и "не-себя", он ничего сделать не может. Есть конструкт, что это конструкт или принмание конструкта как что-то вне концептуализирующего ума - то и другое, все та же концепция. В одном случае, мы жалуемся на бедность, имея миллион в кармане, но не зная об этом. В другом, нам сказали, что у нас есть миллион, но мы не можем поверить до конца и хотим, чтобы нам его показали, забывая (нет не так, не зная как именно залезть, приноровится надо :), и метод есть и другие говорят, дело за практикой), что в собственный карман, можем залезть только мы сами. В третьем, мы убедились в этом, рассмотрев его хорошенько и успокоились навсегда. Все страхи, связанные с бедностью нас уже никогда не напугают, что бы не вешали нам на уши окружающие... Вот к этому, последнему варианту, мы все и пытаемся прийти от первых двух. Как "удобнее" это сделать? По крайней мере, стараться не вести себя так, словно у нас ничего нет, уходить от первого варианта ко второму... То есть даже не пытаться думать в категориях "вне" и "я", но ум может только так, этот дуализм сама основа его существования. Думать, чтобы не думать или думая не думать - вот где-то здесь есть дыра, что как говорят, может помочь "реализации", но для самого такого поиска, должна быть уверенность в собственной ущербности и нереализованности и вообще в "собственности" - первый вариант с пустым карманом, в чистом виде... Во сне бывает такая проблема? Лично я, как только понимаю, что сплю, вылетаю из сна мгновенно. Может и в "реале" это точно так же? Подумав во сне о том, кто спит, я прекращаю сон...
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

Xia_Ren

Согласен, что концепция-аналогия жизни со сном – очень интересная концепция и медитация.

Что касается осознавания того, что любая концепция – это лишь конструкт ума, а реальность – она сама по себе, то такое осознавание – это тоже концепция и медитация.

Вообще складывается впечатление, что медитация (="йогизм") – весьма коварная штука. Можно медитировать на любой объект (а он конечно же всегда концептуальный =конструированный), и при достаточном навыке-продвинутости созерцать самые реальные-сущностные глубины этого объекта. А объектом может быть и Природа Будды, и Только Сознание, и Дхармата, и Брахман, и Абсолют – вобщем любой объект из любой концептуальной системы. Об этом диалог между Алисой и Королевой из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье»:

-...А теперь посмотрим, поверите ли вы. Мне всего лишь сто один год, пять месяцев и один день.

- Я не могу в это поверить! - сказала Алиса.

- Не можете? - сказала Королева с жалостью. - Попытайтесь еще раз - глубоко вздохните и закройте глаза.

Алиса рассмеялась.

- В этом нет никакого смысла, - сказала она. - Никто не может поверить в то, чего не может быть.

- Осмелюсь предположить, что у тебя просто не было достаточной практики, - сказала Королева. - Когда я была в твоем возрасте, я постоянно упражнялась в этом по полчаса в день. И знаешь, иногда я могла поверить сразу в шесть невероятных вещей перед завтраком!
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

КИ

Я в предыдущем сообщении как раз и написал, что все решается гораздо проще. Причем, это не только мое "имхо", но и вполне официальная позиция, встречаемая, к примеру, у Дхармакирти и Шантаракшиты. Дело ведь не столько в "думании" вообще, сколько в дефектных и ложных "думаниях". Наше обычное восприятие всегда недуально. Субъект-объектность - это конструкт наложенный позже, дефектное мнение. Если воспринимать двойственность именно таким образом, то это подобно наблюдению иллюзии змеи в веревке, как именно иллюзии, а не реальной змеи. Именно это и должно привести к увидению веревки как она есть, без змеи. Да, это очень похоже на пробуждение при осознании того, что это сон.

