Э. Гуссерль Феноменологическая психология

Автор Nick, 30 марта 2005, 21:10:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nick

Методический материал для обсуждения Понятия Феномена.

3.  Метод чистой психологии (созерцание и рефлексия).
ЦитироватьТаким образом, для действительного обоснования ведущей нас идеи - идеи априорной и чистой психологии, требуется возврат к опытному созерцанию, - созерцанию, методически и всесторонне раскрытому, в котором психическое дается нам в изначальной конкретности и где оно, как мы говорим, показывает себя в своей собственной сущности, в своей самости (Selbstheit). При этом единичное, которое находится сейчас перед глазами, служит как экземпляр. Внимание с самого начала направлено на то, что в общем и целом сохраняется в свободной смене экземпляров, а не на то, что случайно изменяется.

Цитировать1) Всякая опытная или иная направленность на психическое осуществляется рефлексивным способом. Жить в качестве Я-субъекта означает проживать многообразное психическое. Однако эта проживаемая нами жизнь, так сказать, анонимна, она протекает, но мы не направляем на нее внимания, она остается вне опыта, ибо иметь нечто в опыте - значит схватывать его в его самости....

Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно тематического вводит как тему в поле зрения саму психическую жизнь, сами столь различные формы <занятости>, <тематизации> (Thematisch-haben), <осознания> совсеми их свойствами и возможными задними планами. В рефлективном восприятии и вообще опытном постижении, она схватывается и сама становится темой разнообразных занятий. Это новое опытное постижение и вообще тематизация в рефлексии, конечно же, сами латентны, но в дальнейшем опять-таки могут быть раскрыты благодаря рефлексии более высокого уровня.

2) Все, что доступно нам благодаря рефлексии, имеет одно замечательно общее всем свойство - быть сознанием о чем-то, осознанием чего-либо, или, коррелятивно, быть осознанным - мы говорим об интенциональности. Это сущностная характеристика психической жизни в точном смысле слова и, таким образом, просто неотделима от нее.
Прошу обратить внимание интенциональность не свойство сознания вообще, а психической жизни в частности.

И далее...
ЦитироватьИзвестным образом и с некоторым преувеличением о каждом психическом переживании можно сказать, что в нем соответствующему Я нечто является - поскольку оно им как-либо осознается. Феноменальность как свойство явления и являющегося как таковым понятая в этом расширенном смысле, в соответствии с этим была бы основной характеристикой психического. Поэтому проясняемую сейчас в отношении ее возможности чистую психологию следовало бы обозначить как феноменологию, причем как априорную феноменологию. Она, конечно же, должна была бы иметь дело с Я- субъектами, по-отдельности и в сообществе, как с субъектами чистой феноменальности и исследовать их как априорная дисциплина.
Опираясь на этот отрывок, я бы сказал, что интенциональность не свойство сознания, а самосознания, о чём (мной) предполагалось и ранее. (И в каком-то смысле об этом говорит и Шкуратов).
нет религии выше истины

Nick

А вот определение феноменологического опыта
Цитировать<Феноменологический опыт> - это, естественно, не что иное, как та рефлексия, в которой нам становится доступным психическое в его собственной сущности, причем рефлексия, которая мыслится в качестве осуществляемой в теоретических интересах и которая последовательно проводится, так, что подвижно-текучая специфическая жизнь Я, жизнь сознания не только поверхностно осматривается, но эксплицируется в созерцании в соответствии со своими собственными существенными составными частями и, как мы уже говорили, во всех горизонтах.
нет религии выше истины

Пламен

В первой цитате речь идет об эйдетических вариациях, см. тред Идеация.

Психическая жизнь не частность, а наоборот - что-то более общее. Сознание - частность психической жизни. Жизнь сознания не совпадает по объему с жизнью психики.

Далее, первоподлинно дающие акты не являются рефлексией. Феноменологический опыт - это сфера когнитивной первоподлинности, а рефлексия факт вторичный. Нерефлексивное чувство симпатии тоже интенционально, так что не стоит ограничивать интенциональность в рамках рефлексии only.

Пламен

Могут возразить, что интенциональность не свойство психической жизни, но только сознания. Это так. Интенциональность - основное свойство сознания, сознание всегда имеет свой предмет рефлексивно. Тут никуда не денешься.

