Адвайта Шайва-тантра и культ Ваджрайогини

Автор Пламен, 23 января 2003, 20:27:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Культ Ваджрайогини сформировался под влиянием недвойственного шайвизма. Первые исследования в этой области, проведённые Сандерсоном (1993, 1994b, 1995, 2001b), показали, что высшие буддистские тантры поразительно полагаются на источники недвойственного шиваизма; полагаются настолько, что это сводится ни больше, ни меньше, чем к, как называет его Сандерсон, «религиозному плагиату» (1995).

По оценке Сандерсона (2001b), в основе текста традиции Чакрасамвары, Laghuśamvaratantra, «можно встретить длинные отрывки, размером около двух сотен строф, что составляет почти одну треть всего текста, взятые из шиваитских оригиналов». Эти отрывки, – поскольку эта часть шиваитского канона сама сохранилась лишь частично, – указывают на значительное заимствование.

Культы Шивы, которые оставили наиболее глубокий след на высших и наивысших буддистских тантрах, – это культы, принадлежащие к mantrapïţha, или «местопребыванию мантр», и vidyāpïţha, или «местопребывание видья», причем оба культа являются подразделениями внутри течения завета Шивы, известного как mantramarga, или «путь мантр» (Sanderson 1988: 668ff). Поклонение в mantrapïţha относилось к ипостаси Шивы, называемому бхайрава (ужасающий), гневной форме бога, обитающей в местах погребения, в союзе с одинаково ужасающим консортом, таким как Svacchandabhairava (или Aghora) и его консорт, Aghoreśvari. Элементы погребальных мест ещё более очевидны в Vidyapitha, где они относятся главным образом к эзотерическим культам, базирующимся на женской энергии (śaktih), таким, как культы Трика и Крама. Трика сосредоточен на трёх богинях – Пара, Апара и Парапара, у которых есть подчинённые консорты в форме бхайрав и свита из женских и мужских божеств. Культы Крама содержат проявления яростных форм богини Кали. В одной из наивысших форм недвойственного шайвизма поклонение богине осуществляется внутри мандалы из двенадцати идентичных Кали; богиня проявляется одна, без консорта, и, более того, попирает труп Бхайравы, или носит части его расчленённого тела в качестве украшений (там же, 674-75). Vidyapitha считает себя связанной, но более высокой, чем mantrapïţha , так же, как буддистские йогинитантры считают себя родственными, но высшими по сравнению с йогаттаратантрами. Именно из традиции Vidyapitha йогинитантры почерпнули больше всего.

Сандерсон указал на многие аспекты, которые буддистская тантра позаимствовала из шайвитской традиции (1988: 678-79; 1994b; 1995; 2001b), и, в заключение, подвёл итог своим исследованиям, приводя для иллюстрации несколько примеров. Во-первых, буддистская тантра заимствовала из шайвизма на уровне текстов. Одним из способов того, как это происходило, является заимствование названий шайвитских текстов, сопровождаемое небольшими изменениями или оставляя вовсе без изменений буддистский контекст. Например, буддистское название Yoginisamcaratantra указывает непосредственно на шайвитское название главы Yoginisamcara ( в посвященной Кали Jayadrathayamalatantra). Другое буддистское название, Sarvabuddhasamayogadakinijalasamvara, сформировано под сильным влиянием названий двух шайвитских текстов, Sarvavirasamayoga и Yoginijalaśamvara, в то время, как буддистская Hevajradakinijalasamvara опять-таки берёт начало в шайвитском названии Yoginijalaśamvara.

