Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Беседы о Гегеле

Автор Zvuki, 17 июля 2004, 18:30:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Nick

ЦитироватьНаличное бытие есть бытие, имеющее определенность, которая есть непосредственная, или сущая определенность, есть качество.
Примечательно здесь разделение бытия на чистое и  определённое. Определённое - то, что можно определить, но которое не разлагается, т.е. качество кислорода мы не можем разложить на иные качества, а только описать через что-то (газ, невидим и т.д.), точно так же и синий цвет, поэтому и приобретает оно статус непосредственного.
И далее ещё интересней: поскольку качество не только непосредственно, но и налично определённо, оно становся нечто для самого себя.
ЦитироватьСпасибо. Школа все та же - дигнаговская. А что Вас так удивило?
Удивило откуда Дигнага узнал о существовании "последней реальности".
нет религии выше истины

КИ

ЦитироватьДа нет же, они совершенно совпадают.
Совершенно не совпадают. Для Гегеля вообще нет того, что Дхармакирти называет чувственным, а есть только то чувственное, которое для Дхармакирти результат калпитной деятельности.

ЦитироватьПолучается, что по-вашему качества – это всегда только дхармы.

Я такого не говорил, всегда и только. Мы же вроде не вообще о качествах говорили, а обсуждали похожи ли качества типа кислорода у Гегеля на дхармы буддистов? Так вот - совершенно разные вещи.

КИ

Цитировать
Удивило откуда Дигнага узнал о существовании "последней реальности".

А как Вы вообще понимаете этот термин? Что удивительного в последней особенности, имеющейся в феноменальном?

КИ

Цитировать
И тогда если мы будем говорить только о качествах-дхармах, то получится, что мы берём в рассмотрение лишь очень небольшую часть феноменального потока

Нет, мы берем то в феноменальном, что дальше не редуцируется аналитически. А то что редуцируется есть фантазия.

Nick

ЦитироватьА как Вы вообще понимаете этот термин? Что удивительного в последней особенности, имеющейся в феноменальном?
Поскольку она непознаваема (а ссылка на феноменальное здесь неуместна, ввиду её полной отрицательности по отношению к "мышлению") - её можно только придумать.
ЦитироватьДля Гегеля вообще нет того, что Дхармакирти называет чувственным, а есть только то чувственное, которое для Дхармакирти результат калпитной деятельности.
Гегель, феноменолизирует любое чувтвенное как непосредственное, вот ещё с каждым по отдельности разбираться. Это бред опирать "безиллюзорное" на органы чувств, а сами органы чувст полагать как "кальпитный" (пульпитный :) ) вымысел.
Уже неоднакратно говорено (правда только мною), что определение типа: чувственное познание (восприятие) безиллюзорно и не то, что мышление, а мышление - не то, что восприятие, совсем не феноменологические определения (гносеологические), а формально выдуманные, и последющее генетическое разделение только условности системы ДД (правда, очень интересно (логично) согласованные) . Я готов допустить, что можно предположить "безиллюзорное познание", раз уж мы целесообразно действуем, но последующие выводы (об опоре на чувственное) искусственны.
Именно в этом контексте (безиллюзорное познание) чувственное подразумевается то, что говорит Гегель - непосредственное. Чистое непосредственное мы уже разбирали. Теперь Звуки говорит о втором аспекте непосредственного - наличном бытие или качестве, когда делается вывод о существовании "нечто".
Пример же с кислородом характерен для "западного" Гегеля, а не для "восточного". Здесь он спорит с современниками (учёными) | (как и ДД в своих трудах спорит со своими современниками), непризнающими цельность (неразложимость) качества.
ЦитироватьНет, мы берем то в феноменальном, что дальше не редуцируется аналитически.
И здесь ещё одна фишка Гегеля. Аналитический аппарат есть логика (логика познания - гносеология) который может быть изменён (увеличина частота дискретизации ;) ), поэтому феноменальный остаток теряет смысл, он становится производной Логики. Начав с Феноменологии Духа Гегель приходит к тому, что сам Дух находтся в познании самого себя, и познавая он не получает результат как метафизическую форму, а как многогранность познания, как познание "возносящиеся к Духу". Уж простите за высокопарный слог.
нет религии выше истины

КИ

// Поскольку она непознаваема

Она познаваема, так как есть источник познания, то есть дана феноменально и есть читта. А непознаваема она мышлением, то есть рассудком по Гегелю. А мышление по Гегелю это скорее читта\мулавиджняна буддистов. Но отличий тут много. У Гегеля все замыкается именно как мышление, а у буддистов сознание это много большее.