Takeda

Глубокоуважаемое собрание!
Хочу Вас немного вернуть к интересной мысли Дзеныча, обойдённой вниманием.
Дзеныч сказал в разговоре о практике, что остаётся один путь, путь к Началу. Меня самого занимает этот вопрос. Ведь нет окончательного освобождения, этот процесс бесконечен. Практика кончается, потому что кончается часть пути, принадлежащая сознанию. А дальше идёт бесконечное бессознательное. Там-то и есть корни всего, то есть Начало. Я не во фрейдистском понимании употребил слово "бессознательное", а ещё глубже.
Граница между сознанием и бессознательным условна. А между тем сознание - ничто перед мощью бессознательного. Конечно, использовать инструменты ума там бессмысленно.

Пламен

Я не знаю есть ли на самом деле окончательное освобождение или нет, но индийские ребята точно утверждали реальность окончательного, точнее, безостаточного освобождения, как они любили выражаться. В Йоге-даршане это нирбиджа-самадхи (без кармических семян), а в буддизме анупадхишеша-самадхи, без никаких остаточных условий.

На мой непросвященный взгляд путь к началу мало продуктивен, потому что все безначально - как природа Будды, так и авидья. Поэтому и буддизм, и Йога были согласны в одном - путь в ниродхе, в прекращении, т.е. в Конце. Одни говорили, что следует прекратить модификации сознания и все, будет у тебя окончательное освобождение, а другие утверждали, что следует прекратить страдания и даже придумали путь к этому прекращению.

Xia_Ren

Кажется, такой подход подразумевает различие Сансары и Нирваны. То есть Нирвана – в конце Сансары. А махаяна (мадхьямака) утверждает тождество Сансары и Нирваны, поэтому «конец» им не нужен.
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

Пламен

А, мало того, в тибетском переводе комментария Буддхапалита к Муламадхьямака-карика утверждается, что самбудда и пратитья-самутпада чуть ли не совпадают. А это уже черезчур. Я понимаю, единая природа будды, которая диалектически распадается на нирвану и сансару, но чтобы взаимозависимое происхождение было приравнено к Самопробужденному, это требует специальных мозгов.

Причем Чандракирти говорит совершенно другое. Если различия были между самими прасангиками, то что остается для нас, парасангиков?!

GK

\\Дело ведь не столько в "думании" вообще, сколько в дефектных и ложных "думаниях". Наше обычное восприятие всегда недуально\\

Думание - это делание. Человек, не делающий себя, не делающий над собой усилие, соответственно, не думает. Нет думания - нет человека. Есть будда.
elax, you are home

yoshkinkot

Что бы человек сам о себе ни думал - что в Сансаре он, в Нирване, страдает, не страдает, просветлённый он, или заблудший, точно так же помрёт как все прочие.
ельзя понять непонятное.

КИ

Смотря что называть "человеком". То как ты видишь других - это твое видение, а не их.  То есть наблюдение чьей-то смерти это данность твоей сантаны. Что произошло при этом с другим т.субъектом - может для него это скорее уже новое рождение, а не смерть (в Тхераваде рождение наступает сразу же, без промежуточных бардо).

