Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

На тему четырёх истин

Автор Nick, 02 марта 2003, 01:51:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

КИ

Страдание результат неведения о своей природе. Из концепций о ней наиболее интересны татхагатагарбская и адвайтисткая.

например: Я придумал этот мир, создал его законы и правила, нарисовал персонажей, а теперь играю, считая себя одним из них.

И это все они, те самые четыре. Только форма изложения упрощенная.

Гланвая проблема - о самой природе мышления и его связм (познания) с истинной реальностью. Само собой, познание реальности - своей природы - есть обретение освобождения.

КИ

Под мышлением, само собой, я имею в виду любую сознательность. Даже ту, что при паcсивном созерцании.

Пламен

Было бы хорошо, если можно было освободиться ничего не познавая, а то чего-то неохота продолжать с этим утомительным занятием. Да и у памяти ограниченный объем - одну вещь узнал, а две другие забыл.

КИ

Так это от конструирующе-викальпного познания усталость. Это и есть самая главная дукха. Любая игра надоедает в конце концов.

Nick

ЦитироватьВопрос здесь не в поисках Абсолюта (все Абсолюты - построения ума и обычное бегство от проблем), а в принятии своих желаний как естественных, как то, что есть.
Действительно, абсолют для рассудка является надеждой на собственное "простветление", но для разума Абсолют такая же реальность, как и иллюзорность неведения, и поэтому он безразличен как к первому, так и ко второму.
ЦитироватьК знаниям, безусловно, нельзя привязываться, но сами привязанности чаще всего преодолеваются путем знания.
Совершенно верно, то, что имеет природу желания и находится в плоскости эмоций разрушается (просветляется) мышлением продуктом которого и является знание, и именно в плоскости эмоций благородные истины являются безотказным инструментом. Но они перестают работать, когда мышление достигает определённого уровня. Это происходит потому, что мышление способно создать мир субъективного (отделённого от остального), но иллюзорного блаженства. Это вид наркомании, когда мышление через мозг вырабатывает ощущение полной эфории наподопие наркотической. Очень забавная ловушка для преодолевающих страдание и находится строго в рамках четырёх истин. И эту ловушку никаким знанием не перепрыгнуть. Это состояние радости, уже не удовольствия, но ещё и не блаженства. Возмём для примера фразу:
ЦитироватьИными словами, стереть границу между "я" и желанием, сжиться, слиться с ним и жить с ним, не делая о нем суждений.
Утвердившись в этой концепции как истинном знании, казалось бы, мы действительно избавляемся от попыток беспокойного ума найти (в суждениях) и захватить истину, и можем спокойно пребывать в беспричинной радости неищущего ума. Произошла типичная подмена понятий (острое перепутано с горячим), собираясь освободить рассудок от привязанностей к собственным концепциям (от метафизичности), чтобы сделать его "свободным разумом",  можно запросто остаться в плену концепции "механизма радости".
Технически это происходит потому, что ум не способен котролировать всё чувственную сферу человеку, а только, ту её часть которая отвечает за эмоции. Не может быть свободным разум который только неподвижен, как и пребывающий только в движении, и если он "останавливается" на идеи отрицании суждений и выдаёт только это суждение, то он снова застревает на "эйфории рассудочности".
Поэтому, правильное знание это побочный, но необходимый продукт свободно движущегося разума (как волны от движения корабля), на котором нет смысла особо заострять внимание - оно получается само собой. :)  8O
Собственно, хотел сказать только, что, прямая действенность благородных истин ограничена эмоциям, а в мышлении они почти бесполезны. (см. "алмазный меч" и Нагарджуну :oops:  8) )
нет религии выше истины

Пламен

ЦитироватьОчень забавная ловушка для преодолевающих страдание и находится строго в рамках четырёх истин. И эту ловушку никаким знанием не перепрыгнуть. Это состояние радости, уже не удовольствия, но ещё и не блаженства.
И тем не менее, это состояние обозначается при помощи слова ананда. Если верить Даша-бхуми-шастре, десять состояний бодхисаттвы заканчиваются состоянием просветленности и знания, отмечаемым как Облако Дхармы. Оно наполняет несуществующую душу радостью-уже-не-удовольствием-но-еще-не-блаженством.

Мне бы хотелось удостовериться, что хоть один буддийский философ или практик определяет эту десятую ступень пути бодхисаттвы как страдание, т.е. не только как джнеям (достойное познанию), но и как хеям (достойное отвержению). Правда, буддийские философы часто говорят "ити джнеям" (это надобно знать), когда излагают благородные истины, но кто из них сказал "ити хеям" по отношению к безмерной радости, охватившей попавшего в Облако Дхармы самадхина?!

Беспричинная радость неищущего ума возможна только потому, что нечего больше искать - все познато и обрадовано. Даун тоже находится в состоянии беспричинной радости, но никто не называет дауна просветленным буддой.