Тем более нельзя отвергать интенциональность как фундаментальное и универсальное свойство сознания на том основании, что есть неинтенциональные переживания, например настроения. Ну и что? Сначала надо доказать, что настроения являются элементом сознательной жизни и лишь потом упрекать Гуссерля в противоречиях.

И если преуспеть в этом неблагодарном начинании, то следующим делом нужно очевидным образом показать неинтенциональность настроения. Для меня она не так очевидна. Даже наоборот, очевидна интенциональная направленность любого настроения на определенный образ действия. Человек в приподнятом настроении интенционально направлен на совершение героических поступков, а хандрюшник направлен на бездействие.

Nick

С идеацией согласен, почти тождественность.
Далее
ЦитироватьФеноменологический опыт - это сфера когнитивной первоподлинности, а рефлексия факт вторичный.
, но Гуссерль по-видимо считает иначе, вот что у него написано "<Феноменологический опыт> - это, естественно, не что иное, как та рефлексия...", т.е. у него выходит, что есть некая особая "перводающая" рефлексия (это я по тексту читаю).
Теперь сложности с интенциальностью. Интенция может быть обнаружена только когда сознание направлено само на себя, и во всех таких акциях (апперцепции) всегда должна быть интенция поскольку в апперцепции сознание ВСЕГДА НАПРАВЛЕНО на себя. И тут возникает два законных вопроса: отражает ли апперцептивное сознание ВСЕ модусы сознания? не отражает ли оно только интенциональные модусы, в силу собственной природной интенциональности? Поскольку нам известно только апперцептивное, мы не можем ответить на 100%. Это то, что лежит в основе двух из пяти тезисов Шкуратова.

Поэтому мы вынуждены вернуться к "когнитивной первоподлинности" и выбрать одно из двух:
- либо сознание может быть не интенциональным,
- либо апперцепция (рефлексия) не "когнитивная первоподлинность", т.е. мы усматриваем интенциональность любого сознания "вне рефлексии", и Гуссерль не совсем корректно определил Феноменологический опыт.
нет религии выше истины

Nick

По указанным выше причинам возникает вопрос о том, находится ли вообще в сфере сознательного  "когнитивная первоподлинность". Либо мы должны постулировать некое "чистое сознание", немодулированое, дабы модус сознание не ограничивал возможность сущностного созерцания своей модуляцией, либо принять вышеуказанный постулат о том, сознание включено как часть в более объемлющую сферу психической жизни и оригинерный процесс принадлежит ей, но не принадлежит сфере сознания.
нет религии выше истины

Nick

P.S. и соответсвенно можно сделать вывод, о том, что в рамках психической жизни могут быть такие процессы, которые вообще не поддаются рефлексии, или какому-либо описанию (апперцепции), но тем не менее являются существенным содержанием психической жизни. Думаю, что сущностное созерцание вполне можно отнести к этому содержанию.
нет религии выше истины

Пламен

Переход к чистому сознанию якобы обеспечивается трансцендентально-феноменологической редукцией.

Zvuki

Цитата: "Nick"По указанным выше причинам возникает вопрос о том, находится ли вообще в сфере сознательного "когнитивная первоподлинность". Либо мы должны постулировать некое "чистое сознание", немодулированое, дабы модус сознание не ограничивал возможность сущностного созерцания своей модуляцией, либо принять вышеуказанный постулат о том, сознание включено как часть в более объемлющую сферу психической жизни и оригинерный процесс принадлежит ей, но не принадлежит сфере сознания.
По-моему, тут (в предлагаемом «постулате») можно усмотреть кантовский ноумен и одновременно глубоко спрятанную ЕУ. Какой бы пусть даже и ни был бы до-рефлективный опыт, однако ж как только мы его делаем предметом рассмотрения, то есть воообще хоть как-то начинаем о нём знать или даже хотя бы просто догадываться – так он сразу становится предметом рефлексии, предметом интенциональной дуги. Это я сужу на основании опыта (разумеется проинтерпретированного). Вывод: всякий якобы до-рефлективный опыт, до-интенциональный опыт – это уже конструированное понятие и, соответственно, определённая метафизическая картина мира (аналогично представлению, что мир есть движение электронов, фотон и прочих элементарных частиц и полей).

Nick

О чистоте чуть дальше в Докладах, но я пока хочу закончить мысль почему возможно говорить об особом роде рефлексии, чем, по моему мнению, и воспользовался Гуссерль.

