Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Беседы о Гегеле. Понятие.

Автор Zvuki, 14 октября 2004, 22:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Nick

ЦитироватьИ все обойдутся без общепринятого понятия "телефон". То есть, в нем нет необходимости.
Слово телефон всего лишь обозначение единичного момент понятия, общее же понятия заключается "в общении", отношениях и тому подобное. Человек вынужден общаться, а выражением этой необходимости может быть как древние сигнальные костры так и телепатический сеанс.
Что же касается души, то каждый конкретный телефон (даже сотовый) не обладает индивидульной душой.
ЦитироватьПриписанность двух понятий одному объекту не означает их тождественности друг другу, а означает лишь что эти понятия не противоречат друг другу в данном объекте (ситуации).
Вы спорите с Щербатским?
ЦитироватьИ вроде они тоже оказываются тождественными, поскольку принадлежат одному моменту-субстрату: горе?
Между огнём и дымом нет тождественности. Если берёза и дерево находится в аналитической связи и принадлежат одному моменту, то огонь и дым - в причинной, т.е. они не принадлежат одному моменту. Гора не является моментом, хотя возможно и обозначает субстрат, но тогда ни как момент, а как цепь моментов.
Здравый смысл подстказывает, что огонь не тождественнен дыму, поскольку огонь может быть и без дыма, а вот берёза никогда не может не быть НЕ деревом.
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьИменно понятие "телефон" доказывает гипотезу о том, что понятия вообще суть антропогенные конвенции, а стало быть и болеют экзистенциальным релятивизмом.
А кто Вам сказал, что телефон - понятие? Насколько я помню у Гегеля есть субъективное понятие, понятие как объективность (объект), и понятие как идея, а телефон (о которым Вы думаете) - вещь и относится к сфере сущности. Не надо придумывать что-то а потом приписывать это Гегелю, или по крайне мере учитывать, что он использовался как условный пример. Телефон как вещь факт рефлексии, а не понятия.
нет религии выше истины

КИ

// Человек вынужден общаться, а выражением этой необходимости может быть //

Человек может общаться, а может и не общаться. Человек может иметь "понятия", о которых никогда ни с кем не общался. А слово это просто конвенциональное соглашение. Никаких объективных понятий выдумывать нет необходимости.

// Вы спорите с Щербатским?

Неужели? Где вы у него вообще умудрились вычитать, что понятия "береза" и "дерево" тождественны?  Это понятия разного объема и соотносятся "неразрывной связью". В конкретном объекте они относятся к "одному моменту", но это не означает их тождественность друг другу. Отношение понятия к моменту это означение объекта. Мы может означить один объект разными понятиями.

Пламен

Цитироватьберёза никогда не может не быть НЕ деревом.
А вот Березка не дерево! :-)

Ник, мы вроде говорим о понятие телефона, а не о сотовом телефоне вышибалы Бычая Голова. Вы еще скажете, что объективность понятия кентавра в кентавре.

Nick

ЦитироватьЧеловек может общаться, а может и не общаться.
Человек не может не общатья, это факт. Даже если он не общается с другими представителями Homo sapiens, о всё равно общается. Это следствие пратитьи самуптады (субстанцинальности).
ЦитироватьНеужели? Где вы у него вообще умудрились вычитать, что понятия "береза" и "дерево" тождественны?
Как показывает опыт, даже если я и привожу цитаты, Вы всё равно умудряетесь не соглашаться с ними. Насколько я понимаю, Вам важенее сохранить своё мнение, чем разобраться, так что цитат - не будет. В этом из тредов я уже исследовал этот вопрос со всеми цитатми, если интересно - можете поискать.
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьНик, мы вроде говорим о понятие телефона, а не о сотовом телефоне вышибалы Бычая Голова.
Это значит, что мы говорим о придуманном нами понятии, а не о понятии как его исследует Гегель. Вначале треда специально привёл пояснении Гегеля о том, что рефлектирующий рассудок стремится думать о понятии, и чаще всего он считает понятием акты своей рефлексии. Так же там есть слова почему он не отказывается от такого термина как понятие.
Смысл обсуждения (для меня) не в том, чтобы все думали как Гегель, а в том, что бы обозначить разницу между рассудочным мышленим и спекулятивным.
ЦитироватьА вот Березка не дерево!
Вы думаете Дхармакирти знал об этом различии?
нет религии выше истины

Nick

Понятие телефона - это нонсенс, поскольку телефон не относится ни к субъективному понятию, ни к "объективности", ни к идее.
нет религии выше истины

Пламен

Вы наверное хотите сказать "поскольку телефон [как понятие] не относится ни к субъективному понятию, ни к "объективности", ни к идее." Ведь ясно, что вещь телефон нас не интересует.

