Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Случайность и необходимость

Автор Zvuki, 02 февраля 2005, 15:12:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Zvuki

Как же адвайта, если адвайта – это недвойственность, а тут речь идёт как раз о разделённости единой тотальности на две: тотальность сущностей и тотальность реальностей-фактов?

В дополнение к предыдущему ещё такое разъяснение. Кто-то может усомниться: если сущность дома не есть изолированно от других сущностей, от своего контекста, то как же она может созерцаться как уникальность-единичность? Ответ мне видится такой: да, сущность дома – это уникальность-единичность, но только имение в виду контекста этой сущности (её горизонта) позволяет (есть условие) созерцать её как единичность-уникальность. Это «имение в виду контекста данной сущности» есть по сути переход к состоянию сущностного созерцания, переход в мир-тотальность сущностей.

 

Zvuki

До меня наконец-то дошло, что гуссерлевская сущность изоморфна гегелевской не сущности, а скорее понятию. Основанием к такому изоморфизму служит, в частности, бесконечность понятия. Понятие бесконечно в том смысле, что его не ограничивает никакое существование. Точно так же и гуссерлевский мир сущностей не ограничен миром реальностей (существований), бытийствует сам по себе. (Бесконечность понятия, насколько я понимаю, выражается ещё тем свойством понятия, что он не только в-себе, но и для-себя.)

Свобода понятия от существования реализуется посредством снятия существования, т.е. включённостью существования в понятие в качестве его момента. Свобода же гуссерлевской сущности от существования реализуется посредством эпохЕ существования. И эти два, «снятие» и эпохЕ, - видимо по сути одно и то же.

Ещё в качестве обоснования данного изоморфизма можно указать на то свойство понятия, что оно подразумевает в себе все свои возможности-вариации, точно так же как это делает и гуссерлевская сущность.

 

Nick

Подобие ещё более ярко выявляет их различие.
нет религии выше истины

Zvuki

Может быть и так. Просто различие-то уже очевидно, лежит на поверхности, а вот сущностная схожесть – штука похитрей, до неё ещё добраться надо.

Nick

Я подразумевал сущностное различие, а не формальное, хотя возможно и Вы об этом говорите. Кстати, Гегель очень интересно толкует субстанцию как ДЕЙСТВИЕ по переходу формы в иную форму. Читаю как-будто новую книгу :)
нет религии выше истины

Zvuki

По моему впечатлению мы плотно проработали сопоставление гегелевской и гуссерлевской сущностей. И именно в этом сопоставлении, по крайней мере для меня, они обе раскрылись в своей полноте и глубине. Хотелось бы в будущем вернуться к гегелевскому понятию, уже для сопоставления именно его с гуссерлевской сущностью. Я, кстати, наконец-то приобрёл-таки «Энциклопедию философских наук», в букинистическом. Только пока вплотную не принялся, отвлекают какие-то статьи из интернета, вот сейчас например корпус статеек про виртуальную реальность, да и статью Чернякова хотелось бы «пройти» (переварить) тоже.