Nick

Цитироватьнечего больше искать - все познато и обрадовано
А что значит ВСЁ? Вот уважаемый коллега Козьма выдвинул тезис - Нельзя объять необъятное, и я скорее соглашусь с ним, чем начну занова изучать линейную алгебру, о которой порядком подзабыл. Что такое "правильное знание" в идийской традиции, которому индусы поклоняются, как иудеи скрижалям? Знание это цель, топливо, инструмент или суть ума?
нет религии выше истины

Nick

нет религии выше истины

Nick

нет религии выше истины

Nick

нет религии выше истины

Пламен

Облако Дхармы - это ВСЕ, что можно знать о дхармах, т.е. о качествах (гунах) всех возможных вещей, это такое состояние ума, в котором истина бьет ключом и переливает через край (ритамбхара). Неоплатоники определили бы это состояние как "плерома" (полноту бытия). Это и есть прама (правильное знание), постигнутое при помощи правильных средств познания (прамана) и на правильных объектах познания (прамея). То, что переливает истинами, есть трансцендентальная мудрость самадхина (самадхи-праджня). Когда она вызывает радость и блаженство (ананда), тогда этот тип медитации называется сананда-самадхи, который подлежит удалению (ити хеям) при помощи более высокого уровня медитации - нирананда-самадхи.

Nick

Химия Радости и Страдания - "Евангелия от мозга" (В. Леви)
Цитировать...Больше всего райских точек в области гипоталамуса (подбугорья) - у основания мозга. Это главные подкорковые мотивационные центры, узлы управления основными инстинктами... Здесь же, в самой глубине мозга, под самым что ни на есть Раем маленьким клинышком сидит самый что ни на есть Ад.
    Преисподняя в семь раз меньше Рая, однако Ад мал, да удал. Стоит туда разок тюкнуть током, как подопытная крыса взвивается и всем своим видом и поведением кричит, орет, вопиет: "Не надо!"
    Ручная обезьяна после часовой стимуляции Ада делается больной на несколько суток, дичает, отказывается от еды, угрюмо и апатично сидит в клетке. Картина глубокой депрессии. Единственный способ привести животное в норму - включить Рай через другой электрод... В других сериях опытов электроды уступили место микроканюлям - тончайшим трубочкам, через которые в намеченные точки мозга вводятся разные вещества. С помощью педалей обратной связи животные могли это делать себе сами...
    Всего охотнее в мозги заливается большое семейство веществ - так называемые ЭНДОРФИНЫ - внутренние наркотики, вырабатываемые самим телом и мозгом, природные дарители радости. Но они коварны, эти дарители!..
    У каждого эндорфина есть химико-физиологический антагонист - АНТОРФИН - вещество страдания. У подопытных животных анторфины вызывают беспокойство, страх, панику или агрессивное поведение до исступленной бешеной ярости... Или - подавленность, очень похожую на глубокую депрессию. При увеличении доз - ступор, оцепенение, а дальше - быстрое разрушение организма и смерть... Передозировка страдания ядовита, понятно, но и передозировка радости тоже! - Райские эндорфины очень легко, всего лишь маленькой атомно-молекулярной перестановкой превращаются в адские анторфины, и это с неотвратимостью происходит само собой, когда мозг получает награду чисто химическим путем - незаработанно, на халяву...
    Вот она, подоплека похмелий и ломок разных масштабов и уровней. Подоплека депрессий, наверное, - тоже...
нет религии выше истины

Xia_Ren

На сколько я понимаю, сверхцелью индийской философии и йоги является обретение непрекращающегося непрерывающегося удовольствия. Фармакологические средства (по крайне мере на данном этапе научно-технического прогресса) этой задачи, как видно из вышецитированной статьи, не решают.

А метафизические вопросы об Истине – они, на сколько я понимаю, являются второстепенными. То есть Истина важна лишь в той степени, в какой её обретение важно для достижения данной сверхцели.
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

КИ

...После обретения опыта внимательности будущий Будда приступил к прохождению дхьян - ступеней медитативного сосредоточения. В ходе медитации Бодхисаттва оставил позади чувственные желания, радость и счастье, несчастья и беды. ...

( Dvedhaavitakkasutta )

Nick

Вкололи бы такому бы медитирующему 5 мг ЛСД и понаблюдали бы что такое нирвана.
нет религии выше истины

КИ

Так ведь все сугубо добровольно. Одни медитируют, другие колются, а третьи злобствуют.

yoshkinkot

Цитата: "Nick"Вкололи бы такому бы медитирующему 5 мг ЛСД и понаблюдали бы что такое нирвана.

Ха-ха-ха!  :lol:  Пять баллов! :)

(А четвёртые смеются. :) )
ельзя понять непонятное.

Fritz

ЦитироватьНо кто же этот таинственный страдающий? уж не самосущий субъект ли?

Тоже, кто и пленяется - тот и освобождается. Лучше всего сначала правильно поставить вопрос, определить все его компоненты, а потом его задавать.
Точно такое же проблемы с вопросом типа "а что самое первое, с чего всё началось, что в сансаре самое первое?" Сначала надо определиться с принципиальным "самым первым", что это вообще такое - "самое первое".
Вот пример, имхо, правильного вопроса, на реплику:
ЦитироватьОсвобождается, разумеется, Атман, который в более развитых формах махаянского буддизма определяется как чистый (шудха) и вечный (нитя).
Вопрос: А что это атман освобождается, когда он успел плениться?

Про более развитые формы буддизма понравилось, респект, док!! ;D

Пламен

Он безначально подвластен невежеству. Оно к нему прилипло испокон веков. Если бы невежество не прилипало, то не было бы страдания, а так как страдание есть, то придется допустить, что мы обязаны им г-же Авидье. Иначе пришлось бы постулировать субстанциальное существование невежества и тогда его не убрать (ниродхировать) вообще.

Fritz

Ну раз безначально, тогда да, хороший ответ. На хороший вопрос и ответ хороший.
Пойду почитаю Торчинова. Посмотрим, чем отличается Торчиновада от Прабхупадизма.