Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Транссолипсизм

Автор Пламен, 01 декабря 2004, 13:59:25

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Закономерное и логическое продолжение темы Трансцендентальный солипсизм. Термин транссолипсизм наверное означает также и трансцендентальное преодоление солипсизма.

Пламен

Ну и как, никому не хочется пожевать тему транссолипсизма. Является ли интерсубъективность преодолением солипсизма? На мой взгляд, логически и методологически не является. Нет никакого значения как задается объективность трансцендентного - моим виджнянаматренским Я, или путем изначальной или безначальной конвенции монадологических субъектов. Все равно субъективизм. А от субъективизма до солипсизма один шаг.

Nick

Учитывая к какому выводу о ТЭ пришёл Гуссерль в конце КМ, можно сказать что солипсизм преодолевается в Логике. НЛ с лёгкостью приходит к ТС, который для самой Логики является Абсолютом. Правда Абсолют не совсем ТС, он "метафизичен" с позиций феноменологии, не обладает необходимой "имманентностью", но и в самой себе феноменология не способна достичь ТС.
ЦитироватьНет никакого значения как задается объективность трансцендентного - моим виджнянаматренским Я, или путем изначальной или безначальной конвенции монадологических субъектов. Все равно субъективизм.
Вот так сразу нажав педаль субъективизма конечно объективизма не получить, как и из реализма идеализма. Однако если мы попробуем избавить саму монаду от чистого субъективизма, то и объективизм проявится.
нет религии выше истины

КИ

Есть три плана рассмотрения проблемы.

1. Метафизический. Это различные ля-ля про "объективизм" (это вроде пока еще не об.идеализм) и прочее.

2. Дескриптивно-феноменологический. Это когда в стиле Гуссерля и Дхармакирти, с помощью "усмотрений" и логики мы пытаемся понять, каким образом конституировано все это.

3. Трансцендентально-сотериологический. В этом случае нас должно волновать только устранение из потока сознания различных хабитов, калпано-объективных предикаций и прочих мар.

Пламен

Цитата: "Nick"Учитывая к какому выводу о ТЭ пришёл Гуссерль в конце КМ, можно сказать что солипсизм преодолевается в Логике.
А что он сказал в конце? Несколько слов по-гречески, дальше вот это:

Человек должен сначала потерять мир при помощи эпохе, чтобы потом его снова обрести в универсальном самопознании.

И несколько слов по-латыни: In interiore homine habitat veritas.

Гм, а где же ей обитать, как не человеческой имманентности?! Не в суде же. Что касается обратного нахождения мира, то любой мир, даже самый истинный, - сансара и конститутивная продукция субъекта.

Zvuki

О своём понимании связи солипсизма с трансцендентализмом я излагал здесь:

Цитата: "Звуки в треде «Alter Ego и интерсубъективность» 23.11.2004"Видя с какими трудностями сталкивается феноменология Гуссерля в вопросе о других ТЭ, я всё больше склоняюсь к пониманию, что солипсизм имплицитен трансцендентальной феноменологии. И причина этому, как мне видится, лежит в конкретном способе трансцендентализма: мы редуцируем мир, но не редуцируем Я, которое переходит в Трансцендентальное Эго – т.е. солипсизм заложен в самом генезисе трансцендентальной феноменологии. А вот если мы приходим к трансцендентализму генезисом Гегеля, то мы получаем другой трансцендентализм: без педалирования моего Эго и трансцендентных друг другу монад.

 

Nick

А если человек решиться потерять самого себя? Если это сделать в эпохе, то он конечно придёт к Логике. Гуссерль предлагает сделать эпохе миру, а в конце говорит, что мы обнаружтваем мир как продукт самопознания ТЭ. Но если сделать наоборот (эпохе я), то ничего странного не произойдёт, я (ТЭ) обнаружит себя как конституированное миром. Если я не цепляюсь за свою аподиктичность, то для меня в этом нет ничего предосудительного. Это мир конституирует мои перво- и второпорядковые сферы, и он же, создав некий центр осознащий себя как я, наблюдает их. Другими словами, словами Пламена, Звуков, хуанди и Ника оказываются разумными настолько, насколько они (как центр внутри мира) интегрировали в себя разумность мира. Мне неизвестно ТЭ как имманентное, а только как постулированное в конституировании, поэтому его эгоичность не имеет для меня статуса я, а лишь некой разумности, некой априорной взимосвязи всего во всём и со всем. Конституирование я в этом случае априорно, а значит не верифицируемо с точки зрения самого я.
Однако я могу потерять себя "по-настоящему", и не "в смерти", поскольку это будет лишь "экзистенциальная" потеря, а вне "сознании себя", вне этой априорной конституированности.
нет религии выше истины