Nick

Цитировать§ 151
Субстанция есть, таким образом, тотальность акциденций, в которых она открывается как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь, и вместе с тем как богатство всякого содержания. Но это содержание есть не что иное, как сама эта манифестация, поскольку рефлектированная в самое себя, перешедшая в содержание определенность сама есть лишь момент формы, которая переходит в мощь субстанции. Субстанциальность есть абсолютная деятельность формы и мощь необходимости, и всякое содержание есть лишь момент, который принадлежит только этому процессу, есть абсолютное превращение друг в друга формы и содержания.
Если в случае сущности деятельность есть необходимое проявление при наличии условий, то в субстанциальности снимаются условия, поскольку сама субстанция есть необходимость. И сама сущность (как содержание) претерпевает изменение: как элемент процесса субстанциального превращения она более не остаётся постоянной - манифистируя себя в форму, она приобретает всё новые возможности, становясь "иным" содержанием.
Цитировать§ 152
Вследствие того что субстанция как абсолютная мощь есть мощь, которая относится к себе лишь как к внутренней возможности и, следовательно, определяет себя к акцидентальности, мощь, от которой отличается полагаемая при этом внешность, субстанция есть особое отношение (точно так же, как в первой форме необходимости она есть субстанция). Она есть причинное отношение.
b . Причинное отношение
§ 153
Субстанция есть причина, поскольку она, с одной стороны, в противоположность своему переходу в акцидентальность, рефлектирована в самое себя и, таким образом, есть изначальная вещь (ursprüngliche Sache), с другой стороны, она вместе с тем снимает рефлексию-в-самое-себя или свою голую возможность, полагает себя в качестве своего отрицательного и таким образом порождает некое действие, некую действительность, которая, следовательно, есть лишь положенная, однако благодаря процессу действования вместе с тем также и необходимая действительность.
Здесь условия и действие интегрируются и предстают как причина, или разрозненная случайность условий в субстанциальности  становяться деятельностью субстанции, причиной.
нет религии выше истины

Martanda

Цитировать
да и статью Чернякова хотелось бы «пройти» (переварить) тоже

- а Вы, кстати, знакомы с Черняковым?

Nick

Ба! Да это ж наш брат "феноменологический" гегельянец! :)
ЦитироватьВ ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО СУБЪЕКТА

В статье, вошедшей в сборник с характерным заглавием «Deconstructive subjectivities», Ж.-Л. Марион спрашивает: «Сталкивалась ли феноменология когда бы то ни было с задачей более насущной, чем нынешняя необходимость установить, что или, возможно, кто приходит на смену субъекту?» [1]. Этот вопрос (точнее, — диагноз под маской вопроса) — результат драматических перемен, происшедших в философском сознании нашего столетия, исток которых следует искать (в числе прочего) в попытке Хайдеггера возобновить тяжбу [2] о смысле бытия. Однако, нет никаких сомнений в том, что решающий перелом, происшедший в судьбе субъекта в «Бытии и времени», — не просто «внутреннее дело» феноменологии, не просто демаркация границы между феноменологией Гуссерля и новым началом феноменологии, как его замысливал Хайдеггер в период работы над своей главной книгой. Де(кон)струкция классического понятия субъекта, попытка выхода за пределы «новоевропейской метафизики субъективности» указывает на новый топос философствования, или, точнее, на некоторую неизбежную у–топию, в которой застает себя философия, утратившая картезианский fundamentum absolutum et inconcussum veritatis, но не потерявшая его из виду.

Гегель говорит в своих лекциях по истории философии: «Мы переходим теперь к философии Нового времени и начинаем ее с Картезия. Вместе с ним мы вступаем в самостоятельную в собственном смысле слова философию, философию, которая отдает себе отчет в том, что она в своем само–стоянии исходит из разума и в том, что самосознание есть сущностный момент истинного. Здесь, можно сказать, мы у себя дома, и, подобно корабельщику, после долгого странствования по бурному морю можем крикнуть «Земля!»... В этот новый период принципом становится мышление, мышление, исходящее из себя самого...» [3]. Эта обетованная земля покоится на абсолютном и неколебимом основании самодостоверности самосознания.

Прочитал половину статьи и как-то погрустнелось ... :(
Может дальше интереснее??...
нет религии выше истины

Nick

нет религии выше истины

Пламен


Nick

нет религии выше истины

Zvuki

Мартанда, нет я с ним не знаком. А Вы знакомы? Как он вообще – уважаемый человек? Какое впечатление производит?

Ник, а мне и первая половина статьи понравилась. А Вам она не понравилась потому что показалась банальной, слишком простой или неправильной?

Пламен

Вообще весь сборник довольно впечатляющий. Молодцы ребята, что могут так писать.

Zvuki

Открываются следующие вещи. Действительность=необходимость=содержание. Здесь содержание как антитеза форме. Форм две: возможное и случайное. А содержание как бы вне этих форм (они содержанию внешни). И вот это содержание, превосходящее эти формы, и есть необходимость.