Ник, снова вспомните определение иллюзии. Это искажение действительности ложным мышлением ;).

// ример же с кислородом характерен для "западного" Гегеля, а не для "восточного". //

А это кто такой?

Насчет духа. У классических йогачаринов тоже читта сама в себе варится. Вот и попытайтесь сравнить с ними, а не с ДДД. Только у йогачаринов все это познание духом самого себе есть омраченная мастурбация, которую следует заниродхить.

КИ

Цитировать
но последующие выводы (об опоре на чувственное) искусственны.

О не-опоре на чувственное. Честно сказать, мне не хочется дискутировать, когда имеется эмоциональная зависимость оппонентов от обсуждаемого вопроса. Напишешь что-нибудь про Гегеля, а люди обижаются лично и начинают "мстить". Ладно бы по делу, а то .. ;)

Nick

ЦитироватьНо отличий тут много. У Гегеля все замыкается именно как мышление, а у буддистов сознание это много большее.
Вы бы так для общего развития Науку Логики почитали бы  :wink: В принципе соглашусь, :) но всё же тезисы Гегеля о логической прозрачности и то, что "непосредственное форма опосредованного" лично меня заставляют тщательнее подходить к "очевидностям" в буддизме.    
ЦитироватьОна познаваема, так как есть источник познания, то есть дана феноменально и есть читта.
Только во "вторичном" восприятии, а сама по себе "единичная сущность" не может быть выражена ни через что иное, потому что единична. Вроде это Щербатской хорошо во втором томе показывает. Могу и цитаты отсканировать.
ЦитироватьА это кто такой?
Первый - нормальный, второй - звукониковый  :lol:
ЦитироватьВот и попытайтесь сравнить с ними, а не с ДДД.
Там похожие онтологи (идеализм), но логика... Я то в большей степени готов логику обсуждать, но пока особо не с кем, нас всё больше на отологию сносит.  :cry:
ЦитироватьО не-опоре на чувственное.
Я подразумевал первый вид восприятия - чувственное и тождественное ему внутреннее. Меня смущает тезис, что чувства без искажений воспринимают. Опыту не соотвтетсвует.
ЦитироватьНаличное бытие, рефлектированное в этой своей определенности в самое себя, есть налично-сущее, нечто.
Забыл в прошлый раз что хотел сказать о красивой операции рефлектированное в самое себя: из определённого (дхармы) таким оператором получаем субстрат (свалакшану).  :roll: Забавно.
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Хуанди"Мы же вроде не вообще о качествах говорили, а обсуждали похожи ли качества типа кислорода у Гегеля на дхармы буддистов? Так вот - совершенно разные вещи.
Я предложил обратить внимание, что по Гегелю «качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность», и что точно так же и дхармы тождественны своему качеству и не имеют другого бытия, отличного от своего качества.

ЦитироватьСовершенно не совпадают. Для Гегеля вообще нет того, что Дхармакирти называет чувственным, а есть только то чувственное, которое для Дхармакирти результат калпитной деятельности.
Для Гегеля есть чистое бытие и чистая непосредственность – это, по-моему, совершенные аналогии чистого восприятия Дхармакирти. Ну а чувственное восприятие горшка – уж и само собой совпадает по Гегелю и по Дхармакирти, потому как хорошо известно из обыденной жизни.

ЦитироватьНет, мы берем то в феноменальном, что дальше не редуцируется аналитически. А то что редуцируется есть фантазия.
Очень не феноменологический подход. Если мы к чему-то пришли, стартуя (как мы после «прихода» заявили) от фантазии, то где гарантия, что то, к чему мы пришли, не есть тоже фантазия? Да и сама процедура «прихода» (редукция) – может быть тоже была фантазией? Ну т.е. я хочу сказать, что очень однобоко-формально жёстко разграничивать феноменальный мир на истинное и фантазию. Само такое жёсткое разграничение и есть в первую очередь фантазия.
 

Zvuki

Цитата: "Ник"И далее ещё интересней: поскольку качество не только непосредственно, но и налично определённо, оно становся нечто для самого себя.
«Для самого себя» - это уже вроде сфера сущности?

ЦитироватьЗабыл в прошлый раз что хотел сказать о красивой операции рефлектированное в самое себя: из определённого (дхармы) таким оператором получаем субстрат (свалакшану).
Это Вы имеете в виду сущность как субстрат?