Не только шайвитская номенклатура, но и значительные части текста полностью заимствованы из шайвитских источников. Например, Сандерсон (там же, особенно в 2001b) показал, что коренной текст Cakrasamvara сформировался под непосредственным влиянием шайвитских источников в главе, обучающей тому, как определять и различать представителей различных семей; так Laghuśamvaratantra (глава 19) описывет характеристики класса йогинь, известных как «лама», черпая информацию непосредственно из шиваитского текста Siddhayoge&sacutevarimata, и, по этой же тематике, коренной текст (главы 15-17) заимствует непосредственно из третьей сатки (satka) Jayadrathayamalatantra ( раздел Yoginisamkara, Samayacaracestavidhana patala, vv. 116-48 ); он также включает в себя части из текстов Трика, такие как Nisisamcara и Tantrasadbhava. Так называемая разъяснительная тантра к коренному тексту, Abhidhanottaratantra (гл. 43), заимствовала непосредственно из Picumata-Brahmayamalatantra (гл. 85) правила (самайи), которые связывают посвященных; Samvarodayatantra (гл.15) также заимствует из Picumata (гл.4) классификацию чаш из черепов. Как и следует ожидать от такой глубокой зависимости от шайвитских текстов, помимо потрясающего количества параллельных строф, присутствует высокая степень наложения между стилистическими условностями и стереотипными выражениями, как, например, обычное вводное выражение: «Сейчас я объясню...» (athatah sampravaksyami...). В таких аспектах шайвитские тексты не только являются источниками конкретных материалов на различные темы, но и структурными моделями для новых буддистких сочинений. Этот фактор оказал влияние даже на самый уникальный элемент любой тантрической практики, мантру, которая не только может быть записана в соответствии с общепринятым шайвитским стилем сохранения мантры неизменной, но и сама относится к стилю шайвитской видьяпита (там же, 2001b: n. 52). Яркий пример использования и адаптации шайвитской мантры можно найти в обсуждаемой ниже Guhyavajravilasinisadhana (GSS10).

Во-вторых, буддистские тантры переняли гневные и эротические ориентации у шайвитских практик. Ужасающий, обитающий на месте погребения, персонаж высших буддистских тантр уходит корнями в шайвитскую мифологию. В соответствии с мифом (по-разному описанным в Пуранах), исходная традиция соблюдения ритуала ношения черепа (kapalavratam), или «великого ритуала» (mahavratam) была результатом столкновения между Брахмой и ведической формой Шивы, Рудрой. Когда Рудра положил конец столкновению, обезглавив Брахму, он стал перед фактом, что совершил ужасающее преступление убийства брахмана (brahmahatya). Он затем вынужден пройти через период крайне суровой аскезы, когда он живёт в изгнании, обитает на местах погребения (местах крайней нечистоты), посыпает себя пеплом умерших, и просит подаяния, используя чашу, сделанную из человеческого черепа. Ортодоксальная Дхармашастра (как это отражено в мифе) утверждает, что убийцы брахманов могут искупить свой проступок только проведя двенадцать лет в изгнании, поселившись в местах кремации, и просить подаяния пищи, нося с собой чашу из черепа (kapalam) и посох с черепами (khatvangah). Ману, например, утверждает, что «Убивший священника должен построить хижину в лесу и жить там двенадцать лет, чтобы очиститься, питаясь едой, которую он получил, прося подаяние, и используя череп трупа как флаг» (11.73, пер. Doniger 1991). Мифический пример послушничества Рудры стал непосредственным источником вдохновения для ранних аскетических культов в шайвитском течении atimarga («внешний путь»), таких как Пашупата (датируемых началом второго столетия) и, в особенности, их более радикальным ответвлением, Лакула (Lakula) (Sanderson, 1988: 664-66). Аскеты Лакула переняли внешний облик и поведение Рудры как часть последовательных серий практик, направленных на полное погружение в бога. Соблюдение ритуала ношения черепа также был принят у аскетов шайвитского течения мантрамарга, которые отошли от цели освобождения атимарги, вместо этого избрав своей целью приобретение сверхъестественных способностей (bhoga). Они носили украшения из кости и посох с черепами ритуала капалика, но в качестве примера для подражания использовали ужасающую ипостась Шивы, которой они совершали подношения из нечистых веществ, таких, как алкоголь, кровь и интимные жидкости, полученные при совокуплении с консортом в ритуальных оргиях (там же, 667-71).

Буддисты, посвященные в эзотерические культы йогинитантр также выполняли ритуал ношения черепа, известный как «обет исполнения ритуала героев» (viracaryavrata), или исполнение ваджрного (иными словами, «Ваджраянист») ритуала ношения черепа (vajrakapalikacaryavratam). Как и в шайвитской традиции, это было основано на внутреннем отождествлении практикующего с его избранным божеством и подразумевало поклонение богу с помощью нечистых субстанций. В приведённом в Абхайякарагупта (Abhayakaragupta) описании «ваджрного ритуала ношения черепа» (Sanderson, 1994b: 91, 98 n.2) практикующий мужского пола носит атрибуты буддистского божества Чакрасамвары. Он украшает себя гирляндой из черепов, тигровой шкурой, покрывающей нижнюю часть тела, брахманским шнурком, сделанным из жил или человеческого волоса, головным убором, гирляндой, ваджрой, ручными браслетами, браслетами на щиколотках и колокольчиками, и визуализирует своего консорта как Ваджраварахи. Хотя соблюдение буддистского ритуала, как и его шайвитского аналога, так же обещает сверхъестественные достижения (сиддхи), конечной целью является просветление.

