Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Lebenswelt - Жизненный мир

Автор Пламен, 11 апреля 2004, 11:42:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Цитата: "Zvuki"
Цитата: "Plamen"Чем мировая скорбь отличается от лебенсвельта?!
Не знаю. Какой ваш вариант ответа?
Мировая скорбь - Lebenswelt хайдегеровских экзистенциалов.

kd

Цитата: "Zvuki"4kd:
Ведь все они суть связанные с абстрактностью, и при этом не связанные с задачей передачи понимания «другому», а есть чисто для себя. Можно сказать, что абстрактность в этом смысле – это эпистемология, парадигма, менталитет, некая исходная штампованность мышления. Ник это называет «внутренней логикой субъекта».


 

Почему-то, мне кажется, что такая абстракция, как штамп мышления, может быть, а может и не быть.  В данном контексте, я, ИМХО, разделяю к тезис Plamen'a, что «Феноменологический опыт - это чистая познавательная интуиция».

:arrow: Plamen
Естественно «никто» и моя стабильная двойка по русскому.

Zvuki

Цитата: "Plamen"Мировая скорбь - Lebenswelt хайдегеровских экзистенциалов.
Всплывают аллюзии на Первую Благородную Истину и истину о первородном грехопадении Адама. Всё ещё тешу себя надеждой, что удастся «из первых» рук познакомиться с этой стороной философии Хайдеггера.

 

Zvuki

Цитата: "kd"В данном контексте, я, ИМХО, разделяю к тезис Plamen'a, что «Феноменологический опыт - это чистая познавательная интуиция»
Я бы тут разделил «феноменологический опыт» как он должен быть в идеале и как он есть практически. И предикат «чистая», вроде бы, можно отнести к первому, но не к второму? Ведь и Пламен указывает нам, что совершенной «чистоты» Гуссерлю достичь не удалось, и даже возможно, что она и не достижима, поскольку всегда подпорчивается Lebenswelt'ом?

 

kd

Еще раз процитирую Пламена:
"100% Satisfaction!"
Надеюсь, что мысль
«из первых» рук познакомиться с философией Хайдеггера"
Возникла у Вас не после моих досужих суждений.:wink:

Zvuki

Вообще-то под «из первых рук» я имел в виду процесс, который мы с Зангези и осуществляли – т.е. изучение «Бытия и Времени» в переводе Бибихина.



 

Пламен

Это все-таки "из вторых рук". :-)

Йерархия вторучности строится так:

1. Оригинальные источники
2. Переводы
3. Комментарии и научные работы
4. Желтая пресса
5. Форумы

Zvuki

Как всегда супер-точно и супер в самую суть! :-)

Zvuki

Цитата: "Plamen"Йерархия вторучности строится так:
...
5. Форумы
Вот что интересное говорит об этом Хайдеггер (параграф 23):

В присутствии лежит сущностная тенденция к близости. Все виды ускорения, которому мы сегодня более или менее вынужденно помогаем, рвутся к преодолению отдаленности. С "радиовещанием" к  примеру присутствие совершает сегодня какое-то в своем бытийном смысле еще не обозримое от-даление "мира" на пути разрушающего расширения повседневного окружающего мира.

В связи с этим отрывком два пункта:

1. Интересно, что Хайдеггер применяет термин «отдаление» как не отдаление, а наоборот приближение (т.е. усматривает в его референте сущностно противоположное общепринятому усматриваемому):

Отдалить значит дать исчезнуть дали, т.е. отдаленности чего-то, приблизить. Присутствие по сути от-даляюще, оно как сущее, какое оно есть, дает всякому сущему встретить вблизи.

2. Интересно, что в этой характеристике «радиовещания» как «разрушающего расширения повседневного окружающего мира» Хайдеггер совершенно смыкается с Лао-цзы (80:10):

Пусть будут видны соседние селения
И оттуда доносятся лай собак и крик петухов.
А люди до самой старости и смерти друг с другом не знаются.