КИ

ЦитироватьДаже если он не общается с другими представителями Homo sapiens, о всё равно общается. Это следствие пратитьи самуптады (субстанцинальности).

Приведете доказательства каждого своего тезиса? И подпишитесь под ними своей жизнью?

ЦитироватьКак показывает опыт, даже если я и привожу цитаты, Вы всё равно умудряетесь не соглашаться с ними.

Как показывает опыт, вы умудряетесь приводить в доказательство своих слов те цитаты, смысла которых не понимаете.

ЦитироватьВы думаете Дхармакирти знал об этом различии?

А вы думаете, индийцы не знали, что такое омонимичные слова? А просто так, ради прикола, постоянно добавляли толкования? И по-вашему, отличить горшечника Раму от бога Рамы они конечно были не способны?

Nick

ЦитироватьПриведете доказательства каждого своего тезиса? И подпишитесь под ними своей жизнью?
Судя по всему Вы как Вишну возникли из Лотоса со всеми своими способностями, в том числе и нести всяк....., так что Вам никакие доказательства не нужны.  8)
ЦитироватьКак показывает опыт, вы умудряетесь приводить в доказательство своих слов те цитаты, смысла которых не понимаете.
:D Тогда тем более Вам не нужны цитаты ни от Ника, ни от Щербатского.
ЦитироватьВедь ясно, что вещь телефон нас не интересует.
Давайте подойдём "феноменологически". Вот у нас есть некое средство общения. Мы его можем подержать его в руках, попробовать забить им гвозди, сварить и т.д. Можем ли мы этот предмет "превратить" в понятие? Нет конечно.
нет религии выше истины

Пламен

Так Вы думаете, что понятие можно превратить в предмет?

Nick

Из НББ
Цитировать23. Потому что в действительности логический признак или тождествен, или происходит от логического следствия.

.....
На это он говорит 'в действительности', т. е. если иметь в виду ту форму вещей, в которой они действительно существуют, разницы нет. Разница между основанием и следствием касается только воображаемой стороны вещей, той, которая является (самостоятельным) продуктом нашего мышления.
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьТак Вы думаете, что понятие можно превратить в предмет?
Из чего состоит предмет? Из набора "материальных" компонентов, технических решений и "достигаемой цели". Понятие не превращается в предмет, оно его создаёт.
нет религии выше истины

КИ

ЦитироватьНа это он говорит 'в действительности', т. е

В действительности он там говорит, что и "береза" и "дерево" относятся к одному реальному моменту в конкретной ситуации. То есть, что один "момент" может быть оприходован несколькими понятиями.  А совсем не то, что понятия тождественны друг другу. О чем я и говрю уже третью страницу.

ЦитироватьПонятие не превращается в предмет, оно его создаёт.

Что-то сильно выборочно "создает". Почему-то только то, что и так есть. Вон скока много разных интересных понятий - инопланетяне, те же кентавры, Атлантида, антигравитация. Многие из них гораздо лучше "проработаны", чем телефон. И нифига конкретного не создали, кроме сказок.

Zvuki

Хуанди, серьёзные вопросы Вы задали, но раз теперь выяснилось, что телефон – не понятие, то вопросы потеряли актуальность.

Ник, если телефон – не понятие, то приведите пожалуйста вообще какие-нибудь примеры понятий. Хотя вообще мне странно, что телефон – не понятие, поскольку в нём выполняется первое из свойств понятия – всеобщность, и тем более остальные два свойства тоже выполняются. Или ещё такое соображение: в Малой Логике Гегель в разделе о Понятии рассматривает пример «роза красна» - тогда если роза есть понятие, то отчего же телефон не есть понятие? А если роза – не понятие, то тогда в каком смысле он про неё говорит в разделе о Понятии, как она связана с Понятием?

