Материализм и идеализм в социологии./К критике социальной философии марксизма/

Автор philozan, 11 августа 2008, 08:52:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

philozan

3. МАТЕРИАЛИЗМ   И   ИДЕАЛИЗМ   В   СОЦИОЛОГИИ./К критике социальной философии марксизма/
   
Представления Маркса о закономерностях  общественного развития считают  "материалистическим  пониманием" в противовес  господствовавшему до этого пониманию, якобы, "идеалистическому". Уже Энгельс  в  рецензии на книгу Маркса "К критике политической экономии" писал:
"Положение, что сознание людей зависит от их бытия,  а не наоборот, кажется простым; однако при ближайшем рассмотрении немедленно обнаруживается, что  это положение уже в первых своих выводах наносит  смертельный удар всякому, даже самому скрытому  идеализму. Новое мировоззрение неизбежно наталкивается поэтому на сопротивление не только со стороны буржуазии, но и со стороны массы французских социалистов, которые желают перевернуть мир при помощи магической формулы: liberte', egalite',  fraternite'."
/ 1, т. 13, с. 491 - 492 /
Нам предстоит выяснить, правомерно ли противопоставление нового мировоззрения традиционному как мировоззрения материалистического идеалистическому. Дело в том, что социологическая доктрина Маркса считается истинной уже только потому, что она является, якобы, единственно материалистической. Доказательство того, что воззрения иных мыслителей, в частности, "массы французских социалистов", являются также материалистическими, заставят искать действительные критерии истинности концепции, а не отделываться ссылками на ее материалистичность!  Полистаем "советскую" философскую энциклопедию:
"Идеалистическое понимание истории -- мировоззрение, которое... видит основную силу общественного   развития в идеях, теориях, сознании людей и т.д. Даже французские материалисты XVIII века впадали  в идеализм, утверждая, что для изменения общественной среды достаточно просвещения, распространения знаний, изменения взглядов людей  / "Мнения  правят миром"./ "                                   / 14. /
Итак, приступим. "Сознание людей определяется их общественным бытием", -- в материалистичности этой формулы не сомневается ни один из марксистов. А теперь посмотрим, каково философское содержание обратной ей формулы, той самой, которой придерживались "даже французские материалисты": "Общественное бытие определяется сознанием людей" / "Мнения правят миром"./  Что это ?  Идеализм ?! Материализм и идеализм - два основных философских направления, содержание которых раскрывается в решении каждым из них, так называемого, "основного вопроса философии", вопроса об отношении сознании и материи, вопроса о том, что является первичным, а что производным. Материализм "исходит" из первичности материи, идеализм -- из первичности сознания. Что же касается рассматриваемых утверждений, они не являются конкретизацией основного вопроса философии применительно к социологии, один из вариантов которой имел бы вид: Сознание / Бога, индивида, общества / первично, а материя  / Мир, человек, общество /  есть нечто вторичное, "производное от Сознания". В рамках ОВФ "общественному сознанию" противопоставляется не "общественное бытие", а "общество". Противопоставление идет по линии "сознание -- материя", а "общественное бытие" – не материя, а ...форма движения материи !!! Далее, в пределах ОВФ рассматривается лишь проблема первичности; в рассматриваемых же суждениях речь идет о ... детерминации !!!
Итак, поскольку ни одна из соперничающих формул не является  конкретизацией ОВФ применительно к социологии, об их мировоззренческой основе мы можем судить не прямо, а лишь косвенно, по тем понятиям, которые в них входят. Мы видим, что в обоих случаях речь идет о сознании людей, о сознании как свойстве материи, а не о Сознании, принявшем облик общества, поэтому есть все основания полагать, что обе формулы "одинаково" материалистичны!  Вопрос же об истинности каждой из них выходит за рамки философских рассуждений; ответ на него должна дать наука об обществе. Человек, утверждающий, что "мнения правят миром", может либо заблуждаться, либо нет; но для "обвинения" его в идеализме нет абсолютно никаких оснований !
Отождествление социологической доктрины Маркса с "материалистическим пониманием истории", а иных воззрений - с "пониманием" идеалистическим - одно из грандиознейших заблуждений, которые стоят непреодолимым барьером на пути к социальной свободе и которые именно поэтому столь ревностно культивировались и охранялись нашими "бойцами идеологического фронта".

