Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Беседы о Гегеле

Автор Zvuki, 17 июля 2004, 18:30:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zvuki

Цитата: "Хуанди"У читтаматринов читта не субстанциональна. Она трансцендентальна, с полным эпохе всего прочего.
Если совершается «полное эпохе всего прочего» - что остаётся? Можно что-то сказать об этом оставшемся?

ЦитироватьСвалакшана более трансцендентальна и "подвешена". За ней не стоит субстанции или некоей иной, большей, неведомой, реальности. Скорее это понятие порога познания.
Ну собственно это я и изображал, когда писал «трансценденция, открытость в пропасть, в бездну». Кантовская вещь в себе отличается от такого видимо тем, что она порциальна: каждой вещи-явлению своя вещь-в-себе.
 

КИ

Цитироватьчто остаётся?

То что есть. "Вот-бытие" и т.п.
Нету в свалакшане траснценденции куда-то. Наоборот - она есть это и тут, татхата же.

КИ

Вот что мне до конца не ясно, так это то, что же принципиально отличает Гегеля от Беркли, если у первого убрать всю логику и оставить одно идеалистическое воззрение.И еще интересно - сам Гегель о Беркли что-нибудь писал, конечно?

Zvuki

ЦитироватьТо что есть. "Вот-бытие" и т.п.
Нету в свалакшане траснценденции куда-то. Наоборот - она есть это и тут, татхата же.
Если исключить трансцендентность, а вместо неё подставить «вот-бытие» - дак это вобще какая-то ерунда получается. Потому что не понятно, что такое это вот-бытие. Для нормального обычного человека – это чашка, яблоко и остальной предметный мир. Т.е. присутствие в этом «вот-бытие» рассудка очевидно. Для кого-то это «вот-бытие» - это может быть дхармы, для кого-то ещё что-то. Т.е. на мой взгляд так мы вообще всё теряем.

А я-то было подумал, что тупил задавая свой уточняющий вопрос про то что такое трансцендентальное и «чистое присутствие», потому что ответ Вами уже был дан, а я его просто не распознал как ответ. Можно это понимать как и в самом деле ваш ответ или об чём там говорится? Вот этот:

ЦитироватьЕсли упростить до предела, то можно сказать, что речь идет о состояниях сознания, ракурсах восприятия\познания. Но не метафизических категориях, не субстанциях и не понятиях. Особенно важно последнее, в свете близкого присутствия гегельянцев. То есть, понятие в данном случае указатель на некое "психическое состояние" (которое понятию не тождественно), которое может переживаться "индивидом". Никакой иной реальности специально не утверждается. Уфф..

Про Беркли надеюсь Ник нам раскроет, а я забегая вперёд свои наивные мысли скажу. «Если убрать логику» у Гегеля, то это уже будет не Гегель а ходячее недоразумение :-). Про Беркли я раньше думал, что он субъективный идеалист, типа солипсист. А потом с удивлением узнал, что на самом-то деле по Беркли поток ощущений создаётся Богом.  А если так, то у него не может быть ни диалектики, ни саморазвития Абсолютной Идеи, т.е. ничего фирменно-гегелевского.
 

Nick

ЦитироватьВ системе Гегеля. Это и так ясно. А в системе буддистов иначе.
"Чувственное" это мысль о чём-то в любой системе. У ДД чувственное, как они сами говорят, абстрактная (не относящаяся к реальности свалкшаны) мысль (к реальности у ДД имеет отношение само чувственное, но не мысль о нём). У Гегеля - конкретизируемая через исследование "непосредственного".
ЦитироватьКантовская вещь в себе отличается от такого видимо тем, что она порциальна: каждой вещи-явлению своя вещь-в-себе.
Да и там порциальна: каждому моменту - своя свалакшана. :roll:
ЦитироватьВот что мне до конца не ясно, так это то, что же принципиально отличает Гегеля от Беркли, если у первого убрать всю логику и оставить одно идеалистическое воззрение.
Так вот логика (диалектическая) и отличает. Как писал сам Гегель: если из смекулятивного мышления выбросить диалектику останется одна метафизика. :wink: О Беркли у Гегеля не встречал.
Цитироватьодновременно непосредственность бытия, коя имела место быть в сфере бытия, «снимается», становится лишь «видимостью». Этакий переход от эмпиризма к идеализму.
В сфере бытия мы полагаем, что мир реален и потому непосредственнен, но на самом деле - "непосредственнен" это схематизм из которого появляется идея о реальности (в наивной или ненанивной форме как у ДД, в зависимости от уровня "логики"). В сфере сущности мы уже понимаем, что бытие может быть не только наличным, но и видимым, и эта видимость обусловлена возможностью "отношений". Но непосредственное (и в какой-то степени эмпиризм) и здесь не пропадает, только сам факт реальности здесь уже снят (он продукт нашего мышления) и потому рассматривается эссенция - отношения и те представления, которые они образуют.
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Ник"В сфере сущности мы уже понимаем, что бытие может быть не только наличным, но и видимым,
Тут кто-нибудь может подумать, что будто бы в сфере сущности видимое бытие есть наряду с наличным. Но это, как мне сейчас представляется, было бы ошибкой. Правильно так: в сфере сущности непосредственное и наличное бытие уже снято и превратилось (обернулось) в лишь видимость. Т.е. собственно наличного бытия, каковое было когда мы находились в сфере бытия, теперь уже нет.