Еще одна особенность культа Ваджрайогини, уходящая своим истоком в недвойственные шайвитские концепции, – это акцент на женских божествах. В шайвитской традиции видьяпита в центре культов мест кремации находятся семьи «матерей»: классы необузданных йогини, которые пьют кровь, носят украшения из черепов и соблазняются нечистыми подношениями телесных и интимных выделений (Sanderson, 1988: 670ff). В таком контексте главные богини Трика занимают более высокое положение, чем их консорты мужского пола, становясь основными божествами мандалы, в то время как эзотерические формы Кали полностью высвобождаются из объятий своих консортов. Демонстрируя своё превосходство, Кали подчиняет своего бывшего консорта, попирая его ногами. Мы увидим, как Ваджрайогини и Ваджраварахи таким же образом и с таким же иконографическим символизмом возвышаются над мужскими формами в буддистской традиции. Однако, в высших буддистских тантрах иконографические заимствования принимают неожиданную форму, так как это не божества устаревших буддистских систем, которых попирают, а сам бог Шива. Таким образом, в то время как мотив подчинения является еще одним примером буддистской зависимости от шайвитских стандартов, он, в то же время, ярко выражает буддистское превосходство над этими стандартами.

Практика нарушения условностей (vamacara)

Как и в эзотерических шайвитских системах, капалика (kapalika) и сексуальные практики в буддистских тантрах основаны на метафизике недвойственности. Её назначение – противостоять обыденному, традиционному дуализму ума, который естественно воспринимает аспекты мира как либо «чистые», либо «нечистые». Разрушая эти инстинктивные реакции, практики капалика подрывают самую основу непросветлённых дуалистичных тенденций ума, нанося удар неотъемлемой дихотомии субъекта и объекта, и заставляя сделать прорыв к переживанию недвойственной реальности. В обеих недвойственных системах в их основе лежит метод «практики нарушения условностей» или «поведение левого [направления]» (vamacara).

«Левое» (вама) в вамачаре обозначает левую руку, которая в индийском обществе предназначена для нечистых телесных функций и обозначает нечистое. Ритуалы высших тантр, однако, подчеркнуто предписывают использование левой руки. Это порождает мощное противоречие культурных норм, которые полагаются на использование правой руки для сохранения чистоты. Использование левой руки, особенно в ритуальном контексте, с ортодоксальной точки зрения было ничем иным, как социально-религиозным иконоборством. Ввиду того, что ортодоксальное брахманическое общество опиралось на строжайшее сохранение чистоты, практики, преступающие общепринятые правила, ставили перед собой цель где только возможно подорвать освященные различия между чистым и нечистым, нарушали наиболее глубоко укоренёнными в сознании табу, и наслаждались контактом с источниками величайшей нечистоты. Таким образом, выбрав для совершения ритуалов места кремации, и используя украшения из человеческой кости, методы капалика создают для практикующего условия для контакта с величайшим источником нечистоты - смертью. Многие ритуалы высшей тантры также включают использование нечистых субстанций, таких, как алкоголь и телесные жидкости, используемые для питья или омовения.

Низвергнуты также и сексуальные регулирующие приyципы, традиционно играющие жизненно важную роль в сохранении классовой и кастовой структур. Тексты, предписывающие сексуальные йогические практики, часто рекомендуют использование консорта из наиболее запрещённых групп, таких, как близкие родственники, или неприкасаемые и нечистые классы – факт, отраженный в именах богинь-консортов, таких, как Саундини (Saundini), женщина из касты виноторговцев. Идеальный консорт должен вызывать эротическое возбуждение. Абхайякарагупта (Abhayakaragupta) утверждает, что, по возможности, консорт должна быть не только молодой и красивой, но и посвященной (samаyini; букв. «держательница обета»). Сандерсон (1995) привёл объяснение различий между двумя тантрическими традициями, утверждая, что «Если имеет место существенное различие между иконографиями соперничающих систем, оно состоит в том, что буддистская традиция более эротична, чем шайвитская... Вобрав в себя образ Шайвизма, буддисты преумножили его.» Разрушение условностей находится в центре практик и иконографии Ваджрайогини. Её следует визуализировать внутри места кремации, одетой только в украшения из кости, и не только исполненной сексуальной страсти, но «истекающей» кровью, – вызывающее сочетание, учитывая традиционные предписания, строго разделяющие совокупление и менструацию.