Пламен

Материализм сейчас развивается только в когнитивных науках, но в какой-то ущербной, редукционистской форме. Причем роль общественного бытия в генезисе сознания начисто отметается как относящийся к науке вопрос.

Xaoc

Маркс жил в самом начале промышленной революции и относился к промышленности отрицательно, как к форме отвратительной эксплуатации уродующей Землю. Отсюда у него такое аграрное фаталистское отношение к природе как непреодолимой стихие, которое четко воплотилось в формуле "бытие определяет сознание". Но сейчас уже трудно не заметить того влияния, которое сознание имеет на бытие. Человек уже климат меняет на всей планете! А наши потомки, вообще разберут всю луну для промышленных нужд. Тогда трудно будет не заметить, что "сознание определяет бытие, в меру своей компетентности".
Что первично? Материя или Идея? А что мешает им быть первичными одновременно? Разве до начала времен законы математики были иными? Разум плод материи, материя - игрушка разума. Это все одно явление. Подчеркивать свое низкопоклонство перед материальным миром глупо, но это делалось из тактических соображений - борьба с церковью. Её диктатом и всесилием, тормозящим развитие. Но когда тормозом стал вульгарный материализм - его также отринули. Человек всегда интуитивно ищет максимальной эффективности в развитие.   
Гений - парадоксов враг.

Пламен

Материализм в социологии звучит несколько иначе. Существуют материальные факторы (кровь, деньги, власть, одним словом - интересы), которые в своей совокупности или поотдельно детерминируют общественное сознание. Чем ближе надстройка к базису, тем непосредственнее и "проследимее" материальная детерминация сознания, и наоборот, чем дальше надстройка, напр. религия или эстетика, тем завуалированнее и труднее для прослеживания зависимость сознания от общественного бытия.

terra

Чем менее развито сознание,тем более оно подвержено влиянию "бытия" (шудры) . Шудры -это и есть это бытиё.

Уже сейчас созданы такие технологии,которые позволили бы автоматизировать (полностью) тяжелые( грубые неинтеллектуальные виды производственных  процесов. Создана красивейшая схема безотходного и экологичного производства черных металлов(например) Которая положена  в урну >:( Оболгана и обосрана. Почему? В юности я думала-зависть ... убогих чиновников. Но все гораздо глубже  :) куда денутся тысячи шудр,работающих сейчас в черной металлургии,уровень сознания которых еще не готов ни к высоким технологиям... ни к чистой и спокойной жизни,которая не есть ни борьба и не страдания. Что им будет делать в этом мире высоких технологий,до которого их сознание еще не доросло? :( А имя Великого Брамина черной металлургии неизвестно никому. Он как всегда опередил время.

Xaoc

Цитата: terra от 13 августа 2008, 08:28:08
куда денутся тысячи шудр,работающих сейчас в черной металлургии,уровень сознания которых еще не готов ни к высоким технологиям... ни к чистой и спокойной жизни,которая не есть ни борьба и не страдания. Что им будет делать в этом мире высоких технологий,до которого их сознание еще не доросло? :( А имя Великого Брамина черной металлургии неизвестно никому. Он как всегда опередил время.

Ну насчет борьбы вы слишком категоричны. Если оводы не будут покусывать нас, у нас пропадет всякое желание жить. Просто виды и типы борьбы меняются, и яростная драка дикарей, постепенно меняется на интеллектуальные споры высокоразумных существ. Но вообще осутствие борьбы - это отсутствие желаний, духовная смерть.
Гений - парадоксов враг.

terra

Цитироватьпостепенно меняется на интеллектуальные споры высокоразумных существ
Вы что это на полном серьезе...высказали(хм)Хаос..может вы сейчас на необитаемом острове и не знаете,что происходит? Или вы свои мечты выдаете за реальность? У вас как с уровнем... (развития)

ЦитироватьНо вообще осутствие борьбы - это отсутствие желаний, духовная смерть.
Это по-видимому перл номер два! Ваш! За сегодня!Отсутствие борьбы-духовная смерть?  :o ( Будда-главный духовный мертвец? :o :o :o)


Да. Возможно. Для шудра >:(Ему для стимуляции необходимы жесткие воздействия! Кнут и пряник. Иного он пока не понимает. Вы на этом уровне?