 

Nick

ЦитироватьО чем я и говрю уже третью страницу.
:roll:
ЦитироватьЧто-то сильно выборочно "создает". Почему-то только то, что и так есть.
Можно подумать, что во времена Будды были телефоны. Особенно сотовые, или коммуникаторы.
Цитироватьв Малой Логике Гегель в разделе о Понятии рассматривает пример «роза красна» - тогда если роза есть понятие, то отчего же телефон не есть понятие?
Роза - не понятие, а суждение - "роза красна" есть понятие. Заметьте пожалуйста - субъективное понятие. Он рассматривает сам факт суждения подобного типа, а вместо розы может быть всё что угодно - телефон тяжёл, листок бел и т.д. Давайте обратим внимание на эту цитату, которая, как я понимаю, вводит в заблуждение
3) момент единичности, как рефлексию-в-самое-себя определенностей всеобщности и особенности, отрицательное единство с собой, которое есть в-себе-и-для-себя-определенное и вместе с тем тождественное с собой, или всеобщее.
Вроде бы телефон или роза вполне подходят для этого момента понятия, и которое само по себе может быть понятие, но давайте гляним на следующую цитату
Цитировать§ 164
Понятие целиком конкретно, потому что отрицательное единство с собой как определенность в себе и для себя, которая есть единичность, само составляет свое отношение с собой, всеобщность. Поэтому моменты понятия не могут быть обособлены друг от друга. Рефлективные определения должны быть понимаемы и иметь значение каждое само по себе, обособленно от противоположных определений; но так как в понятии их тождество положено, [347] то каждый из его моментов может быть понят непосредственно лишь из других и вместе с другими.
Я отметил два момента: как рефлективному определению розе или телефому ничего более не надо, а вот как моменту понятия нужны "отношения" с другими моментами, откуда и следует суждение (умозаключение).
нет религии выше истины

КИ

// Можно подумать, что во времена Будды были телефоны.

А можете еще подумать, будто бы не было понятий кентавров и Атлантиды? Почему-то понятие телефона появилось когда появился телефон. А кентавров не возникло до сих пор (что должно быть очень удивительно для гегельянцев).

Zvuki

На счёт кентавров – дык эпоха генной инженерии только начинается, будут и кентавры запросто. А на счёт Атлантиды – дык в понятие Атлантиды изначально включено, что она была когда-то, а потом погибла, поэтому её и нет.

Zvuki

Цитата: "Nick"Я отметил два момента: как рефлективному определению розе или телефому ничего более не надо, а вот как моменту понятия нужны "отношения" с другими моментами, откуда и следует суждение (умозаключение).
Ник, пытаюсь понять Вашу мысль в контексте заданного вопроса «почему телефон не понятие?». Вы хотите, видимо, сказать, что Понятие должно быть бесконечно, а коль скоро тедефон конечен, т.е. имеет границы и взаимоотношения с иным ему, дак значит он не есть понятие. Или я опять не правильно Вас понял? И как всё-таки на счёт вотэтого вопросика?: «Ник, если телефон – не понятие, то приведите пожалуйста вообще какие-нибудь примеры понятий».

Zvuki

Цитата: "Huandi""Телефонность" это сформированное опытом понятие, предствление о телефонах и не более того.
Говоря Вашими же словами, «это сказка». Потому что телефонность не есть результат Вашего опыта, а было задолго до Вашего появления на свет.

ЦитироватьСходство понятий различных людей обусловленно сходством формирующего их опыта, но никак не объективностью самого понятия.
А чем обусловлено сходство «формирующего их опыта». Мой вариант ответа: объективностью понятий. А Ваш вариант ответа (не по форме, а по существу): ничем не обсусловлено, чисто случайно.

ЦитироватьА без как-бы, а разумно и ясно объяснить?
Использование «как бы» подчёркивает метафоричность языка. Синонимы: подобно, метафорически говоря.

ЦитироватьКак это происходит? Телефоны как-то узнают о смерти последнего знавшего о них?
Проблема взаимосвязи превращается действительно в проблему, когда изначально мы фрагментировали мир на отделённые друг от друга определения, забыв, что они есть определения единого целого, Абсолюта.

ЦитироватьА для какой-нибудь неграмотной бабушки телефон может быть "таким радио". И все обойдутся без общепринятого понятия "телефон".
Дело не в словах, а в сути. Телефонность – это не слова, а применение. Ну да Ник уже растолковал про это.