Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Ценности буддизма и стабильность жизни

Автор Xia_Ren, 26 января 2004, 02:02:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Nick

Диалектика с не меньшей эффективностью противостоит метафизическим пусто-абстрактным определениям, но намного сложнее для использования, так как требует от субъекта совсем иного уровня понимания. В то время, как ЗиС очень удобно тем, что фактически доступно для любого начинающего мыслителя, и удерживает его от "утопления" в концепциях.
нет религии выше истины

Zvuki

А нельзя ли кратко сформулировать, в чём так сказать «изюминка» диалектики, что диалектику делает собственно диалектикой?

Надеюсь, Вы и впредь будете продолжать нас время от времени радовать цитатами из Гегеля, чтобы мы могли и дальше продолжать знакомиться с его философией и его методом философствования.

Nick

Я бы всё же начал с рассмотрения, в чём огрничения ЗиС, почему оно так привлекательно, но и столь же недостижимо, не есть ли это идея фикс?
Даже очень продвинутые мыслители часто видят в диалектике всего лишь "форму логики", некий инструмент, который они могут при необходимости взять с полки и козырнуть перед аудиторией, но диалектика это то, что находится внутри человека, и её следует открывать в самом себе, а не придумывать, как что-то внешнее, и тогда её можно увидеть (использовать) и во вне.
Из Науки Логики
Цитироватьb) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.
Лучше и не скажешь :)
нет религии выше истины

Пламен

Например, истинное снимает себя с полки (хотя по-немецки снятие будет Aufheben, поднимать на полку) и переходит в ложное.

Nick

Ложное не противоположность истинного, а его момент. В этом изюминка диалектики :)
нет религии выше истины

Nick

Ложное и истинное как его представил Пламен, есть конечные определения.
нет религии выше истины

Zvuki

Нельзя ли процитировать в чуть большем контексте для лучшей понятности?

 

Nick

нет религии выше истины

Пламен

Цитата: "Nick"Ложное не противоположность истинного, а его момент.
А также и наоборот. Абослютная Идея - это в одинаковой степени Абсолютная Истина и Абсолютная Ложь. У нас нет никаких неантропологических оснований предпочесть одно другому.

Nick

Несоменно, если мы берём истину как конечное определение. Если мы определили нечто конечное, то, через некоторое времы, открывая его  новые стороны, мы отрицаем старое определение, переводим его так сказать в статус ложного. Поэтому всё конечное не обладает абсолютной истиной. Однако в диалектике истина не соответствие наших представлений предмету, а соотвтетсвие объекта самому себе - понятию или собственной природе (бхава). Но собственная природа соотвтетсвует самой себе всегда, хотя и проявляет себя в разных моментах, поэтому она никогда не бывает ложной, т.е. не переходит в ложь.
В этом смысле Абсолютная Идея, если рассматривать её не как некое абстрактное определение, никогда не может стаь абсолютной ложью, ложь вообще не может быть абсолютной, оставаясь лишь моментом Истины.
Диалектика Гегеля изначально позиционировалась как инструмент с которым мы можем подойти к пониманю абсолютного (трансцендентного), в противовес познанию кокретного и конечного, и не просто подойти, но и подготовить плацдарм для спекулятивного мышления.
Цитироватьс) Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.
Как видно из этого определения, здесь рассматривается именно разрешение и переход (тразенсус) в отличие от "статичных фиксаций" метафизики, и именно в положительной (утвердительной) форме, в противовес мнению критического идеализма, о невозможности этого.
В отличие от ЗиС и его клонов, философия Гегеля не убегает от "продуктов мышления", а берёт их как они есть и совершает над ними таинство "транзенсуса".
нет религии выше истины