Формальная и трансцендентальная логика

Автор Пламен, 30 апреля 2005, 18:24:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Пламен

Открываю эту тему в честь того, что немецкий Амазон принял заказ на трехтомник Logische Untersuchungen, плюс Formale und Transzendentale Logik. Книги будут самое позднее к моему дню рождению. :wink:

А пока можно разогреваться, вопрошая, что такое трансцендентальная логика в понимании Гуссерля? Можно, как всегда, для пущей оппозиции, начать и с Канта. :D

Nick

Вот что нашёл в просторах виртуальности
ЦитироватьКонкретным предметом трансцендентальной логики являются чистые рассудочные понятия /=категории/, которые Кант считает и объявляет априорными формами рассудочного мышления.
А здесь вот что
ЦитироватьТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Первый отдел. Трансцендентальная аналитика
|16| Определив формы чувственности, Кант переходит к формам мышления. Наука об этих формах называется трансцендентальной логикой. Общая логика занимается формой мышления вообще, т. е. теми правилами рассудка, которым должны подчиняться все наши познания без различия. Поэтому она отвлекается от всякого содержания или материалов наших познаний и совершенно не обращает внимания на то, каково их происхождение, эмпирические ли это понятия или чистые, и к каким предметам они могли бы относиться. Напротив, трансцендентальная логика имеет дело как раз с содержанием или материей наших познаний и с их происхождением, потому что она и должна именно наследовать, может ли рассудок создавать исключительно a priori синтетические суждения и, если да, то как это возможно; каким образом понятия, создаваемые рассудком и, следовательно, представляющие собою нечто чисто субъективное в нас, тем не менее имеют отношение к предметам и потому могут обладать объективной реальностью; и каков, наконец, тот предел, которым ограничено применение наших познаний a priori.

А так как такое исследование может быть осуществлено не иначе, как путем точного и полного расчленения всей нашей рассудочной способности, то вся трансцендентальная логика есть не что иное, как аналитика всех чистых понятий и основоположений a priori. Но так как разум в употреблении своих познаний a priori весьма склонен переступать истинные границы их применения и очень часто с помощью одной только общей логики, которая не имеет ведь ничего общего с предметами познания, все-таки решается судить о предметах, то он часто строит себе системы, основывающиеся исключительно на призраках и софистике. Обнаружение этой обманчивой видимости является, следовательно, одной из задач трансцендентальной логики, и та часть ее, которая посвящена этой задаче, называется поэтому у Канта трансцендентальной диалектикой. |17| На этом основании он делит, трансцендентальную логику на 2 части, а именно на трансцендентальную аналитику, и диалектику.

Первая в свою очередь распадается на 2 книги – об аналитике понятий и основоположений.
А что там у Гуссерля?

P.S. А по Гегелю можно высказаться? :roll:

в догонку
ЦитироватьТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА - вторая часть трансцендентального учения о началах в "Критике чистого разума" Канта - "наука о правилах рассудка вообще", исследующая этот рассудок под углом зрения его априорных форм и структур. До Канта эти правила мышления, без которых невозможно никакое применение рассудка, изучала так называемая общая (т.е. формальная) логика. Имея дело с априорными принципами мышления, она, по Канту, всячески абстрагировалась от всякого содержания познания, т.е. от всякого отношения его к объекту, рассматривая исключительно формы мысли как таковые. Оценивая место и роль этой логики в познании как недостаточные, Кант обозначает контуры принципиально новой Т.Л., выражая тем самым первое в немецкой философии критическое отношение к формальной логике. Этой критике были посвящены многие его работы "докритического" периода - например, "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма" (1762) и др. Кант считает необходимым дополнить формальную логику более глубокой логической концепцией, позволяющей решать новые, более сложные познавательные задачи. Обосновываемая им Т.Л. должна была, по его мысли, отвлекаться "не от всякого содержания познания", а определять "происхождение, объем и объективную значимость априорных знаний". Называя ее трансцендентальной, Кант имел в виду то, что она "имеет дело только с законами рассудка и разума... лишь постольку, поскольку она априори относится к предметам". Она не вникает во все конкретные, субъективные процессы познания, рассматривая лишь некоторые "чистые возможности", имеющие всеобщее и необходимое значение. Содержательный характер Т.Л. приобретает, согласно Канту, за счет ее тесной и постоянной связи с чувственностью, соединение которой с рассудком только и дает новое знание. Исследование происхождения знаний о предметах становится одной из главных задач Т.Л., которая и выясняет саму возможность применения априорного знания к предметам опыта. Свою Т.Л. Кант подразделил на аналитику и диалектику, из которых первая излагает элементы чистого рассудочного знания и принципы, без которых ни один предмет не может быть мыслим, а вторая - является критикой рассудка и разума в его сверхфизическом применении. [См. "Критика чистого разума" (Кант), Трансцендентальная аналитика, Трансцендентальная диалектика.]

Т. Г. Румянцева
нет религии выше истины

Пламен

Можно по всем. Даже по Ньяя-Вайшешике, где трансцендентальная логика занимается выяснением логических привидностей. :-)

Можно и по-другому сказать. Формальная логика занимается правильностью мышления, в то время как трансцендентальная логика интересуется больше вопросом его истинности и условиями его реализации, в том числе априорными.

Для Гуссерля, как и можно было ожидать, формальная логика выступает средством очищения опыта от случайных экзистенциалов и поэтому она определяется как апофатический анализ. Несмотря на разницу между ними, формальная онтология и формальная апофатика принадлежат к одной и той-же материальной (содержательной) области. Гуссерль считает, что идею формальной онтологии он выдвинул еще в Логических исследованиях, более того, он задним числом уверен, что "Философия арифметики" занималась прежде всего формально-онтологическими задачами - выяснением вопроса о категориальных предметностях. Теория дедукции выставляется высшим уровнем формальной логики, а формальная математика считается абсолютно тождeственной формальной логике.

Переход от формальной логики к трансцендентальной логике связан с преодолением психологизма в логике, который является признаком непонимания значения трансцендентальной критики познания. В первую очередь нужно выяснить методы и формы редукции суждений, приводящей к выявлению высших очевидностей, а далее, связь логики с миром и невозможность объективной логики. Логика всегда обоснована субъективно. Вот тут в игру входит трансцендентальная феноменология, которая обеспечивает аподиктичность субъективно обоснованных логических оснований. Абсолютное обоснование познания возможно только как всеохватная наука о трансцендентальной субъективности в качестве абсолютно сущего.