Очевидно, что постулат о том, что в психической жизни возможно некое "сверхсознательное присутствие" (присутсвующее в психической жизни, но отсутствующее в сознательной), многим может показаться абстракцией хотя бы в силу того, что мы можем размышлять, и в данный момент делаем это, об сущностном созерцании, и даже в неком роде способствуем ему, т.е. вроде не выходим за рамки сознания. Но тут надо понимать, что такого рода рефлексия всё равно не может быть причинной, т.е. я не могу сказать "Хочу сущностно созерцать то-то и то-то" и действительно это созерцать. Вместо причинности сам Гуссерль вводит термин "мотивация" в ЛИ (или в классическом виде - условие).

И тут у меня возникает вопрос в свете тезиса о "внесознательой психической жизни": условием чего является особого рода рефлексия?
Было бы странно говорить, что феномен то проявляет себя, то не проявляет в зависимости от рефлексии, если мы говорим о феномене как о некой "материальной априорности" (по отношению к сознанию). Я бы здесь предположил, что особого рода рефлексия есть условие (мотивация) для дескриптивного проявления феномена, т.е. некого символического описания в апперцепции, откуда следует, что даже особого рода рефлексия не может быть оригинерным процессом, а может трактоваться только как дополнительный процесс позволяющий сигнализировать в рамках апперцепции об оригинерных процессах.

Таким образом, феноменологический опыт в рамках феноменологической психологии можно трактовать как два независимых(?) процесса:
- оригинерный, т.е. "созерцание феномена, как он есть", и
- рефлекторный особого рода, сигнализирующий сознанию в рамках апперцепции о наличии (или отсутстви) созерцания феномена.

Вопрос, зачем нам вообще нужна особого рода рефлексия, каков её смысл в феноменологическом опыте, пока оставлю без ответа и вернусь к чтению докладов.
нет религии выше истины

Nick

Цитироватьодновременно глубоко спрятанную ЕУ.
Но в такой же мере можно отнести к ЕУ и постановку, что нам невозможно вырваться за сферу апперцепции (и насколько я понимаю под дорефлетивным подразумевается именно доапперцетативное).
нет религии выше истины

Zvuki

Я сужу по собственному опыту. Раз я не могу выйти за сферу до-рефлексивности (до-апперцептивности), то я и исследую именно её, сферу рефлексивности. Могу так же исследовать и сферу вне-рефлексивности, но уже только в понятиях-конструктах. Такое отношение к познанию можно при желании назвать УЕ, но только это не та ЕУ, которую имел в виду Гуссерль.

Nick

Цитироватьисследовать и сферу вне-рефлексивности, но уже только в понятиях-конструктах.
В силу того, что перцепция (дорефлективное в понятиях Шкуратова) и апперцепция (рефлексивное в понятиях Шкуратова) это сознание, т.е. обладают общей природой интенциального, нет никаких проблем адекватного отражения перцепции в апперцепции. Когда же мы говорим о "сверхсознантельном", то полагаем невозможность адекватного отражения в апперцепции оного, и говорим в этом случае, что апперцепция только сигнализирует о присутствие в моей (Вашей) психической жизни некого сверсознательного; в этом случае важно отличать адекватное отражение перцепитивного (дорефлекторного) и сигнальное известие сверхсознательного в сфере апперцепции (рефлективном). Понимаете?

Приведу совсем условный пример:
В сфере апперцепции Вы осознаёте свой перцепитивный контакт с и познание сотового телефона, и адекватность отражения перцепитивной сферы (дорефлективного по Шкуратову) обосновывается тем, что Вы в рефлективном говорите "Хочу позвонить туда-то" в это полностью реализуется, нечто сферхсознательное, для примера необходимость, в сфере апперцепции представляет из себя только "сигнал", и это явственно видно из того, что Вы не можете запретить чему-то престать быть "необходимым" из сферы апперцепции.
ЦитироватьЯ сужу по собственному опыту. Раз я не могу выйти за сферу до-рефлексивности (до-апперцептивности),
Вы уже есть субъект который постоянно нахоитсь в дорефлективном, перцепция существенная часть Вашего опыта? причём адекватного. Что же касается не-выхода в сферу "сверх(вне)сознантельного", то к этому мы ещё вернёмся, когда обсудим следующий параграф.

4. Значение понятия чистоты.
ЦитироватьЗдесь, однако, возникает первый вопрос: как методически осуществить этот опыт, с тем, чтобы он как чистый опыт действительно открыл то, что можно усмотреть как относящееся к собственной сущности психического.