Пламен

Будда - кшатрий, но буддизм оказался для шудров (хотя не только).

terra

В каждом учении и религии существуют разные уровни. Доступные для постижения для определённой касты.
А Будда-кшатрий (кто ж этого не знает) И его учение, строго говоря,для кшатриев. Никоим образом не для шудр.
........................Всему-своё время,место и религия.

Eugene_Lutsenko

В работах Маркса тоже существуют разные уровни, о которых подавляющее большинство, знакомое, вернее незнакомое с ним по профанаторским работам Лассаля и Ленина, даже и не подозревает...

см., например:
http://psylib.org.ua/books/_mamar01.htm

Пламен

Культовая работа. :)

Цитироватьгромадное историческое преимущество Маркса, впервые придавшего понятию "феномен" его современный смысл, перед всеми позднейшими феноменологами состоит как раз в том, что он, как уже ясно из предшествующего, "выходит за феномены", ищет их причинное происхождение, выявляет социальную систему общения, которую феномены сознания обслуживают

К тому времени Мамардашвили явно не был знаком с интерсубъективной монадологией Гуссерля, где тоже намечается выход за пределы чистого феномена в область Lebenswelt (один шаг до общественного бытия). Хотя он прав в том, что трансцендентальная феноменология никогда особло не интересовалась генеративным и в этом смысле каузальным аспектом всего происходящего в поле феноменолога.

terra

И всё -таки Маркс-значительнее Гуссерля.Уже хотя бы потому,что является реинкарнацией  Альберта Великого. :)Интересно было бы проследить развитие и трансформацию идей Альберта  в "материализм"  Маркса. Но это работа-на диссертацию,которую никто не напишет)

Eugene_Lutsenko

Может быть это пройлет какой-то свет на природу сознания, на его нелокальный характер, например:

http://cnews.ru/news/top/print.shtml?2008/08/15/312781

Мы всегда , еще и 30 лет назад, например, говорили, что ограничение скорости света распространяется только на формы материи, связанные с теми формами энергии, которые связаны с массой выражением E=MC2 и не являются ограничением на скорость передачи информации, т.к. возможны и другие информационные каналы, кроме основанных на этих формах материи.

А на счет реинкарнации Альберта - откуда такая информация, это он что "сам сказал"?

terra


Eugene_Lutsenko

Цитата: terra от 19 августа 2008, 13:29:50
Нет) У него-амнезия)) Он ничего не помнит)

А эта информация откуда, он что "сам сказал"?

terra


Eugene_Lutsenko

Я думаю, если бы это на самом деле был Альберт - у него бы не было амнезии...

terra

Бессмысленно это обсуждать. Я просто пошутила

Nick

ЦитироватьЧем ближе надстройка к базису, тем непосредственнее и "проследимее" материальная детерминация сознания, и наоборот, чем дальше надстройка, напр. религия или эстетика, тем завуалированнее и труднее для прослеживания зависимость сознания от общественного бытия.
Очень занимательно. Я так понимаю, что "общественное бытие" это бытие общества, социальная жизнь, социум... причем здесь "материя"? если из этого тезиса - Существуют материальные факторы (кровь, деньги, власть, одним словом - интересы) то еще доказать надо что это материальные факторы. Скорее речь идет о разнице между коллективным и индивидуальным сознанием, где коллективное высупает "интендентом" индивидуального. Как-то слишком прямолинейно.

Опять же тезис о "детерминизации" вызывает большие сомнения, хотя бы по той простой причине, что люди живущие своей "тихой радостью" и участвующие в жизни социума лишь походом в "продуктовый магазин" (лавку, лес, поле) абсолютно не попадают в задуманное кем-то "общественное бытие".

Хотя факт того, что большинство людей живут не личной, а общественной жизнью - очевиден. Некоторые даже свою личную смерть не заметят, поскольку не смогут прочитать о себе некролог в газете, а общество только и заметит что некролог.

Но это не закон, не "детерма", это статистика, распределение вероятностей.
нет религии выше истины

terra

Nick! Я писала " не частица и не волна" Я же приводила пример со слепым ,двигающим предметы в комнате. Вы читаете то, что я пишу-по диагонали. Я тоже так делаю,когда мне не интересно .
Скоро уеду на море..к дельфинам.. они понимают без слов :)