ЦитироватьЯ то в большей степени готов логику обсуждать, но пока особо не с кем, нас всё больше на отологию сносит. :(
Для логики наверно надо иметь уже освоенную сферу сущности и понятия?

 

Zvuki

Интересно сопоставить понятие «редукция» с гегелевским «снятием». Редукция – это у Гегеля абстрагирование. Но если мы от чего-то абстрагируемся-редуцируем, то мы просто это что-то убираем из рассмотрения, делаем как бы для нас несуществующим. При этом может сложиться такая ситуация, что мы что-то теоретически и медитативно редуцировали, однако в практической жизни ведём себя так, что будто бы и не редуцировали. Т.е. получается самообман и ханжество. А вот если мы что-то «сняли», то мы не «закрыли на него глаза», а оставили его в нашем рассмотрении, но уже в другой роли: как момент, как не столь значительное и самодавлеющее, каковым оно было до его «снятия». Вот об этом из § 96:

Нужно [237] при этом напомнить о двояком значении нашего немецкого выражения aufheben (снимать). Aufheben — значит, во-первых, устранить, отрицать, и мы говорим, например, что закон, учреждение и т. д. seien aufgehoben (отменены, упразднены). Но anfheben означает также сохранить, и мы говорим в этом смысле, что нечто сохранено (aufgehoben sei). Эта двойственность в словоупотреблении, когда одно и то же слово имеет отрицательный и положительный смысл, не должна рассматриваться как случайная, и тем менее мы должны упрекать язык в путанице, а должны усмотреть здесь спекулятивный дух нашего языка, переступающего пределы голого рассудочного «или-или».

 

КИ

// Вы бы так для общего развития Науку Логики почитали бы //

Лучше уж "так как есть" - недоразвитым быть.

// Только во "вторичном" восприятии, а сама по себе "единичная сущность" не может быть выражена ни через что иное, потому что единична. //

А про йогическое позабыли? И свалакшана, кроме того что "единичное", еще и "особенное" - в одном флаконе. Единичная особенность.

// Первый - нормальный, второй - звукониковый //

:).

// Меня смущает тезис, что чувства без искажений воспринимают. Опыту не соотвтетсвует. //

Так это Вы "берете" не от трансцендентализма, а от материализма. Для сугубо психической феноменологии нет ничего "за" чувственным, нет никакого мира вещей, материальной природы и т.п.

// Для Гегеля есть чистое бытие и чистая непосредственность – это, по-моему, совершенные аналогии чистого восприятия Дхармакирти. //

Разве "чистая непосредственность" это лишь мгновенные перцепты? Поток без всякой доли идеальности? Если так, то побегу в магазин менять свое мнение о Гегеле.

// Само такое жёсткое разграничение и есть в первую очередь фантазия. //

А никто И не говорит, что это разграничение имеется реально. Конечно он тоже в мышлении.  В реальности как раз все едино. А редукцию и "фильтрацию" понимайте просто как метод для достижения определенных целей. А если у Гегеля есть такие методы, то почему он не стал буддой?

Я в этом треде постепенно закругляюсь. А то развел тут пробуддийский оффтопик. Людям про Гегеля не даю побеседовать спокойно.

Zvuki

Цитата: "Хуанди"Разве "чистая непосредственность" это лишь мгновенные перцепты? Поток без всякой доли идеальности? Если так, то побегу в магазин менять свое мнение о Гегеле.
По-моему дак именно так и есть. Вы будто бы думаете, что идея «мгновенных перцептов» - это что-то архи-сокровенно-потаённое, такое до чего только ДДД и могли добраться. А мне дак представляется, что это совершенно очевидная идея (вместе с соответствующей ей медитацией-мироощущением), доступная любому здравомысленному человеку, неговоря уж о Гегеле.

ЦитироватьА никто И не говорит, что это разграничение имеется реально. Конечно он тоже в мышлении. В реальности как раз все едино.
Отлично! Я ж так и чувствовал: что не такие уж и разные наши взгляды на мир.

ЦитироватьА редукцию и "фильтрацию" понимайте просто как метод для достижения определенных целей. А если у Гегеля есть такие методы, то почему он не стал буддой?
Дак и Будда Шакьямуни долго сомневался: оставаться ли ему буддой в миру. Вот и Гегель может тоже подумал: все равно ведь Хуанди не удастся переубедить, пойду-ка я лучше отсюда прямиком в махапаринирвану. :)

ЦитироватьЯ в этом треде постепенно закругляюсь. А то развел тут пробуддийский оффтопик. Людям про Гегеля не даю побеседовать спокойно.
По мне дак очень интересные и полезные вопросы мы тут рассмотрели благодаря Вам. Сейчас вот пытался вникнуть в диалектику отношений единого и многого, как она изложена в § 97-98, дак ничего не получилось пока понять. Интересно: буддийские логики рассматривали этот вопрос? Или же игнорировали на том основании, что он целиком из области конструктов мышления?