а) Чистота, о которой идет речь, прежде всего, как само собой разумеется, означает чистоту от всего психофизического.
Это мы не раз обсуждали.
Цитироватьb) С другой стороны, чистый опыт означает, конечно, и свободу от всех предрассудков, которые берут свое происхождение в иных сферах опыта и которым обычно отдается предпочтение по научным соображениям, они могут сделать нас слепыми к тому, что действительно предлагает феноменологическая рефлексия, действительно готовит прежде всего для чисто созерцательно развертывающегося знакомства, для экземплярной экспликации во всех измерениях имплицированных здесь чисто психических моментов.
C этим мы тоже вроде знакомились.
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Nick"Когда же мы говорим о "сверхсознантельном", то полагаем невозможность адекватного отражения в апперцепции оного, и говорим в этом случае, что апперцепция только сигнализирует о присутствие в моей (Вашей) психической жизни некого сверсознательного и в этом случае важно отличать адекватное отражение перцепитивного (дорефлекторного) и сигнальное известие сверхсознательного в сфере апперцепции (рефлективном). Понимаете?
Вроде Вы ведёте речь о том, что Кант называл априорными понятиями?

Цитироватьнечто сферхсознательное, для примера необходимость, в сфере апперцепции представляет из себя только "сигнал", и это явственно видно из того, что Вы не можете запретить чему-то престать быть "необходимым" из сферы апперцепции.
Ну да, необходимое, оно же априорное, по Канту усматривается в трансцендентальном анализе. Правда, не очень понял о каком «сигнале» идёт речь – это какой-то термин из ЛИ2?

ЦитироватьВы уже есть субъект который постоянно нахоитсь в дорефлективном, перцепция существенная часть Вашего опыта? причём адекватного.
Это да, но дорефлективное неотделимо от рефлективного (на практике), так ведь?


Nick

ЦитироватьВроде Вы ведёте речь о том, что Кант называл априорными понятиями?
Я с Кантом слабо знаком, может и так. Главное, что я хотел сказать, что в сфере апперцепции обнаруживается: адекватные перцепитивные данные, собственно суть апперцепции (я - субъект и его время) и сигнальная информация "сверхчувственного" или интуитивное, и важно их не путать, т.е. не пытаться свойства перцепитивного распространять на интуитвное, интуитивное не познаётся через перцепцию. В этом смысле и идёт речь в пункте б) о чистоте.
ЦитироватьПравда, не очень понял о каком «сигнале» идёт речь – это какой-то термин из ЛИ2?
Слово понравилось :) Вот есть зелёный сигнал сфетофора, который информирует вас о чём-то и МОТИВИРУЕТ к неким действиям, но не отражает априорные ("причинные") отношения на дороге.
ЦитироватьЭто да, но дорефлективное неотделимо от рефлективного (на практике), так ведь?
Не совсем понял. Большинство Вашей ежедневной деятельности происходит в сфере перцепции не поднимаясь в апперцепцию, хотя Вы и можете это сделать.

Из Докладов
ЦитироватьПредваряя следующее далее руководство к этому опыту, я могу сказать, что глубинный источник всех заблуждений возникает из первоначально кажущегося само собой разумеющимся уравнивания имманентной временности и объективно реальной временности.
Объективное время есть форма протяжения объективных реальностей, причем первично и в собственном смысле, форма протяжения, проходящая через реальный мир в качестве структурной подосновы физической приводы.
Душевные переживания, по отдельности и как связное целое, не имеют, таким образом, в себе и для себя никакой реальной единой формы сосуществования и последовательности, подобно реальной временно-пространственности (Zeitraumlichkeit). Сущностно принадлежащая им форма протекания, илитекучего бытия, в единстве потока сознания не есть действительная форма,параллельная этой временно-пространственности (Zeitraumlichkeit). Образ потока весьма коварен. Интенциональный анализ имманентной временности разрушает, собственно, этот образ, проясняя одновременно его подлинныйсмысл. Именно поэтому отпадает всякая подлинная, содержательная аналогия между анализом сознания и естественным, будь то физическим или химическим, или даже биологическим анализом, как и вообще аналогия междувидом бытия сознания и Я-сознания и, с другой стороны, ведом бытия природы. Естественно-логические понятия вещи и свойства, целого и части, связи и отдельной вещи, причины и действия и т.п. целиком укоренены в первичном реальном, реальном природы и, тем самым, в ее основном определении как res extensa. При переходе к психическому, становясь психо-логическими, они теряют основную суть их смысла и остается только пустая оболочка формально-логических понятий предмета, качества и тд.
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Nick"интуитивное не познаётся через перцепцию
Я правильно понимаю, что перцепция – это чувственное восприятие? А «интуитивное» здесь – это как раз априорные эйдосы-понятия?

