Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Суть дзен

Автор yoshkinkot, 05 января 2004, 00:23:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 7 гостей просматривают эту тему.

yoshkinkot

Недавно наткнулся на книжку, в которой нашёл точное отражение моего мировосприятия. Это книжка Ошо "Хлопок Одной Ладони".
Я отобрал оттуда части, вызывающие наиболее сильный резонанс. :)
По моему глубокому убеждению :) в них содержится всё, что человек может понять и "достичь" в Дзен. Если человек полностью ощущает то, что там написано, значит больше ему незачем забивать голову практикой и он совершенно спокойно и свободно может заниматься любой ерундой и всем, чем ему заблагорассудится до самой смерти. :) Аминь. :)


http://zernozen.narod.ru/
ельзя понять непонятное.

WOLF

Вах дорогой, поспешишь - людей насмешишь ...
Ошо все же плагиатор дзэн, или если быть точнее, он надергал вишенок из торта дзэн. И всех убеждает, что сам торт не нужен. А ты Илья, еще бобки из вишен повыковыривал. Практиковать дзэн по книжкам ОШО, это все равно, что изучать библию по брошюрам свидетелей Иеговы.
м ! Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи.

yoshkinkot

По опыту знал, что такой реакции не избежать. :)
Понимать любой текст можно по-разному.
В моём случае я УЗНАЛ в прочитанном то, что сам ощущаю.
Хотя сам бы изложил немного иначе. :)
Когда я наткнулся на этот текст, я не знал, что это Ошо, и мне было совершенно наплевать, что это за книжка, и кто её писал. :) Полное отсутствие предубеждения и задней мысли облегчает понимание.
ельзя понять непонятное.

Dzenych

Моё мнение таково:

Ошо использует медитацию, суть которой он назвал "замри и познай". Несомненно, что здесь основой послужила суть медитации дзен, которая многими мастерами была озвучена как "безмолвие и понимание".
Однако, дзен делает однозначное указание на изначальную целостность, единую суть безмолвия и понимания - они суть одно. Это важно и ниже будет видно, почему.
Данные наставления Ошо я бы назвал как "понимание безмолвия", а не единой сути таковых. По крайней мере, представленный отрывок расскрывает именно суть безмолвия. И весьма неплохо. Но, это можно назвать только вступлением в дзен.
Может быть у него есть и иные, последовательные наставления, не знаю.
Ведь в чём суть: когда безмолвие обретается, то йогин оказывается, как Ошо совершенно правильно написал, всё равно, что в центре циклона. Безмолвие взирает на тьму вещей... Но согласно дзен, этот центр - есть самый корень сансары и многие застревают именно здесь. В чём дело, почему сансара? Ведь вроде ни каких проблем, весело, спокойно, хорошо... А потому сансара, что этот центр иллюзорен. Тьма вещей, все эти бесчисленные формы - изначально пусты. Их суть, самость имеет начало в самом понимании, а не в них. Проще говоря, вещи - это само понимание. Обособление от тьмы вещей -  для дзен лишь начало Пути к реальности. Самость вещей иллюзорна. Поэтому суть реализации этого Пути - это когда центр исчезает и освобождённое безмолвие-понимание мгновенно распахивается во всю Вселенную.

ИМХО.

yoshkinkot

Чтобы не ходить вокруг да около – что ты предлагаешь мне делать, чтобы распахнуться во всю Вселенную?  :D
ельзя понять непонятное.

Dzenych

Что делать? Этот вопрос скорее для БФ...
Я просто попробую объяснить некий взгляд (медитацию, принцип - как угодно), который может как бы сменить направление привычного, а ты уж сам решай.

Есть такая непонятная, сокровенная, чудесная штука, которую можно назвать... ощущением существования.
И есть как бы два пути: чистое ощущение существования себя и чистое ощущение существования не-себя. Т.е. здесь некий выбор между "я" и природой.
Первое вполне понятно описано Ошо. Но как объяснить существование не-себя?...
Посмотри вокруг. Представь, что тебя лично нет, но ощущение существования везде, во всём. Это как будто само ощущение жизни, потеряв центр, теперь везде, во всём, теперь всё - живое единое тело. Пустота, камни, деревья, космос, трава, вода - теперь всё это одно, цельное ощущение существования. Кто ощущает? Никто. Когда существование всё - никого конкретно самосуществующего нет...

GK

Йес, Дзэныч! Только это логически не объяснишь. Это есть или его нет.
elax, you are home

Dzenych

Основа слова - безмолвие.
Суть слова у безмолвия.
Слову неведомо безмолвие.
Слову неведома суть.

ddd

Жизнь парадоксальна. Если ты видишь парадоксы это и есть дзен.
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

yoshkinkot

ГК, ты даже себе не представляешь, НАСКОЛЬКО ты прав!
Это ИЛИ есть, ИЛИ нет.
ельзя понять непонятное.