В контексте буддистской монашеской сангхи, предписания для сексуальных практик были (если это вообще возможно) еще более радикальными в том смысле, что они требовали намеренного, но в то же время законного, поворота вспять монашеского кода целомудрия. В таком аспекте, разрушение условностей не только ниспровергает глубоко внедрившиеся культурные нормы, оно намеренно бросает вызов фундаментальным доктринам и этическим ограничениям буддизма. Вместо того, чтобы искоренять «яды» - клеши (klesa) похоти (ragah) и гнева (dvesah), как это делает традиционный буддизм, йогин должен использовать свои страсти как средства искоренения всех осквернений. Высшая тантра объясняет такой тип практики как действие посредством «гомеопатического средства» (перевод термина viparitausadhikalpanat Snellgrove). Она использует ту же аналогию, что и исцеление отравления еще одной дозой яда, избытка газов - бобами, ожогов - жаром, и так далее. Таким же образом, говорят, что яд страсти исцеляется страстью. Фактически, «Те же грехи, за которые [обычные] существа отправляются в низшие миры, позволяют йогину быстро достичь успеха».

Первый труд в Guhyasamayasadhanamala заканчивается типичными тантрическими строфами, восхваляющими вамачару. Эти строфы начинаются с обыгрывания слов vāma (левое) и vāmā (женщина); затем они описывают, как следует разрушить общественно-религиозные нормы, управляющие религиозными ритуалами, и комменсализм, а также отбросить инстинктивные представления о нечистоте. Отрывок заканчивается напоминанием о том, что «исцеление», достигнутое путём вамачары, функционирует на метафизическом плане посредством принципа недвойственности:

(строфа 4) Вся вселенная, три мира, включая одушевлённые и неодушевлённые существа, произошли из левого (vāma-) (или: произошли от женщины (vāmā-). Йогин, чья дисциплина всегда направлена на разрушение устоев, должен начинать идти с левой ноги, должен совершать подношения левой рукой,

(строфа 5) ублажать божеств и принимать пищу левой рукой. Пять классов [именно, четыре класса и «неприкасаемые»] следует воспринимать как один.

(строфа 6) Необходимо отбросить [представления о том], что «следует есть» и «не следует есть» [по отношению к твердых субстанций], и о том, что «следует пить» [или «не следует пить» по отношению к жидкостям], [и все] ограничения и стыд. Йогин свободен от всех концептуализаций, и отбросил все дуальности, ибо он должен жить как лев с «собранием множества йогинь» (yoginījālasamvaraih).





--------------------------------------------------------------------------------
Библиография

Sanderson, Alexis. 1988. "Śaivism and the Tantric Traditions". In The World's Religions, ed. by Peter Clarke and Stewart R. Sutherland. London: Routeldge.

Sanderson, Alexis. 1993. "The Dependence of the Herukatantras on the Śaiva Tantras of the Vidyapitha." Lecture Series in Trinity Term, All Souls College, University of Oxford. (Unpublished).

Sanderson, Alexis. 1994b. "Vajrayana: Origin and Function." In Buddhism into the Year 2000: International Conference Proceedings. Bangkok and Los Angeles: Dhammakaya Foundation.

Sanderson, Alexis. 1995. "Pious Plagiarism: Evidence of the Depandence of the Buddhis Yoginitantras on Śaiva Scriptural Sources." Lecture given in Leiden, April 11 (Unpublished).

Sanderson, Alexis. 2001b. "History Through Textual Criticism in the Study of Śaivism, the Pancaratra and the Buddhist Yoginitantras." In Les Sources et le Temps.