 

Zvuki

Читаю сейчас интересный текст: Маркузе «Одномерный человек» (главы о мышлении). Вот небольшой отрывок, где автор воспроизводит понимание Гуссерлем Лебенсвельта. Мне тут показалось интересным, что Лебенсвельт оказывается не просто неопределённой-непрояснённой трансцендентностью, как я ранее о нём думал, а прежде формируется (неосознанно) нами, и уж только потом становится материалом для прояснения себя нами. Вот отрывок:


В противоположность излишне психологическому и биологическому анализу Пиаже генетическая эпистемология, предложенная Гуссерлем, сосредоточивается на социоисторической структуре научного разума. Я хочу обратиться к книге Гуссерля* (* Die Krisis der Europaischen Wissenschaften und die transcendentale Phanomenologie, loc. cit. — Примеч. авт.) постольку, поскольку в ней отчетливо показана «методологическая» функция современной науки в пред-данной ей исторической действительности.

Гуссерль исходит из факта, что общезначимое практическое знание обязано своим происхождением математизации природы, так как последняя привела к построению «идеациональной» реальности, «коррелятивной» эмпирической действительности (cc. 19; 42). Но это научное достижение оказывается связанным с донаучной практикой, которая явилась исходной основой (Sinnesfundament) галилеевской науки. Для Галилея эта донаучная основа науки в жизненном мире (Lebenswelt), определившем теоретическую структуру, не подлежала сомнению; более того, она был скрыта (verdeckt) дальнейшим развитием науки. Результатом явилась иллюзия того, что математизация природы создала «автономную (eigenstandige) абсолютную истину» (стр. 49), тогда как в действительности она осталась специфическим методом и техникой для Lebenswelt. Идеациональный покров (Ideenkleid) математической науки является, таким образом, покровом символов, одновременно репрезентирующим и маскирующим (vertritt и verkleidet) жизненный мир (стр. 52).

Каковы же первоначальные донаучные цель и содержание, сохраняющиеся в структуре понятий современной науки? Практическое измерение обнаруживает возможность использования определенных основных форм, очертаний и отношений, которые универсальным образом «наличны как тождественные себе для точного определения и исчисления эмпирических объектов и отношений» (стр. 25). Во всяком абстрагировании и обобщении научный метод сохраняет (и маскирует) свою донаучно-техническую структуру; развитие первого репрезентирует (и маскирует) развитие последнего. Так, классическая геометрия «идеализирует» практику межевания и измерения земли (Feldmesskunst). Геометрия — это теория практической объективизации.

Разумеется, алгебра и математическая логика конструируют абсолютную идеациональную реальность, свободную от неподдающихся вычислению неопределенностей и особенностей Lebenswelt и живущих в нем субъектов. Однако эта идеациональная конструкция есть теория и техника «идеализации» нового Lebenswelt.

В математической практике мы можем добиться того, что невозможно для нас в эмпирической практике, —точности. Ибо идеальные формы поддаются определению в категориях абсолютного тождества... Как таковые они присутствуют в любом предмете и всегда готовы к использованию... (стр. 24).

Согласование (Zuordnung) идеационального мира с эмпирическим позволило бы нам «прогнозировать предсказуемые закономерности практического Lebenswelt»:

Если кто-либо владеет формулами, он владеет предвидением, которое необходимо для практики — предвидением того, чего следует ожидать в опыте повседневной жизни (стр. 43).

Гуссерль подчеркивает донаучный, технический смысл математической точности и взаимозаменяемости. Эти центральные понятия современной науки появляются не просто как побочные продукты чистой науки, они связаны с внутренней структурой ее понятий. Научное абстрагирование от конкретного, квантификация качеств, благодаря которой становятся достижимыми точность и всеобщая значимость, ведут к специфическому конкретному опыту Lebenswelt — специфической форме «видения» мира. Несмотря на свой «чистый», незаинтересованный характер, это видение определяется целями практического контекста. Оно представляет собой предвидение (Voraussehen) и проектирование (Vorhaben). И галилеевская наука — это именно наука методического, систематического предвидения и проектирования. Но — и это имеет решающее значение — специфического предвидения и проектирования — а именно такого, которое переживает, постигает и формирует мир в свете исчисляемых, предсказуемых отношений между поддающимися точному отождествлению единицами. Универсальная исчисляемость в этом проекте составляет предпосылку господства над природой. Индивидуальные, не поддающиеся квантификации качества лишь преграждают путь организации людей и вещей в соответствии с поддающейся измерению силой, которая извлекается из них же. Но это специфический, социоисторический проект, который предпринимается сознанием, представляющим собой скрытый субъект галилеевской науки; эта последняя и есть техника и до бесконечности развитое искусство предвидения (ins Unendliche erweiterte Voraussicht: стр. 51).