Непосредственность и непосредственное бытие – это совершенно синонимы или же Вы употребляете их различённо?
 

КИ

// "Чувственное" это мысль о чём-то в любой системе. У ДД чувственное, как они сами говорят, абстрактная (не относящаяся к реальности свалкшаны) мысль (к реальности у ДД имеет отношение само чувственное, но не мысль о нём).  //

Ник, может сами сосчитаете количество взаимоисключающих утверждений  в своих словах? ;)

А вообще, Гегеля все-таки надо сперва сравнивать с мадхьямакой, а не йогачарой. Поэтому, вместо ДДД лучше возьмите Нагарджуну и Чандракирти. Проще будет и меньше станет тыков пальцем в небо. Ведь для ДДД диалектика была пройленным много столетий назад этапом. Она ими давно усвоена, пережевана. И был сделан шаг дальше. В европейской философии они ближе даже к Гуссерлю, а не Канту. Поэтому для компаративистики с Гегелем лучше взять более примитивную буддийскую логику - мадхьямаку.

КИ

Да и вообще. Гегель ведь изучал индийскую философию. Так что.. :).

И вообще, хотя бы читайте труды на обсуждаемые темы...

http://www.philosophy.ru/iphras/library/shohin.html

Еще большее сходство с Нагарджуной обнаруживает Гегель, подвергающий в "Феноменологии духа" критике опытные суждения. По Гегелю все, что мы действительно знаем об объекте, есть его "этотность", а все остальное его содержание укладывается в "отношения". Гегелевской "этотности" соответствует tathatІ или, буквально, "таковость" махаянистов, тогда как "относительности" – сама q·nyatІ (так именно интерпретировал данный термин Щербатской). Другое первостепенное сходство с Гегелем выявляется из самого метода определения предмета через другие предметы, коим он противопоставляется – без этого определения-противопоставления предмет оказывается лишенным всякого содержания, становится "опустошенным". В обеих системах все факты познаваемы лишь в их взаимосвязи, "и всеобщий закон относительности является всем тем, что в узком смысле понимается как реальность"[201]. Сведение мира фактов к универсальной относительности означает, что все познаваемые предметы "ложны" и иллюзорны, но в обоих случаях мироустройство зависит именно от этого "обстоятельства".
И все же основное различие между Нагарджуной и его европейскими "коллегами по монизму" в том, что он в значительно меньшей степени, чем они, верил в логику как средство познания конечной реальности. Гегелю и Брэдли не пришло в голову, что их логика, будучи примененной к их же собственным выводам, подвела бы сама себя. Нагарджуна же отдавал себе в этом отчет. Потому он и сделал решительный шаг, отбросив логику и прибегнув к "прямой мистической интуиции" в отношении Абсолюта.


http://www.imp.uran.ru/ktm_lab/irkhin/bookall/03.htm

ЦитироватьВ ходе дискуссий со своими оппонентами буддийские ученые достигли значительных успехов в диалектике (пожалуй, больших, чем Гегель).

А вот эта работа, наверное, может заинтересовать Звуки:
http://nihil.kurskzerno.ru/d_nihil.htm

КИ

Звуки, некий "выход" имеется конечно же, как смена установки на трансцендентальную. Но, нет же ничего "внешнего" ;). А свалакшана скорее даже не трансцендентна мышлению, а есть граница, за которую оно не может шагнуть.

Nick

ЦитироватьПравильно так: в сфере сущности непосредственное и наличное бытие уже снято и превратилось (обернулось) в лишь видимость.
Только не "лишь", а "именно видимость" - видимость эссенция бытия, его истина, поэтому мы можем оставить бытие в покое (оно редуцировано) и исследовать то, что составляет смысл бытия.
ЦитироватьЕще большее сходство с Нагарджуной обнаруживает Гегель, подвергающий в "Феноменологии духа" критике опытные суждения.
Это его одна из первых работ, в последующем он несколько изменил свои взгляды.
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Хуанди"А вот эта работа, наверное, может заинтересовать Звуки:
http://nihil.kurskzerno.ru/d_nihil.htm
Да, было бы интересно почитать, но пока не знаю когда. На первых двух местах у меня стоят чтения первоисточников Гегеля и Хайдеггера и обсуждения их на форумах (кому интересно, «Беседы о Хайдеггере» сейчас здесь: http://phenomen.fastbb.ru/re.pl?3-00000004-000-0-0-0-1091948312-0 ), а чтения современных интерпретаторов уж только на третьем.