Dzenych

По большому счёту, если уж говорить о сути дзен, то всё дело в том, что очень многие просто не понимают, что освобождение в дзен - это не совсем то, что они думают. Понять, что подразумевается под освобождением в дзен, можно на следующем обобщающем примере:

Когда человек сосредоточенно ищет решение какой либо проблемы, занят творческим поиском, ищет выход из какой либо ситуации и т.д., то бывает так, что совершенно неожиданно его посещает то, что принято называть озарением. Это некое молниеносное мгновение, некая вспышка в уме, иногда еле заметная, а иногда на столько сильная, что вызывает вполне физически ощутимые последствия в виде радости, нервного возбуждения и т.п. Длится это озарение всего-ничего, условно скажем - одну секунду, в которой тем не менее очень ясно предстаёт суть открытия, решения и т.д. Причём на описание понятого в этой секунде, некоторым людям порой требуется несколько томов. Т.е. озарение является источником последующих мыслей.
Ну так вот, в дзен считается, что в этот момент проявляется истинная природа сознания, которая всё остальное время скрыта по определённым причинам. Это очень яркое и молниеносное являемое состояние сознания, которое длится мгновение и которое потом можно вспомнить благодаря памяти мозга, но по желанию его вернуть не удасться. И в дзен, практика направленна именно на то, чтобы человек перешёл в то состояние, которое у него длилось всего одну секунду, на постоянно. Т.е. человек, чей ум пребывает в этом озарённом состоянии беспрерывно - и есть пробуждённый.
Поэтому медитация дзен имеет вполне конкретное направление, если можно так выразится, на источник озарения, дабы оставив позади все привязанности, проникнуть и более не покидать эту секунду озарённого ума, никогда.

Это объяснение весьма условно обозначает смысл практики дзен и самого понятия освобождения или пробуждения, как ещё говорят но, тем не менее, суть не искажает. Именно поэтому в дзен не только опустошают свой ум, но и одновременно стимулируют в нём озарённую мысль. Для этого и коаны использовали, и неожиданные вопросы, сочиняли стихи и т.д. и т.п. У всего была одна, вполне конкретная, задача и одна цель.
А все те представления о освобождённом и пробуждённом человеке, которые так часто мы встречаем в последнее время в Интернете, не имеют ничего общего с тем, что реально подразумевается под этими понятиями в дзен-буддизме. Кстати, у Ошо, в отличие от традиционных мастеров дзен, я указание на пробуждение и освобождение именно в этом смысле, не встретил.

yoshkinkot

Не согласен. Не согласен с таким выбором цели. Я считаю, что не нужно так делать. Просто нет в этом необходимости. Незачем себя загонять в то или иное ощущение-состояние. Непостоянное по своей природе.
Всё остальное понятно.
ельзя понять непонятное.

Dzenych

Непостоянное по своей природе? Это непостоянна твоя встреча с этим.
Всё потому, что ум и сознание постоянно активны: один аспект поддерживвает образ мира, созданный на деятельности органов восприятия, а другой аспект непрерывно познаёт его. Ты заблуждаешься, полагая что ничего не делаешь. Относительно мировозрения дзен - ты весь в трудах. :)
Но! Стоит уму и сознанию не просто стать тишиной и познанием, как говорит Ошо, а ещё и остановиться, замереть именно в этом секундном моменте проявления истины, и всё... Вот это будет истинное ничегонеделание и истинное всеведение, ибо ты окажешься в истоке Бытия вообще, т.е. вне рождения и смерти, вне чёрного и белого и т.д.

В дзен считается, что всему тому, что ты сейчас воспринимаешь, видишь и ощущаешь предшествуют вот эти самые миниозарения, микропроявления истины. Для пробуждённого - они непрерывный свет. Наше же сознание, пребывая в этом мире форм - пребывает не в том, что предшествует ему, а в реакции ума на это, т.е. как говорит Г.К. - пребывает в прошлом. Естественно, что тебе никто не мешает избрать себе в этом прошлом какую либо форму комфорта, будь то недеяние, самодостаточность, медитация на пустотности и т.п. То, что прошлое для Истины - есть реальное настоящее для обитателя этого прошлого.
Я предупредил, что моё описание было весьма условно и не надо было делать на нём никаких выводов о практике дзен. Ведь в практике дзен нет такого чтобы человек загонял себя в какое либо состояние. Практика исходит от того, что ты уже загнан (это конечно же относительно факта твоего мировосприятия сквозь посредническую деятельность ума, а не на прямую в озарении), и надо как раз таки освободиться от посредничества, не более. Тут надо просто понять и всё. Никакой другой несвободы нет, а та что есть - весьма условна и относительна умственной деятельности. Кто сказал, что нельзя быть свободным и в гуще этой деятельности? Конечно можно. Но согласно дзен, если ты слеп к природе начала этой деятельности, к её причине, если твоё существование плетётся за запоздалыми проявлениями таковой в уме, то ты - просто потребитель, эго. Естественно можно не озадачиваться этим и жить абсолютно спокойно и свободно. Эго может ощущать себя вполне комфортно, это нам объяснялось на примере центра урагана у Ошо. Кстати, условно можно сказать и так: если сознание в иллюзии - это центр, а вселенная его окружает; то пробуждённое сознание - всё тот же центр, в котором вдруг оказалась вся вселенная...
Человек естественным образом может понять, что он по сути своей свободен, иначе и быть не может. Но это понимание не есть та реальная свобода, которая подразумевается в дзен. По большому счёту, понятие свободы в дзен, касается не сознания, а самого мира.

