Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

О пустоте.

Автор Nick, 22 декабря 2002, 15:52:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Вы верите, что пустота реальна?

Да
2 (66.7%)
Нет
1 (33.3%)

Проголосовало пользователей: 3

Голосование закончилось: 21 января 2003, 15:52:08

Sam

Цитата: "Nick"Samadhi Undercover,
спасибо, это был обстоятельный, но ,увы, бесполезный ответ для меня. Видимо я ещё не дорос до настоящего буддизма.

Пожалуйста. Ничего страшного.
Человек может иметь любые взгляды, и быть адекватным, но только когда он понимает "где он находится". Тогда для него доступны любые горизонты. А вот если человек заблудился, то труднененько.

// Самое главное, он совершенно не отвечает на тему треда, что же реального в пустоте?

Вообще то это некорректно заданный вопрос. Если начать играть терминами, то можно ответить, что все что реально может быть таковым только в пустоте. Или еще как-нибудь. Но ведь и это тоже не отвечает на ваш вопрос.
Может быть вы попробуете сформулировать что для ВАС стояло за этим вопросом. Что вы хотели им решить?
#1042;сем всего,
Сэм

Sam

Цитата: "GK"Сэм, я все же попросил бы Вас ответить на вопросы, заданные мной в постинге

Это запросто. Когда вопросы сформулированы прямо и корректно, мне не трудно на них ответить.

//1. Какова цель практики?

буддийской?
Реализация природы будды на благо живых существ :)
Это может звучит как "будь готов - всегда готов", но зато коротко и по существу.
Можно, от этого отталкиваясь, задавать уточняющие вопросы по каждой интересующей части.

//2. Что это за мифическая личность, которая трансформируется и достигает?

Не могу ответить на некорректно заданный вопрос.
Личность в буддизмне не предмет практики трансформации и не предмет трансцеденции.

//И чего она достигает в результате практики?

Если "она", это живое существо, то оно достигает, скажем, целостности. Все потенциальности актуализированы.

//Просьба по возможности не излагать чужие тексты, а дать Ваше собственное понимание этого.

Это как раз проще
#1042;сем всего,
Сэм

GK

Сэм:

Наличное ж.с. - это набор привычек,  образов и идей о самом себе, иначе говоря, всего, что составляет ум. Одна из этих идей - идея о собственной самосущности, о способности самоизменяться и становиться чем-то, оличным от того, что есть. Мысль создает некий идеал, образ, противоположность со знаком плюс, к которой имеющийся в настоящее время образ стремится. Все это "движение" происходит именно на уровне воображения, идеи и в рамках дуальности. То есть, налицо самообман, иллюзия какого-то прогресса и успеха, в то время как в действительности изменяться некому и нечего достигать. Ум практикующего оказывается пойманным в собственную ловушку противоположностей и идей о самосущности как "субъекта" так и "объекта" реализации. Единственный способ порвать этот порочный круг - это осознать собственную пустотность, не-я. Это достигается тем же самым умом - единственным инструментом, которым располагает ж.с.-, но осознать свою природу способен только тихий ум, не обремененный знанием и накопленным опытом, ум, осознавший весь комплекс своих обусловленностей и посредством такого осознавания освободившийся от них. Осознание (понимание) механизма обусловленностей уже есть автоматическое освобождение от них. Для этого не требуется дополнительных усилий и действий. Осознание - это трансформация.
elax, you are home

Sam

ГК, я должен что-то ответить?
#1042;сем всего,
Сэм

GK

Сэм, Вы никому ничего не должны :)
Это мое собственное видение вещей, спорить и доказывать что-то было бы бессмысленным. Возможно, это подтолкнет кого-то к некоторым размышлениям. Если нет, то ничего страшного. Я никому ничего не навязываю.
elax, you are home

Sam

То что это ваше видени вещей, не вызывает сомнений. Я вот только не понял, почему в таком случае перед ним стоит слово "Сэм:", раз вы не ко мне обращались и не предыдущий разговор продолжали.
Ок. Ну раз ваше сольное выступление закончено, я могу поинтересоваться, насколько вас удовлетворили ответы на ваши вопросы? Я надеюсь вы их задавали чтобы услышать ответ?
А то есть люди, которые все разговоры используют чтобы еще раз послушать себя любимых. Психологи так говорят. Вы же не из таких?
#1042;сем всего,
Сэм

КИ

Сэм, пришельцев из сияющей пустоты интересуют в основном виртуальные межличностные отношения? А может лучше обсуждать вопросы поднятые в треде?