ЦитироватьА свалакшана скорее даже не трансцендентна мышлению, а есть граница, за которую оно не может шагнуть.
Думаю, граница может переживаться тремя способами: 1. просто как запертость (может быть у Канта так); 2. на краю бездны (так у экзистенциалистов, в том числе у Хайдеггера); 3. граница, которую нужно раздвигать (лебенсвельт Гуссерля). Ваша граница какая?
 

Zvuki

Цитата: "Ник"видимость эссенция бытия, его истина
Это провокация, небрежность или откровение? :)
 

КИ

Граница возможного анализа эмпирического опыта. От мышления к немышлению. Граница возможной редукции.

Nick

ЦитироватьЭто провокация, небрежность или откровение?
Выбирите то, что Вам больше нравится. Но раз мы решили, что бытие которое мы знаем суть производная от представления "непосредственое" (в последующем скатывающееся в "реальность-наличность"), то более нет необходимости возвращаться к такому бытию. И это положение сохранаяется во всех системах.
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Ник"И это положение сохранаяется во всех системах.
Какие системы Вы имеете в виду?

Nick

Любые, где есть положение о "реальности". У Дхармакирти нас не столько интересует сама реальность (которая не познаваема), а то как она представлена (видима). У него она "невидима" поскольку заключена в моментах, но именно в этом её "видимость" (как она относится к нам (познанию), а "никак" это тоже вид отношения), так сказать эссенция. Нам не обязательно стучатся в закрытую дверь (пытаься переубедить, что непозноваемое - позноваемо), но можно выяснить из какого представления рождается такое отношение.
нет религии выше истины

Zvuki

Я бы подумал так. Если реальность оказывается заключённой в моментах-мгновениях, то тем самым она уже оказывается уничиженной. Т.е. как раз то самое, что и должно происходить в «сфере сущности». Каков методологический смысл теории моментов-мгновений? Ответ: пробуждение, стать буддой. Т.е. и тут точь-в-точь как у Гегеля: восхождение от чувственного бытия (моментов-мгновений) к богу (будде).
 

Nick

ЦитироватьСущность есть понятие как положенное понятие; в сфере сущности определения суть лишь относительные, но еще не рефлектированные в себя самое; поэтому понятие здесь не есть еще для себя.
Когда мы берём некое понятие (представление по ДД), то сначала мы ясно мыслим лишь само это представление, в то время, как отношения между этим представлением и другими остаётся как бы ещё вне мысли (не вошло в контакт со словом), так сказать ясное образное скрывает невидимое ещё мышление, т.е. все эти "многомилионные" связи понятий оказываются вне нашего "схватывания-понимания", поскольку закрыты "представлением" которое мы в данный момент видим. Однако мы понимаем, что понятия связаны и для того бы уловить это следует "отрицать" (снять, редуцировать, абстрагироваться) само наличное понятие (бытие). Мы ещё не видим, но полагаем, что эти связи есть (положенные), а предсталения-образы скрывают их.
ЦитироватьСущность как бытие, опосредствующее себя собой через свою же отрицательность, есть отношение с самой собой, лишь будучи отношением с другим; это другое, однако, есть не как непосредственно сущее, а как положенное и опосредствованное.
Т.е. сущность в первую очередь есть отрицания того, что "давит на глаза" - бытия, и лишь потому что "существует" иное - "существует" она сама - "отношение с самой собой, лишь будучи отношением с другим". Мы не сможем выделить "связи" в каком-либо изолированном "наличном" образе, даже если это "образ" об отношениях, образ всегда должен "умирать", и только тогда "сущность" может проявить себя.
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьОтвет: пробуждение, стать буддой. Т.е. и тут точь-в-точь как у Гегеля: восхождение от чувственного бытия (моментов-мгновений) к богу (будде).
Очень хорошее замечание, а то некоторые в поисках нирваны забывают о Будде  :) А ведь именно Будда достигает нирваны, а не нирвана втягивает Будду. :oops: Но ведь даже если и втягивает, то он её провоцирует на это. :roll:
нет религии выше истины

КИ

Смысл кшаникавады в установлении бессущностности.  У буддистов понятия тоже существуют только взаимозависимо, а не как некие статичные представления. В буддизме бога нет, и нет абсолюта, к которому можно взойти. И нирвана это не достижение чего-то, а напротив - подавление, ниродха омрачений.