http://www.orientalia.org/fortopic174.html

Dzenych

Сегодня сходил на БФ и обнаружил черезвычайно интересный, лично для меня, тред. "Тесные одежды" называется. К своей безумной радости увидел, что БТР сказал именно о том же! И woltang - чей ответ  единственный, как и первоначальный вопрос, указал на ту же самую суть... Момент чистого ума! Очень хорошее обозначение. Замечательно!
Как жаль, что они не заходят на этот форум. Интересный разговор мог бы получится без тех жёстких рамок общения, как там. Но я всё равно рад, даже чисто от того, что эти два человека просто есть и они понимают суть дзен...
А БТР в Пути! В самом настоящем, истинно дзенском Пути... Он не толко понял, но и увидел! Это прекрасно! Я чертовски рад, как ребёнок, чесслово!

yoshkinkot

Там речь об элементарных эмоциях. :)
Свойственных тому, кто ещё не обрёл самого себя.
ельзя понять непонятное.

Dzenych

Послушай, ну не ужели тебе действительно не видно, что попытки уговорить, учить и т.п. кого-то быть самим собой - это большая глупость и самообман? Это всё равно, что учить быть корову - коровой, крокодила - крокодилом, дерево - деревом, чайник - учить быть чайником и т.д.
Зачем? Все и всё и так такое, какое есть. Если что-то не так, то это только из-за собственных домыслов.

Принцип дзен указует совсем на иное...
Вот скажи, а почему ты не обрёл самого себя до того, как родился?

ddd

Собаку сажают на цепь, а затем говорят ей: "Теперь ты свободна, беги!"
ез любви нет мудрости, без доброты - понимания

yoshkinkot

:D  Я говорю о том, что как раз большая глупость и самообман уговаривать себя быть кем-то кроме самого себя. Когда человек рождается, он ничего не знает о дзен. Память как чистый лист. В этот момент мы и являемся самими собой и никем более чем это, или менее, чем это, быть невозможно.

Если для тебя суть дзен в чём-то другом, ну что ж.
А до моего рождения меня не было.  :)
ельзя понять непонятное.

yoshkinkot

Ты вот предлагаешь остановиться. Свести моменты озарения, которые, на мой взгляд, не более, чем захватывающий глюк, в один длинный-предлинный глюк, и в нём и остаться. :) И как ты это себе представляешь на деле? И зачем это?! Это не принесёт кучу денег. Это не даст хорошую работу. Жену хорошую не даст. И кушать хотеться не перестанет. Как долго ты планируешь сливаться в экстазе с самим собой?
Да и открывшееся всеведение будет не более чем субъективным переживанием. Мне всё это знакомо, как и большинству читающих этот форум, я полагаю. Но никаким патриархам дзен на самом-то деле никакие глубины мироздания не открывались. Что у них было в голове, всё то же и оставалось. Формулы и чертежи по физике или математике, патриархам почему-то не открывались.

То, о чём ты говоришь, на мой взгляд, просто захваченность глюками. Своего рода наркомания. Зависимость.

Причём ты совершенно верно многие вещи говоришь. О том, что и так всё есть, как оно есть, и так далее (много цитировать ;)). Но почему у тебя после всего этого ещё остаётся какое-то "НО"? Да ещё в будущем времени и сослагательном наклонении. Чего тебе не хватает прямо здесь и сейчас?
ельзя понять непонятное.

Dzenych

Видишь ли, на данный момент весьма глупо только одно: будучи мыслящим существом называть то, с чего начинается  любая твоя мысль - глюком. Неужели ты в серьёз считаешь, что познание мгновения самого зарождения собственной мысли - это уговор себя быть кем-то другим??? Мда...

---
Если до твоего рождения тебя небыло, значит ты не мог появиться по своей воле? Так о какой свободе быть самим собой ты говоришь?