Ну т.е. фактически получаем фатализм, но не простой, а специфический, гегелевский. Специфика его состоит в том, что этот фатализм-необходимость включает внутрь себя случайность. Ну типа: «случайность есть, и её наличие необходимо». Т.е. гегелевская необходимость – это поднятие по вертикали над обычной необходимостью, которая рядоположна (однорангова, антитезисна) случайности.

Эта гегелевская необходимость есть в то же время и свобода. Но это уже чисто по Спинозе. Для иллюстрации Гегель рассматривает судьбу (карму) и отношение к ней человека. Если человек относится к своей судьбе (карме) как к чему-то внешнему принудительному, то это несвобода. Тот же кто вину за свою судьбу (карму) берёт на себя, говорит что-де «сам я виноват», «сам такую судьбу себе выбрал (пусть и бессознательно)» - это свобода.

Хотелось бы узнать, у кого какие мысли есть в связи с данным пассажем-открытием.

 

Пламен

Форма, поднятая до уровня аподиктического содержания, есть феномен.

Martanda

Цитировать
Мартанда, нет я с ним не знаком. А Вы знакомы? Как он вообще – уважаемый человек? Какое впечатление производит?

- да, я знаком. Производит впечатление очень умного человека, каковым и является :) он преподавал и преподает (?) в Высшей Религиозной Философской Школе, где я имел удовольствие ходить в т.ч. и на его лекции, по логике и западной философии. Он один из крупных феноменологов в России, если верить А.Парибку...

Nick

ЦитироватьА Вам она не понравилась потому что показалась банальной, слишком простой или неправильной?
Мне кажется, что следовать всем "изгибам" хайдеггеровской мысли неблагодарный труд. Однако следующий отрывок привлёк моё самое пристальное внимание:
ЦитироватьТерминология Хайдеггера звучит парадоксально, но внутримировое сущее не обладает бытием-в-мире, ибо последнее есть определение только экзистенции, бытия Dasein. Хайдеггер пытается проникнуть по ту сторону интенционального отношения, утверждая, что всякое «теоретическое» (в исходном смысле греческого глагола theorein, т.е. отстраненно-созерцательное, наблюдающе-познающее) отношение к сущему, с самого начала толкующее сущее как предмет, фундировано в отношении небезразличного, озабоченного попечения. Соответственно, сущее в первом и основном смысле должно быть понято в исходном значении греческого to pragma, как средство или утварь — das Zeug. Это и есть отправная точка той версии «феноменологического» анализа, который развит в SZ. Хайдеггер отказывается от основных процедур гуссерлевой феноменологии — epoche и различных вариантов феноменологической редукции, ибо все эти процедуры отталкиваются от предмета и его онтических притязаний и одновременно очищают структуры предметности предмета за счет тематизации способов (предметного) присутствия = наличия. Тем не менее, в соответствии с каноном трансцендентальной философии, исследование Хайдеггера движется от сущего, среди которого мы себя уже застаем, к фундаментальным условиям возможности нашей встречи с ним.
нет религии выше истины

Nick

И пожалуй вот этот отрывок тоже очень интересен.
ЦитироватьГуссерль никогда всерьез не обсуждал вопрос, что значит вообще «быть». Набросок «феноменологической онтологии», который мы находим в первом томе «Идей», различение абсолютного бытия сознания и бытия как реальности (§§ 41-44), проект «региональных онтологий», — все это исходит из некоего уже предположенного смысла «бытия». Однако в период подготовки статьи для «Британской энциклопедии» (в 1927 г.), в силу жесткой (и закончившейся, как известно, разрывом) полемики с Хайдеггером [24], он вынужден был определеннее высказаться по этому поводу. С одной стороны, Гуссерль определяет феноменологию как универсальную онтологию, в которой центральным вопросом становится вопрос о бытии самой трансцендентальной субъективности [25]. С другой стороны, уже решено: «бытие» означает «бытие позитивно положенным» (Sein = positiv Gesetztsein) [26]. Вопрос о бытии есть, тем самым, вопрос о бытии (=позитивности) позитивного и подчинен вопросу о различении трансцендентального (полагающего) и позитивного (положенного). Ответ мы находим в понятии чистого ego как последней инстанции конституирования, абсолютного трансцендентального функционального центра. При этом бытие трансцендентальной субъективности есть «удостоверяемая сущность [чистого "Я"] быть трансцендентально в себе и для себя конституируемым» [27].