Именно потому, что галилеевская наука является в построении своих концепций техникой определенного Lebenswelt, она не трансцендирует и не может трансцендировать этот Lebenswelt. По своей сущности она ограничена базовой матрицей опыта и универсумом целей, поставленных этой действительностью. По формулировке Гуссерля в галилеевской науке «конкретный универсум причинности становится прикладной математикой» (стр. 112) — но мир перцепции и опыта, в котором мы проживаем всю нашу практическую жизнь, остается как таковой, в его существенной структуре, в его собственной конкретной причинности неизменным... (стр. 51; курсив мой. — Г.М.).

Это провоцирующее утверждение, которое легко недооценить, и я возьму на себя смелость возможной реинтерпретации. Оно относится не просто к тому факту, что, несмотря на открытие неевклидовой геометрии, мы воспринимаем и действуем в трехмерном пространстве; или что, несмотря на «статистическую» концепцию причинности, мы по-прежнему действуем, руководствуясь здравым смыслом, в соответствии со «старыми» законами причинности. Не противоречит это утверждение и постоянным переменам в мире повседневной практики как результату «прикладной математики». .На карту, возможно, поставлено намного большее: а именно внутренний предел существующей науки и научного метода, в силу которого они расширяют, рационализируют и оберегают господствующий Lebenswelt, не изменяя его экзистенциальной структуры — то есть не усматривая качественно новой формы «видения» и качественно новых отношений между людьми и природой.

Усваивая почтение к институционализированным формам жизни, наука (как чистая, так и прикладная) приобрела бы, таким образом, стабилизирующую, статическую, консервативную функцию. Даже наиболее революционные ее достижения стали бы созиданием и разрушением, соответствующим специфическому опыту и организации действительности. Так, непрекращающаяся самокоррекция науки — революция ее гипотез, встроенная в ее метод — все же подталкивает и расширяет тот же самый исторический универсум и тот же самый основополагающий опыт. Она сохраняет то же самое формальное a priori, которым объясняется вполне материальное, практическое содержание. Далекая от недооценки фундаментальных перемен, происшедших со становлением галилеевской науки, интерпретация Гуссерля указывает на радикальный разрыв с догалилеевской традицией; инструменталистский горизонт мышления был, бесспорно, новым горизонтом. Он создал новый мир теоретического и практического Разума, но сохранил связь со специфически историческим миром, который имеет свои очевидные пределы — как в теории, так и в практике, как в своих чистых, так и в прикладных методах.

Предшествующее рассмотрение, как нам кажется, подводит к пониманию не только внутренних ограничений и предрассудков научного метода, но и его исторической субъективности. Более того, может показаться, что в нем подразумевается потребность в своего рода «качественной физике», в возрождении телеологической философии и т.д. Я допускаю, что такое подозрение справедливо, но на этом этапе я могу только утверждать, что выдвижение подобных обскурантистских идей не входит в мои намерения* (*см. главы 9 и 10. — Примеч. авт.)


P.S. Выделил жирным как раз то, что для меня тут стало новым.

 

Пламен

Спасибо за интересный отрывок. Любопытно насколько превратно понимают Гуссерля даже самые большие мыслители. Наверное чем они самостоятельнее и "величее", тем превратнее их понимание феноменологии. Возьмите хотя бы выражение "идеационная" (а не идеациональная, как передан этот термин в русском переводе) реальность. Идеация по Гуссерлю является процесс прогрессирующей дереализации объекта медитации/рефлексии. Совершенно идеированный объект является абсолютной ирреальностью. А Маркузе совершенно беззаботно сочетает идеацию с реальностью. Прямо стоишь и балдеешь! :-)))

Пламен

Техническое добавление. См. ответ на пред. странице.

Zvuki

ЦитироватьА Маркузе совершенно беззаботно сочетает идеацию с реальностью.
Ну а разве изначально феноменология не задумывалась как именно поставщик своих открытий (идеаций) региональным наукам («сочетание» с реальностью)?
 

Пламен

Региональные науки относятся к области феноменологической конституции, а следовательно к сфере, очищенной от контингентной экзистенциальности. Это не эмпирические науки, как мы их находим в голове ученых, а априорные правила построения той или иной науки, основанные на узрениях аподиктических сущностей.