* * *
Из книги Элизабет Инглиш "Ваджрайогини. Визуализации, ритуалы и формы."
Перевод с английского: Надя Добрая
http://surajamrita.com/compAnalysis/ca_home.html

Bodhichen

Да уж, Сандерсон отнюдь не оригинален в своих аргументах касательно буддийских тантр. Сначала сутрическому буддизму приписывали протест брахманизму, а теперь и тантрическому приписывают всё тот же самый протест :lol: Наверное Сандерсон полагает, что типичные, и избитые временем аргументы самые действенные.

Вообще, для того чтобы утверждать нечто вроде «можно встретить длинные отрывки, размером около двух сотен строф, что составляет почти одну треть всего текста, взятые из шиваитских оригиналов», необходимо было бы привести датировку этих самых оригиналов, наряду с датировкой буддийских тантр. Например Чакрасамвару датируют 7 в. н.э. Хеваджру 5 в. н.э. Поэтому о каком заимствовании из  "шайвиский канонических текстах" можно говорить, если первые работы и наставления по недвойственной шайвиской философии появились не ранее 7-9 веков? Конечно же культурная среда оказала влияние и на буддизм, однако все эти заявления о "релизиозном плагиате" также смехотворны, как и отождествление воззрений этих традиций.

Bhairavananda

Меня всегда удивляют заявления о том, что недвойственная шайва-шактистская тантра появилась позже буддийской. 8O  Корни ш-ш тантры уходят в палеолит, это одна из самых архаичных на земле традиций, восходящих к культу Великой Матери! Я не думаю, что буддисты совершили плагиат. По-моему ясно, что подлинные тантрики свободно обменивались откровениями, идеями и медитативными практиками. Это сектанты и религиозники молятся на свои "буддизм"  и "индуизм", воюя друг с другом. :)

Bodhichen

// Меня всегда удивляют заявления о том, что недвойственная шайва-шактистская тантра появилась позже буддийской. Корни ш-ш тантры уходят в палеолит, это одна из самых архаичных на земле традиций, //

Корни то уходят в палеолит, но эти корни скорее питали ростки ведических писаний брахманизма, нежели непосредственно связаны с недвойственным воззрением шайва-шактизма. Потому как это недвойственное воззрение, появилось и вообще оформилось как воззрение значительно позже, например в работах Шанкарачарьи (9 век)  и Рамануджи (11 век). Соответственно и наставления по практикам, отвечающие данному воззрению, возникали именно в этот период. Однако же самая ранняя, из упоминаемых здесь буддийских тантр - Гухьясамаджа, датируется 1-2 в н.э. Поэтому никакого "заимствования", которое могло бы произойти из неких "шиваитских оригиналов" в принципе быть не могло, так как и писаний, или некоего оформленного "канона" у шайвов тогда просто небыло. Эти тексты появляются значительно позже.

// Это сектанты и религиозники молятся на свои "буддизм" и "индуизм", //

Я не знаю кто на кого молится, но в буддизме, и я знаю что у шайвов тоже, есть такая вещькак гуру-йога. Еще у буддистов есть такая вещь, как непрерывная линия передачи знания от учителя как ученику. Уместно ли тут вообще говорить о целесообразности "смешивания"?

Пламен

Своя традиция всегда древнее. Но утверждать, что адвайтизм возник только с Шанкарой, это более чем смешно. Как будто Уддалака Аруни никогда не говорил своему сыну Шветакету: "Экам адваям был этот Сат в самом начале", а в Ригведе никакого Космогонического гимна и помине не было: "В начале было Одно... и оно подумало: хочу быть много".

Bodhichen

Всё это замечательно Пламен, но это скорее относится к ведам, чем к тантрам адвайты. В 1 в. н.э. безусловно были  веды, но откуда взяться "каноническим писаниям адвайты" у аскетов Агхоры, или Капали, у которых вси писания это череп для подаяний да курительная трубка с бхангом. :lol:

ADept

Bhairavananda> верно, товарисЧ ;)
---
я не знаю, зачем Вы спорите, ибо у всего Корень Один ..а ветви могут простираться в разные как бы стороны, но не Суть, так сказать ;)
--
Bodhichen> к слову, несчет Адвайты.. хех ) не буду специально ничего говорить, лишь поправлю, что Шри Шанкарачарья был лишь комментатором, впрочем как и все последующие.. - это первое. Второе - Веданта взята явно НЕ от фонаря, как Вы можете представлять, и исходит "она" из самих Вед, как школа, наиболее глубоко отражающая Суть Одной Веды (до распада на 4).. а это, смею заметить, было задолго, очень задолго до возникновения слова "Буддизм" (Buddism), но.. как я уже писал, возможно кто-то из "последователей" перепутал с "Buddhism"  - что есть "Мудрость" - Суть, в последствии, в истинном значении было признанно Внутренним Кругом знанием Эзотерическим из-за массового (осюда многими непонимаемый труд "Эзотерический Буддизм")возникновения "Учителей" ЭКЗОтерических учений ) как говориться, Небо и Земля ;)
---
эх.. народ, я просто Вас не понимаю, зачем спорить красное или белое ?! - если это стороны..одного и того же..(
atyat nasti paro Dharmah..