Sam

О вере в реальность пустоты, вы имеете в виду? :)
#1042;сем всего,
Сэм

GK

Спасибо, Сэм. Меня вполне удовлетворили Ваши ответы. Я Вас понял.
elax, you are home

Nick

Samadhi Undercover,
ЦитироватьМожет быть вы попробуете сформулировать что для ВАС стояло за этим вопросом. Что вы хотели им решить?

Ок, у меня сложилось впечатление, что так, как понимают пустоту в буддизме (и ГК :-) ), как нечто существующее незыблемо во времени - иллюзия. Пустота это то, что может сущетсвоать лишь вне времени. Вот это вопрос и исследуется.
нет религии выше истины

GK

Ник, хочу тебя разочаровать. У меня нет никакого понимания пустоты. Не приписывай мне чужие иллюзии :)
elax, you are home

Sam

А, ну супер, Гк, я рад, что мне так легко удалось ответить.


2Ник:
//как нечто существующее незыблемо во времени - иллюзия

А на основе чего вам так сложилось? Может кто сказал чего-то или где-то прочитали?
Я, например, такого в буддийских источниках никогда не видел.
#1042;сем всего,
Сэм

Nick

Samadhi Undercover,

на основании того, что не существует такого мгновения, куда пустота могла бы проникнуть
нет религии выше истины

Sam

Ник, а можно исходную цитату с контекстом?
Лично у меня ощущение полной бессмысленности этой фразы и не понимаю связи с первой, что мол "пустота это нечто существующее незыблемо во времени"
#1042;сем всего,
Сэм

Nick

Samadhi Undercover,
увы, и не найти уже...
Представим движение секундной стрелки, потом разделим его пополам, потом ещё пополам, и так до бесконечности... И так, пустота не пребывающая в явлениях, которые существуют во времени, не сможет проявить себя вообще, так как ей не будет возможности, найти такой промежуток во времени, куда она могла проникнуть.
нет религии выше истины

Sam

//и так до бесконечности... И так, пустота не пребывающая в явлениях

Почему нет?
Если явление в бесконечно малом промежутке времени полагается вами пребывающим, то пребывает и пустота, т.к. она есть отсутствие собтвенной сущности этого явления, т.к. оно, в свою очередь составное, нет явлений, которых нельзя было бы разложить на составные. Все явления имеют составную природу и это и есть их пустотная сущность.
Пустота не "проникает" в отдельно от нее существующие предметы. Напротив, предметы "образуются" в пустоте (от наличия собственной сущности). Предметы неотличные от пустоты. Пустота проявлена в предметах.

Кстати время, которым вы оперируете, тоже не имеет собственной сущности, оно просто категория мышления, то есть попросту удобная для вынесения суждений о предметах выдумка. Как и расстояния. То есть они еще более наглядно пустотны, чем предметы, которые мы можем потрогать
#1042;сем всего,
Сэм

Nick

Из песка можно сделать дом, из атомов молекулы, из пустоты проявляются явления - значит пустота субстанция?

ЦитироватьКстати время, которым вы оперируете, тоже не имеет собственной сущности, оно просто категория мышления
Явления имеют момент возникновения и момент исчезновения и эти моменты обусловелны причинами, значит пустота носитель причинности, и имеет атрибут называемый временем, почему же время иллюзия если она атрибут реального?
нет религии выше истины

Пламен

Сэм, Вы высказали по меньшей мере два противоречащих индийской философской традиции мнения.

1. Пустота не имеет ничего общего с отрицанием или утверждением сущности явлений. Она самостийна. В традициях астики ее определяли как независимую субстанцию, а в буддизме Тхеравады и Хинаяны - как непричиненную дхарму. Каким образом непричиненная дхарма может относиться к самости или бессамости причиненных дхарм? Никаким! Она на то и непричиненная, вместе с двума видами ниродхи, потому что является причиной самого себя, causa sui.

2. Во-вторых, хотя пустота и не смешивается с вопросом о существенности или несущественности являений (дхарм), то она, тем не менее, проникает все дхармы и в качестве пространства является, так сказать, "первопродуктом" (вместе с временем) распада изначального и вечновибрирующего континуума дхарм.

В астической индийской философии эта тенденция еще лучше выражена. Пустота является всепроникающей (вибху), она проникает даже в неделимые было дальше атомы Вайшешиков, не говоря о субатомных уровнях материи в рамках Санкхья-Йоги.

Вот у Ника - хотя он и не исповедут никакой индийской религии или философии - намного правильнее понятие о пустоте, м.б. потому, что оно адекватно постигнуто на интуитивном уровне. Правильность медитации верифицируется в правильности суждений. Пустота является носителем причинности. Это подтвержадется, как приведенным выше анализом, так и принятым в индийской философии разделением пустоты на два вида - карана-акаша (пустота-причина) и каря-акаша (пустота-следствие).

