Интегральная йога Шри Ауробиндо и другие системы

Автор Shraddha, 10 июля 2003, 15:13:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Пламен

Цитироватьодно предшествует другому
Post hoc ergo propter hoc.

Как это действительно наивно, особенно с точки зрения буддистской метафизики мгновенности, где нет никакого способа установить теомпоральный приоритет причины. Мы имеем дело только с мгновенно существующими следствиями, о которых нельзя сказать связаны они с прошлыми причинами или не связаны, потому что потодобное утверждение будет выходить, скорее, злостно нарушать границу "нунциальности" дхарм, т.е. их способности говорить нам только о настоящем моменте.

Наивно это еще и потому, что не учитывает такие причины как целевые (телеологические) и будущие вообще. Рассматривая типологию причин, нельзя ограничиваться настоящим опытом, а если мы это делаем, нельзя выходить за пределы настоящего опыта и утверждать, что post hoc ergo propter hoc. Нам этого не дано в опыте.

КИ

В буддизме онтологический статус причинности намного выше, чем у времени. Поэтому, скорее время результат причинной карусели дхарм, чем причина-следствие существуют благодаря темпоральности.

Пламен

В буддизме по сути дела нет причинности, а есть одни только разговоры о причинности. Пратитя-самутпада не является каузальной теорией, а лишь феноменалистским заявлением о наличии предполагаемой зависимости между дхармой А и дхармой Б, установить которую невозможно доступными нами средствами познания, особенно на основе метафизических постулатов буддизма.

Время безусловно выше причинности, так как дхармата распадается на время, пространство и акашу, причем акаша и пространство совпадают, а время в конечном итоге оказывается собственной природой всех дхармических процессов. Примерно так очбстоят дела и в трансцендентальной феноменологии, где время является двигателем рефлексии, а следовательно и чистых феноменов сознания.

КИ

//дхармата распадается на время, пространство и акашу

Это откуда?

У тех же вайбхашиков целый свиток из различных hetu-pratyaya (я в этом вопросе даже не пытался разобраться).

Пламен

Это из T.R.V. Murti, The Central Conception of Buddhism. В справочнике-антологии Вордера (Warder, Indian Buddhism) тоже об этом говорится. Разумеется, речь не идет о Махаяне.

Sadhak

Нет, Юма первый раз читаю. Вот не понял этой его фразы: "Опыт по части причинности свидетельствует лишь о связи во времени (одно предшествует другому ) , но ничего не говорит и не может сказать в пользу действительного порождения одного явления другим."
Почему не может? Можно конечно прийти к концепции тождественности причины и следствия в конечном итоге, но почему нельзя сделать вывод, что причина "породила" следствие? Понятно, что причинно-следственная связь, время и пространство - всего лишь концепции не имеющие независимого существования и собственной реальности и требующие обязательного наличия друг друга, как например первую из них нельзя представить без двух других и наоборот. Также не понятно, как можно представлять одну из этих необходимых для восприятия и самого ума, концепций, "выше" или "ниже", чем остальные две?
По поводу мгновенности дхарм, встречал возражение, что они не могут содержать или обладать какой-либо причинностью, посколько последнее требует появления причины, потом следствия, т.е. должна длиться хоть сколько-нибудь и поэтому не может быть мгновенной.
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

Пламен

Каузальная сеть накладывается на мир нашим умом. Дхармы не связаны реально друг с другом как причины со следствием, а лишь как рилиз кандидаты (RC) с файнал рилизом (FR). Можно только надеяться, что программа идентична, но будет она вести себя однозначно в вашем персональном потоке - одному лишь Будде известно.