admin

Адепт, спасибо, что напомнили об эзотерическом буддизме. Смотрите отрывки из статьи Макса Мюллера на Круглом столе.

Пламен

Проф. Торчинов считает, что все утверждения Бодхичена высосаны из пальцев, что именно и означает эвфемизм "не соответствуют действительности".

http://www.webboard.ru/mes.php?id=5591299&fs=0&ord=0&lst=&board=1715

Bodhichen

Проф. Торичнов, рискнув обобщить, обосновал только позицию "протеста брахманизму", с которой соглашался даже  Ф.Энгельс :lol: и связь "аборигенов индостана" с тантризмом, хотя образ Шива-рудрЫ мы находим и в ведах. Однако вопрос о датировках остался открытым, и как выяснилось из диссертации по ш-ш тантре, канонические писания шиваитов начала возникать в то время, когда уже в полной мере существовали буддийские тантры уровня Маха-йоги и первые Анутара-тантры. Так что в конечном итоге отcасывал (из пальца) именно Сандерсон.:D

Пламен

Бодхичен, меня волнует вот такой очень простой вопрос, который м.б. не имеет отношения к датировке и всему этому треду, но наверное к "прагиаризмам", о которых Сандерсон вещает на всех ученых конференциях, имеет прямое отношение.

Если буддийская тантра не плагиат с шиваитской, то зачем б.т.-кам понадобились эти индуистские в своем множестве божества во времена, когда культ Будды, т.е. обожение Будды, превращения его в божество, только-что начался.

И второй вопрос. Зачем атеистической религии вдруг понадобились боги? Может этот процесс развился под давлением принятия индуистских божеств в буд. тантре?

Bhairavananda

Вкратце обьясню воззрение на буддизм и индуизм трикасакмарасья каулы и других кашмирских направлений.
Учение недвойственных тантра Бхайравы идет от Адибхайравы. Проточеловеческим и человеческим существам его передал Сваччхандабхайрава. Через большой период времени, когда многие проточеловеческие учителя ушли из нашего плана бытия и на земле, в основном, остались люди, учение обновил манивестировавшийся Шрикантхабхайрава, передавший его риши Дурвасе (Дурвасасу). Учение же самой трикасамарасья каулы передали людям Махакалабхайрава и Махакалабхайрави, манифестировавшись как Кауласиддхешвара и Кауласиддхешвари.
Это "легендарная история". Теперь то, как у нас обясняют датировку буддийских и индуистских текстов. В древнейшие времена человек не выделял себя из природы, из всего мироздания потому не было нужды в логической философии. Мышление у людей было не логическим а образным и символическим. Понятия "бог" тоже как такового не было, ибо когда бог везде и повсюду, и внутри и вовне, то его как-то трудно выделить, как нечто отдельное от себя и всего. Позже люди вышли из леса, стали заниматься скотоводством и земледелием. Жизнь в поселках стала более искуственной и лес, бывший родиной, начал отчуждаться. В это время появляются зачатки философии, типа ведийской, дравидийской. Методики тантры и магии становятся более детально разработанными и изощренными. Однако письменности еще нет и тантрическое учение передается устно - от учителя к ученику. Позже наступает время городских цивилизаций, двойственность в умах людей усиливается, так как город - это уже вполне выделившаяся из природы структура. Между старыми способами обьяснения устройства мира, обьяснения учения и между изменившимся мышлением человека возникают проблемы. Большие массы людей утрачивают понимание истины, ведь носители древних традиций  консервативно хранят древнюю форму а она уже устарела. Начинается эпоха "загнивания", учение для многих становится мертвым, жрецы слепо исполняют ритуалы и т.д. Чтобы помочь людям приходит Будда. Учение Будды имеет развитые логическую философию и метафизику. Буддизм принципиально ориентирован на более новый тип мышления и обьянсяет многие вещи не образами, символами а цепочками умозаключений и логических выводов. Постепенно, а затем и лавинообразно, начинается массовый отток людей в буддизм. Возрождается мистическое знание, истинное учение о нашей природе и мощных методах самореализации. Между тем сохранившиеся "индуистские" истинные мастера по прежнему продолжают свою линию передачи, не имея много последователей.
Однако с буддизмом за века начинает происходить то, что когда-то случилось с индуизмом. Живое учение во многом меняется на билеберду словесной паутины, зажравшиеся монахи-бонзы принимают золотые дары и обедаются роскошной пищей. Тантрические учения ваджраяны, использующие секс и психоделики обьявляются вне закона и так далее. Теперь очередь индуизма помочь буддизму.
Индуистские мастера осознали важность для новых людей логических разьяснений и детальной стройной метафизики. Они создали Трику и Адвайтаведанту. Это привело к тому, что они смогли более мощно полемизировать с буддистами и более успешно обьяснять суть учения людям. Начался отток людей из буддизма с его абстракциями и не сильной связью с природой земли в шайва-шактизм и другие недуальные индуистские направления, не только обретшие буддийские полезные "примочки", но и сохранившие древнюю силу и арсенал символов и методов, опору на проявления изначального в виде сил природы-матушки и использования их в деле самореализации.
Так что не стоит говорить что тантра это буддийское явление и что наличие книжек доказывает это. Не стоит забывать об огромном периоде времени, когда учение передавалось устно и в книжках большой нужды не было. :)