Но это решение, это «в себе и для себя», равно как и фихтеанская «интеллектуальная интуиция», стремящаяся слить бытие «Я» для себя (предмет, положенное) и бытие «Я» в себе (полагающее) в формуле «полагание себя полагающим», находится под угрозой труднейшей апории: если любое знание есть знание предмета, конституированного, каким образом конституирующее «Я» может иметь феноменологически достоверное знание о своей собственной конституирующей деятельности как именно деятельности?

Если, однако, мы пытаемся строить онтологию, которая больше не отождествляет с самого начала «сущее» и «позитивно положенное», то и «различение позитивности и трансцендентальности» не может больше рассматриваться в качестве решения вопроса о смысле бытия. Хайдеггер пишет Гуссерлю: «Само конституирующее вовсе не есть ничто, но тоже нечто и сущее, хотя и не в смысле позитивного. Вопрос о способе бытия конституирующего нельзя обойти. Проблема бытия универсальна, и она в равной мере относится и к конституирующему, и к конституируемому»
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Nick"Сущностное у Гегеля подразумевает единство тождества и различия сразу и в одном флаконе. Я бы сказал, то что Вы называете сущностным тождеством скорее похоже на сходство, которое уже подразумевает тождество и различие.
На счёт «сразу и в одном флаконе» - согласен. Но ведь может же одно из них идти на шажок чуть впереди? На счёт сходства вместо тождества – может Вы и правы. Но у меня есть подозрение, что не стОит их сильно отграничивать друг от друга. Думаю, не будет ошибкой сказать, что нет сходства без тождества и нет тождества без сходства. Вообще, когда я здесь говорил о тождестве (ну или пусть будет сходстве), то я говорил пока на уровне без детализации, на уровне где абсолютная терминологическая строгость ещё не нужна и даже может быть вредной для понимания сути в целом.

ЦитироватьТаким образом, некакой тождественности там быть не может, только аналогия, что-то вроде гермеского "то, что внизу, подобно тому, что вверху", а мы сами движемся снизу вверх. В этом и различие снятия от эпохе.
Ваша мысль понятна, но мне представляется, что сходство между снятием и эпохе заслуживает нашего дальнейшего изучения. Тут такое соображение, что эпохе есть подвешивание, а значит и сохранение. Хотя наверно и в меньшей степени, нежели при снятии. Ну и ещё такое соображение: Вы же не хотите наверно отделить эпохе от снятия рассудочно-метафизическим абстрактным способом?

ЦитироватьЧто же касается приведённых отрывков (замечательно подобранных), то в субстанциональных отношениях подразумевается некое иное содержание, чем в действительном.
Вроде я те отрывки приводил в контексте действительности и необходимости, а не субстанции? Но в любом случае я думаю, что и в параграфах о действительности, и в параграфах о субстанции словоупотребление «содержание» примерно одинаково. По крайней мере я пока не уловил существенного различия в данном словоупотреблении.

Цитироватьно говорить что смысл сущности и существования таков лишь потому, что так говорили древние - абсурд, а если связи между ними нет, то смысл можно постигать и в другом стиле, что на самом деле и просходит, анализ слов лишь "стимуляция" мышления, а не его содержание.
У меня сложилось впечатление, что по части аппеляции к этимологии Хайдеггер следует Гегелю. Хотя и несколько более акцентированно чем он.