ЦитироватьВот есть зелёный сигнал сфетофора, который информирует вас о чём-то и МОТИВИРУЕТ к неким действиям, но не отражает априорные ("причинные") отношения на дороге.
Мне по наивности кажется, что всякое «мотивирует» подразумевает отношение причинности. Ведь наверно оно (нечто) меня мотивирует не через раз, а каждый раз (иначе бы я не стал про него говорить что оно будто бы мотивирует меня)? А если каждый раз, то значит мы здесь мыслим необходимость и всеобщность, т.е. отношение причинности. По Канту, насколько я пока успел понять, причинность есть категория рассудка, свойственная ему априорно.

ЦитироватьБольшинство Вашей ежедневной деятельности происходит в сфере перцепции не поднимаясь в апперцепцию, хотя Вы и можете это сделать.
Я думал, что перцепция – это собственно восприятие, и даже собственно чистое восприятие (чувственное). А аппперцепция – это «узнавание» предмета, т.е. синтез (пассивный) перцепций. И в этом смысле любой опыт предполагает апперцепцию. Но кажется такое словоупотребление далеко от гуссерлевского?

 

Nick

ЦитироватьМне по наивности кажется, что всякое «мотивирует» подразумевает отношение причинности.
Давайте обговорим чуть более "простой" (в онтологическом смысле) уровень: Вы представляет разницу между причиной и условием?
ЦитироватьЯ думал, что перцепция – это собственно восприятие, и даже собственно чистое восприятие (чувственное). А апперцепция – это «узнавание» предмета, т.е. синтез (пассивный) перцепций.
Вообще, перцепция как чувственный акт восприятия "узнаёт" предмет, (и скорее только как различие от других, а не как "содержание).
А вот в апперцепции узнаётся, что я как субъект узнаю, что в перцепции Я УЗНАЮ предмет, и предметом может стать сама перцепция. Т.е. присутсвует акт узнавания, и акт узнавания этого акта узнавания.(Господа академики, надеюсь я ничего не напутал? Что-то я засомневался.)
В психологии под рефлексией обычно разумеют только апперцепцию (что естественно для психологии), а вот в философии очень часто под рефлексией понимают как перцепцию, так и апперцепцию, поэтому я так боюсь использовать термины до- и рефлективное (особенно, когда некоторые путают до- и редуцированное :()
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Nick"Вы представляет разницу между причиной и условием?
Я понимаю так, что условия – это как бы вспомогательные причины, без которых основная причина не сработает. Но вообще разница между условием и причиной вроде бы весьма условна, субъективна.

Но собственно моя мысль была в том, что если мы заговариваем об условиях или о мотивациях, то мы тем самым автоматически подразумеваем и причинно-следственные отношения. И обратилось на это моё внимание в связи с тем, что Гуссерль, если я правильно уловил, как бы открещивается от причинности, что-де он «по ту сторону» от неё.

Насчёт апперцепции – это по-моему вопрос исключительно словоупотребления, я не знаю в точности как Гуссерль его словоупотребляет, сейчас знакомлюсь как его словоупотребляет Кант.

 

Nick

ЦитироватьНо вообще разница между условием и причиной вроде бы весьма условна, субъективна.
Что-то похожее мы обсуждали в "Форме и Содержании" и "Случайности и Необходимости". Логико-формально можно сказать, что это необходимое и достаточное, т.е. наличие причины достаточно, а условие - необходимо.
Естественные науки (догматические в терминах Гуссерля) обычно имеют дело с объектами не имеющих шансов на выбор (они не приписывают объектам "души"), и действующие в рамках причинности. Но субъект (как имеющий психологическую жизнь) обитает в рамках условий, где у него есть "выбор из возможностей", при этом, и условия и выбор оказываются мотивированными, т.е. окрашенны мной как субъектом.
Цитироватьсейчас знакомлюсь как его словоупотребляет Кант.
Вроде Кант и есть первоткрыватель этого слова, по крайне мере его активный юзер, так что это правильный подход. 8)
нет религии выше истины

Nick

нет религии выше истины