Sam

Цитата: "Nick"Из песка можно сделать дом, из атомов молекулы, из пустоты проявляются явления - значит пустота субстанция?

Не, Ник, явления не ИЗ пустоты, а В пустоте. Соответственно не субстанция, а способ возникновения.
Серьезно, возьмите нормальную книжку, посвященную воззрению пустоты в буддизме, почитайте. Многие вопросы отпадут.

ЦитироватьЯвления имеют момент возникновения и момент исчезновения

Это только кажется, потому что наше обыденное восприятие грубо заточено и инерционно. Если вы проведете ваш же эксперимент с разбиением времени на все более малые промежуки, стремящиеся к нулю(т.е. к моменту), то увидите что невозможно указать конкретный промежуток, когда явления еще нет, а когда оно уже есть.

//и имеет атрибут называемый временем

Это мыслящий ум конструирует такие понятия как время и связанное с ним расстояние, пытаясь им ограничивать воспринимаемое. Чтобы формы появились, которые можно было бы стяжать. Само же время природе проявления не присуще. Почему? Потому что время это конструкт ума, а проявление зависит от накопленной кармы, а не способа мышления о нем. К примеру человек может, наевшись например таблеток, думать, что умеет летать, но когда он шагнет с балкона, окажется что не умеет.
#1042;сем всего,
Сэм

Sam

Цитата: "Plamen"Сэм, Вы высказали по меньшей мере два противоречащих индийской философской традиции мнения.
1. Пустота не имеет ничего общего с отрицанием или утверждением сущности явлений.

Это я такое мнение высказал?

//Она самостийна.

Как незалежна Украина? :)
Так это иллюзия. Посмотрите на Украину, очень даже зависима.
Ну ладно, шутки шутками, а пустота, как широко известно, пуста и от самой себя, поэтому самосущей ее назвать тоже нельзя, хотя она и не порождена причинами, как вы верно заметили. Почему же нельзя ее так назвать? Потому что она проявляется не как независимая сущность(как должна бы, если бы была вещью в себе), а только во взаимозависимом возникновении вещей. Вот таким образом "непричиненная дхарма может относиться к самости или бессамости причиненных дхарм"

//2. Во-вторых, хотя пустота и не смешивается с вопросом о существенности или несущественности являений (дхарм), то она, тем не менее, проникает все дхармы и в качестве пространства

Пустота _подобна_ пространству, но это НЕ пространство. Иначе пустотой вы называете отсутствие присутствия, а это ошибка нигилизма.

// является, так сказать, "первопродуктом" (вместе с временем) распада изначального и вечновибрирующего континуума дхарм.

Изначальный континуум и есть шунья, а распадается он на пространство и время. И то не для всех существ, а только тех, кто обусловлен формным восприятием.

//Вот у Ника - хотя он и не исповедут никакой индийской религии или философии - намного правильнее понятие о пустоте

намного более правильное чем у кого? и в каких пунктах?

//Пустота является носителем причинности.

Нельзя сказать "носителем", иначе у пустоты должна была бы наличествовать субстанция. А ее нет.
Природа пустоты - причинность, взаимозависимое происходждение.

//Это подтвержадется, как приведенным выше анализом

Анализ ваш опирается на неверное определение пустоты как отсутствия присутствия. Соответственно и ввыводы неверны.

//принятым в индийской философии разделением пустоты на два вида - карана-акаша (пустота-причина) и каря-акаша (пустота-следствие)

Это разделение очевидно введено для цели вписать привычную (и иллюзорную кстати) категорию времени для удобства изложения. Причина и следствие пустотны ровно в одной степени, а различить их можно только обусловив восприяите, наложив на него идею времени.
Так что я бы не стал делать заключения о природе шуньи опираясь на несовершенства обусловленного языка.
Йогины обычно поступают ровно наоборот: постигают шунью непосредственно как она проявляется в их естественном бытии, а затем излагают свое постижение в форме наиболее понятной для аудитории. Ведь цель таких изложений не дать окончательно правильное определение и успокоиться (ведь это сама по себе недостижимая задача как в части абсолютности определения данного относительным образом, так и в части успокоения, которое не зависит от знания слов). А цель таких благородных изложений - обретение аудиотрией того же самого прямого постижения шуньи, что не зависит от используемых слов, а зависит от тотальности проникновения йогина в природу реальности.
#1042;сем всего,
Сэм