ADept

atyat nasti paro Dharmah..

Bodhichen

// Теперь очередь индуизма помочь буддизму //

Конечено спасибо, но мы как-нибудь сами :)

Bodhichen

// Если буддийская тантра не плагиат с шиваитской, то зачем б.т.-кам понадобились эти индуистские в своем множестве божества //

Затем же, зачем тибетским буддистам понадобились тибетские в своём множестве божества :D Буддизм отличается от всех остальных учений тем, что способен интегрировать любые верования как упаю, не потеряв при этом сути-джняны.

// во времена, когда культ Будды, т.е. обожение Будды, превращения его в божество, только-что начался. //

Ну гуру-йога обязательна и для тантры :)

//  Зачем атеистической религии вдруг понадобились боги? //

Ну если вы называете чистые видения Самбхогакая "богами", то затем понадобились, что это проявление естественной ясности, используемое как средство созерцания пустоты. :D

Bhairavananda

Я вообще убежденный сторонник признания равенства буддизма и недуального шайвизма и шактизма. Не все ли равно, кто формально был раньше? Оба учения вышли из Изначальной Реальности. Ни для кого не секрет, что и индуисты и буддисты считают одних и тех же людей своими махасиддхами, кто "днем практиковал тантру Шивы и Шакти а ночью - тантру буддистских божеств." :)  Да и мантры таких божеств как Экаджати, Тара, Варахи и т.д. - совершенно индентичны. Меня несколько раздражают заявления и той и другой стороны о своем превосходстве и ничтожестве соседа. Как-то не по-тантрийски звучит... :evil:

Пламен

А меня раздражает, когда абсурд превращаeтся в интеллектуальное клише.

* * *
PS. BhA, Вы не можете дать другой мейл в Вашем акаунте? Этот не работатет с нашей системой.

Bodhichen


Bodhichen

А что касается Изначальной Реальности, то у шайвов нет ни праджняпарамиты, без которой практика например гневных йидамов приводит к перерождению канибалом или злобным духом, равно как других парамит. У шайвов нет представления ни о бодхичитте, ни о махакаруне.
Поэтому, уважаемый Бхайравананда, совершенно бессмысленно и безосновательно говорить о тождественности воззрений, и тем более Плода этих двух систем.

А тот факт, что махасиддхи практиковали шакти садханы, говорит только о мудрости применения относительных упай, для блага всех живых существ, которые сами по-себе, без буддийского воззрения, просто подобны "кундалинческому атлетизму".
Да и вообще, Шива Махешвар, это наш ньингмапинский дхармапала Лха Ченпо :D

Пламен

А Вы напишите опровержение в те журналы, где Сандерсон опубликовал свои наглые домыслы.