Пламен

Гуссерль не покидал солипсизм и не преодолевал его. Наоборот, он положил солипсизм в основу своей метафизики. У Гуссерля тоже есть вертикальный проект феноменологической метафизики. Да, метафизика возможна только как трансцендентально-конститутивная феноменология - именно так отвечает Гуссерля на знаменитый Кантовский вопрос, как возможна метафизика.

На самом ниском уровне, так сказать, в самом фундаменте феноменологической метафизики, находится "салипсистично ограниченная эгология" редуктивно первопорядочного Эго. Выше находится основанная на феноменологомонадологическом солипсизме интерсубъективная монадология и лишь дальше появляются сферы метафизического универсализма (метафизического познания мира по категориям и путеводным нитям) и интерсубъективно-феноменологически фундированные априорные науки (логика, аксиология, праксиология), вплоть до формальных онтологий частных наук, типа, скажем, рациональной зоологии.

Nick

Цитироватьи лишь дальше появляются сферы метафизического универсализма
А куда на этом уровне девается наш "солипсический" субъект? Каково его место в этом универсализме? У Гуссерля, лично я, так и не нашёл ответа, а он мне кажется существенным для понимания. В Логике эго как (существующий) центр исчезает, он интегрируется в мир как "разумные акты".
нет религии выше истины

Пламен

А шайтан его знает. На одной и той же странице Гуссерль говорит разные вещи по этому вопросу. Сначала он утверждает, что - как было сказано выше, - чистое наукоучение начинает с феноменологического солипсизма. Двумя параграфами ниже, он заявляет, что "первое в себе бытие, которое предходит и приносит любую мировую объективность (здесь мировость и универсальность синонимы), это трансцендентальная интерсубъективность, социализирующаяся в разных формах вселенная монад".

см. предпосл. стр. § 64

КИ

Так все разговоры про интерсубъективность ведутся уже зарывшись с головой в "солипсизм". И "узревая", что имеются всякие мыслишки про "других", которые кажутся важными.

Nick

Вообще "трансцендентальная интерсубъективность, социализирующаяся в разных формах вселенная монад" это метафизика по Гуссерлю, хотя и пропущенная через горнило феноменологии. Вот что он говорит чуть выше
ЦитироватьЧтобы исключить всякое недоразумение, я хотел бы в заключение указать на то, что феноменология, как мы уже говорили выше, исключает лишь всякую наивную метафизику, оперирующую лишенными какого бы то ни было смысла вещами в себе, но не метафизику вообще, и что она вовсе не против тех проблемных мотивов, которые постепенно исказили постановку вопроса и метод в старой традиции, и ни в коем случае не намерена останавливаться перед «высшими и последними» вопросами.
В результате мы вынуждены опять вернуться, но в "ненаивную" метафизику (правда мне не совсем понятно, что это такое) и погрузиться в изучение того, что так старательно подвергли эпохе. Другой вопрос, нужна ли физике элементарных частиц феноменология? или может ли феноменолог быть нормальным физиком?
нет религии выше истины

Пламен

Весь вопрос "ненаивной" метафизики в абсолютности Трансцендентального Субъекта. Но именно эго феноменология Гуссерля не успела решить. Из-за имманентизма. Тоесть, из-за снятого в логике психологизма.

Пламен

В представлении Гуссерля ненаивная метафизика - это формальная онтология. А вот, что такое формальная онтология, лучше всего можно составить себе мнение на сайте моего итальянского друга Рауля www.formalontology.it

Как она применяется в современных информационных науках, прошу сюда - www.formalontology.org