 

Пламен

Игнорировали, отрицали, пренебрегали, не понимали так же, как не понимали и диалектику целого и частей. Тот, кто не признает реальность целого и редуцирует его к реальности частей, в конце концов, в силу собственной логики, становится нигилистом.

КИ

// По-моему дак именно так и есть. //

Для Гегеля непосредственное чувственное знание это мышление, его развитие. А для буддистов оно вне мышления, внелогическая данность недоступная адекватному отражению дискурсивным мышлением.

В буддизме диалектика занимает место критического метода, но никак не йогического. Поэтому и развивать ее не было надобности дальше необходимого. Диалектика для буддистов не выходит за рамки калптного мышления. Понимать это как рассудок Гегеля сложно, так оно может и выходить за рамки "или-или", все равно оставаясь омрачением.

Zvuki

Цитата: "Хуанди"Для Гегеля непосредственное чувственное знание это мышление, его развитие. А для буддистов оно вне мышления, внелогическая данность недоступная адекватному отражению дискурсивным мышлением.
Вот тут не могу не согласиться: и в самом деле что отличает Гегеля от ДДД и Хайдеггера – он не брал в тематическое рассмотрение непреодолимой трансценденции. Но только я бы не стал говорить, что эта непреодолимая трансценденция будто бы и есть непосредственная чувственность. Полагание трансценденции за чувственной непосредственностью – это именно полагание, т.е. опосредствование, которое не возможно вне понятия, вне мышления.

 

КИ

Вне понятий невозможны разговоры об этом. А чувственный поток вполне конкретно прет в индрии и БЕЗ всяких понятий. Европейская философия вообще в основном болтология.

Nick

Цитата: "Zvuki"
Цитата: "Ник"И далее ещё интересней: поскольку качество не только непосредственно, но и налично определённо, оно становся нечто для самого себя.
«Для самого себя» - это уже вроде сфера сущности?
Да. Помню как Хуанди удивил скачок от абидхармы к свалакшане, т.е. абстрагировавшись от различий ДД выделили, что все дхармы есть единичные особенности "для самих себя", т.е. провели "операцию" рефлектирования.
Цитировать
ЦитироватьЗабыл в прошлый раз что хотел сказать о красивой операции рефлектированное в самое себя: из определённого (дхармы) таким оператором получаем субстрат (свалакшану).
Это Вы имеете в виду сущность как субстрат?
Это конечно сильно условно, и просто следует из некого подобия: "Здесь есть горшок" - здесь субстрат для горшка, "нечто" есть субстрат для любой определённости. Свалакшану Щербатской перводит как "единичная СУЩНОСТЬ".
Цитировать
ЦитироватьЯ то в большей степени готов логику обсуждать, но пока особо не с кем, нас всё больше на отологию сносит. :(
Для логики наверно надо иметь уже освоенную сферу сущности и понятия? 
ИМХО. Скорее освоенные операторы типа: рефлектирование в себя. Сущность есть следствие такой операции.
нет религии выше истины

КИ

Не, 3Д сделали переход от психологической феноменологии к практически научной гносеологии. То есть, отказались от абхидхармы в пользу эпистемологии. Я то говорил про миграцию термина "свалакшана" при этом.

Nick

ЦитироватьА про йогическое позабыли? И свалакшана, кроме того что "единичное", еще и "особенное" - в одном флаконе. Единичная особенность.
Ещё раз настоятельно рекомендую прочитаь второй том "Теории познания...", свалакшана абсолютна отрицательна познанию, а особенность это факт отличия.
ЦитироватьТак это Вы "берете" не от трансцендентализма, а от материализма. Для сугубо психической феноменологии нет ничего "за" чувственным, нет никакого мира вещей, материальной природы и т.п.
Тогда и слово чувственное следует редуцировать, дабы не вводить в заблуждение. Понимаю, что исторические особенности, другие даршаны и пр. привили к формированию такой терминологии, вот поэтому "непосредственное" Гегеля очень хорошая находка.
Цитироватьв силу собственной логики,
Логика не всегда определяет представления, но делает их действенными, так сказать их внутренний двигатель.
нет религии выше истины