Хитрость Декарта

Автор Пламен, 09 февраля 2005, 22:15:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nick

Анекдот к случаю:
Едут два психоаналитика на велосипеде. Один падает, разбивает колено в кровь и кричит "Как больно!!!". Другой подходит нему, смотрит ему в глаза и совершенно невозмутимым тоном спрашивает: "Хочешь поговорить об этом?".
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Plamen"Думать, что существование полагается когитирующим Я - основное заблуждение натуралистической установки сознания. Ее отмена состоит в приостановлении действия экзистенциальных суждений.
Согласен. Ну а вот это не «экзистенциальное суждение»?:

Цитата: "Plamen"для того, чтобы думать или не думать, нужно сначала существовать. Думание ровно как и недумание - следствия существования.

P.S. Huandi, спасибо за в высшей степени презамечательный текст-цитату! Собственно об этом же и я (вслед за Буддой и Гегелем) сейчас пытаюсь говорить: существование есть положенность.


P.P.S. Существование когитирующего Я – тоже положенность.

 

Zvuki

Эти два психотерапевта напоминают двух сворешенномудрых из Чжуан-цзы. А если их сопоставлять с притчей Будды о горящем доме или стреле, то они суть уже переправившиеся на тот берег. 8)

Nick

нет религии выше истины

Пламен

Цитата: "Zvuki"Согласен. Ну а вот это не «экзистенциальное суждение»?: 
Полагание (экзистенциальное суждение) - это когда существование полагается в суждении, типа "Мое тело существует". В нашем случае существование не полагается, но выводится достоверным, аподиктическим образом.

Nick

Не соглашусь, поскольку суждение "я мыслю следовательно существую", нисколько не отличается от суждения - "я мыслю следовательно не существую". Какая же это достоверность? Может оно только кажется достоверным?
нет религии выше истины

Пламен

Во-первых, это не суждение, а умозаключение. Во-вторых, аподиктичность означает очевидную необходимость, тоесть, несомненность, и второе умозаключение аподиктичностью не обладает.

Nick

Это классическое "диалектическое тождество": "я мыслю следовательно существую" тождественно "я мыслю следовательно не-существую", но в такой же мере оно от него и отлично. Из современников можно вспомнить Логико-философский трактат Витгенштейна.
Для меня "очевидной необходимостью" (логически самодостаточным, как и положено быть умозаключению) не является ни одно из умозаключений, но соглашусь, что возможно оно обладает психологической очевидностью, т.е. "я" как субъект уже заранее, до умозаключения умозаключил себя существующим, и очевидность я переносится на очевидность существования. Проблема в том, что очевидность самого "я" остаётся под вопросом.
нет религии выше истины

Пламен

Мыслить - интенциональная деятельность и следовательно относится к классу Dasein. Предмет мысли уже другое дело.

Nick

Вполне допускаю, но это уже не аподиктическое умозаключение, а "формальное" поскольку следует из предположение: "ДОПУСТИМ, что мышление, как интенциональная деятельность относится к существованию". Но из этого опять не следует тезис, кто мыслит, тот существует, а всего лишь тезис "мышление есть существование".
Я бы даже сказал, что у нас нет возможности доказать (умозаключить),что я существует, кроме как в контеxте, что "я" конституировано мышлением.
нет религии выше истины

Пламен

Допустим и т.д. - это гипотетическое суждение. Возможность отнесения мышлению к экзистенциальности говорить о том, что мышление и бытие не противостоят друг другу метафизически. Следовательно в самом мышлении уже есть существование. Мышление как процесс. Раз есть мышление, то есть и процесс мышления, который в качестве интенционального акта относится к экзистенции (существованию). Тоесть, сама интенциональная дуга является примером аподиктичности вывода о существовании. "Ноэма, эрго ноэзис" - продукт аналитического расщепления самой когитации и воспроизводить "cogito ergo sum" на имманентном уровне.

Nick

Долго думал, но так и не понял, как из аподиктичности существования мышления следует аподиктичность существования "я"?
нет религии выше истины

Пламен

Аподиктчность существования мыслящего Я! Мышление само думать не может. Это тоже, надеюсь, аподиктично.

Nick

Психологически? Да, аподиктически очевидно (и это вполне нормально, но вне умозаключения), а сама по себе апперцепция не приводит к некому "я", поскольку остаётся всего лишь перцепцией на перцепцию, другими словами, мышление мыслит, что оно мыслит, И где же здесь место "я"?
нет религии выше истины

Пламен

Мышление не может мыслить. Мыслите только Вы, ну и Я, когда поднапряжусь.

Nick

Ну уж и не знаю, что сказать :( У меня мышление мыслит, даже наблюдает за собой то же мышление, может чуть другого уровня, а мне такими вот мелочами заниматься не досуг, у меня есть дела и поважнее... :roll:
P.S. Я конечно, понимаю, мышление - процесс и всё такое, но я ещё "воспринимаю" мышление и как сущность, чуть ли не самомстоятельную.
нет религии выше истины

Nick

Из Науки Логики.
Цитировать...сам Декарт определенно говорит, что положение cogito ergo sum не есть умозаключение. Эти высказывания Декарта мы находим в Respons. ad sec. object. (Meditationes); De Methodo IV; Epistolae I, 118. Из первого места я приведу следующие слова. Декарт говорит, что то, что мы представляем собой мыслящие существа, есть «prima quaedam notio quae ex nullo syllogismo concluditur» [«как бы первоначальное понятие, которое не выводится путем какого-либо силлогизма»], и затем продолжает: «neque cum quis dicit: ergo cogito, ergo sum sive existo, existentiam ex cogitatione per syllogismum deducit» («и точно так же, когда говорят: мыслю, следовательно, я есть или существую, существование не выводится путем силлогизма из мышления»). Так как Декарт знает, что требуется для умозаключения, то он прибавляет, что если бы он хотел получить в этом положении дедукцию посредством силлогизма, то он должен был бы дать большую посылку: «Illud omne, quod cogitat, est sive existit» [«все, что мыслит, есть или существует»]. Но это последнее положение является скорее выводом из вышеуказанного первого положения.
нет религии выше истины

Пламен

Мы есть мыслящие существа. Из этого очевиднейшего положения конституируется большая посылка: Illud omne, quod cogitat, est sive existit. Большие посылки не являются предметом дедукции. Они скорее результат индукции и сущностного усмотрения.

Кроме того говорить, что существование выводится из мышления в корне неправильно. То, что выводится, это факт (констатация) существования субъекта, а не существование само по себе. Оно первично и в качестве причины производит мышление. На этом основании, путем шешават, и выводится наличие мыслящего субъекта при наличии его признака (мышления).

Nick

А как же Пуруша (человек) в СЙ? Разве он существует?
нет религии выше истины

Пламен

А он не думает. Думает пракрити, прасуществование. Поэтому для СЙ справедливо будет сказать, cogito ergo sum.