Dzenych

Пламен:
ЦитироватьНа мой непросвященный взгляд путь к началу мало продуктивен, потому что все безначально - как природа Будды, так и авидья. Поэтому и буддизм, и Йога были согласны в одном - путь в ниродхе, в прекращении, т.е. в Конце. Одни говорили, что следует прекратить модификации сознания и все, будет у тебя окончательное освобождение, а другие утверждали, что следует прекратить страдания и даже придумали путь к этому прекращению.
В раннем буддизме и христианстве, как в системах практики медитации, под Началом подразумевается не метафизика Вселенной, а некая основа индивидуального опыта бытия. Бытие в этом контексте есть бесчисленные мысли, чувства, ощущения, а практика - это сосредоточение в моменте возникновения этих бесчисленных объектов.
Эта практика начинается из неведения, т.е. суть несут в себе именно объекты, а мы не знаем о чём либо, пока не воспримем это. Но медитация сознания на моменте пробуждения механизмом органов восприятия некой сути в сознании, открывает йогину то, что объекты - это всего лишь пустой, безликий поток причин и следствий, а наполняет его смыслом, т.е. делает из него вещи какой-то неведомый йогину, аспект сознания. Иначе говоря, все вещи изначально, есть лишь какая-то универсальная суть, что будучи в основе самого сознания как бы разворачивается в определённых условиях в то или иное... бытие!
Т.е. разговор об Истине. И с точки зрения индивидуальтного опыта уместно говорить о неком едином источнике всех объектов для индивидуального сознания, постижение которого йогин реализует путём сосредоточения именно на моменте появления различных сутей, пробуждаемых конкретными причинно-следственными условиями.
А в абсолютной реализации этой медитации постигается сама основа бытия вещи тогда, когда вещь ещё даже не возникла. Это основа, начало любого явления, объекта и т.п., т.е. самого бытия. И понятно, что эта основа вне причин и следствий, но она как бы окрашивает различными цветами, т.е. сутями, любые пустые причины и следствия, оживляет их, а сознание играет в эту игру...
Получается, что даже индивидуальное проявление сознания вполне бессмертно, т.к. его основа вне причин и следствий, она не меняется - меняется лишь бытие!!!
Что всё это значит?...
Просветлённый йогин - это индивидуальное сознание, что путём освобождения от мысли о наличии собственного "я", т.е. от привязанности к собственному существованию пребывает в Истине, что проявилась от рождения живого существа и постигнута с помощью йоги. А так как Истина является основой бытия и жизни, то это уже вполне конкретный намёк сознанию на вечную жизнь и совершенное само-бытие (как это невероятно и не покажется, но причины и следствия - это и есть намёк на таковое). И если некоторые более ранние системы медитации предлагали реализовывать вечный разрыв между сознанием и бытием, т.е. по сути вечную смерть, то после известных событий в истории человечества мы имеем и иной путь - к единству сознания и его истинного, вечного бытия. Но сознание не уничтожимо и разрыв между ним и его бытием оказался не чем иным, как банальной привязанностью к небытию...

Пламен

Абхидхарма и Йога сходятся в том, что нирвана - это вечная смерть. Ньяя-Вайшешика тоже примыкает к этой метафизике, только Веданта как-то ухищряется избежать танатологии. В принципе жизнь - это синоним сансары, следовательно преодоление сансары есть в то же время и преодоление жизни. А что такое преодоление жизни, если не окончательная и безусловная смерть, нирупадхишеша-самадхи?!

Dzenych

По большому счёту, жизнь для сознания - это реализация аспекта познания, понимания, осознавания... Смерть - это полное отсутствие таковых и поэтому у логиков (философов) и практиков свои нирваны. У логиков - это вечная смерть, что закономерно в суждениях о том, что конечно и временно, а у практиков - это вечная жизнь, т.е. познание того, что бесконечно и вечно.
Сат-чит-ананда, Царство Божие, Природа Будды - это вечное бытие сознания и она именно познаётся, пониматься им. Для сознания то является его бытием, что понимается, со-знаётся им. Если оно понимает вечное - то его бытие будет это самое вечное, если оно понимает временное - то его бытие будет временное. Мы то, что осознаём.
Смысл в том, что до поры люди просто не знали о вечном и неизменном аспекте именно бытия. Всё, что было развёрнуто пред восприятием человека - было временно, смертно а указующего пути небыло... Те учения, которые были тогда построены на незнании вечного, совершенного аспекта бытия, его единства с сознанием, конечно же и толковали о несовершенном бытии и его противоположности, небытии.

Dzenych

Кстати, в конце Йога-сутры говорится об окончательном освобождении, как о энергии сознания, что пребывает сама в себе. Т.е. она выступает как некое истинное, вечное бытие сознания и именно она оказалась началом всех объектов и гун, которые попросту именно свернулись в эту энергию, как источник всего.