Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Anatma-vada | Анатма-вада

Автор Пламен, 24 июля 2003, 17:19:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Пламен

Скажем так, в эмпирическом мире буддисты считают дхармы бессубстратными (найратмя), иными словами, атман не существует в реальном практическом мире, где мы имеем дело только с элементами опыта, т.е. с дхармами. Но с абсолютной точки зрения, все дхармы являются иллюзорными или моментальными (т.е. относительными) проявлениями либо Атмана (и вэтом случае мы имеем дело с Виджнянавадой или с Адвайта-Ведантой), либо материальной субстанции (к этому решению склоняются хинаянисты и по-сути дела, оно дублирует решение Санкхья-Йоги). В вариантах второго случая решение принципиально одинаково - есть субстанция (дхармата, пракрити), которая проявляется (трансформируясь, эволюируя) только в своих свойствах (дхармах, гунах).

Nick

Цитироватьесть субстанция (дхармата, пракрити), которая проявляется (трансформируясь, эволюируя) только в своих свойствах (дхармах, гунах).
Как же она может эволюционировать в свойствах, если она к ним бесстрасна? Она может эволюировать только в своей "тонкости", а её гибкость разнообразит споссобность принимать больше форм. Ну, я так думаю. :oops:
нет религии выше истины

Пламен

Это Атман бесстрастен (см. два варианта первого случая), а здесь мы имеем дело с материей, положенной в качестве субстанции. У материи есть тонкие и грубые этапы эволюции. Грубый этап начинается с атомов (параману), а всу, что изменяется на субатомных уровнях, эволюирует в пределах сукшма-паринамы (тонкой эволюции). Тхеравадинские буддисты считали, что есть субатомные энергии, придавая, таким образом, энергетический смысл учению о дхармах.

Подобной интерпретации придерживались Щербатской, Браджендранатх Сил, Сурендранатх Дасгупта и др. авторитеты начала и середины 20 в.

Nick

ЦитироватьЭто Атман бесстрастен
То, что Атман бесстрастен, ещё не означает, что он не заставляет пракрити принимать различные формы. И конечно же субстанция, как форма материи (её видимость) отражения результата этого действия. Чем "продвинутей" ("тоньше" материя) тем более совершенней она откликается на Атмана.
нет религии выше истины

Пламен

Верно, откликается и, более того, думает, что именно она и является Атманом. А Атман никого ничего не заставляет делать. Ему, честно говоря, до фени. :)

КИ

ЦитироватьСмысл его становится особо ясным в таких словосочетаниях, как пудгала-найратмя (несубстанциальность личности), где пудгала - личность, а найратмя - несубстанциальность, лишенность субстанции.
....
иными словами, атман не существует в реальном практическом мире, где мы имеем дело только с элементами опыта, т.е. с дхармами

Да, очень похоже и на мои размышления. Не отрицая Атман, можно отрицать его явленность в качестве субстанции в эмпирическом эго (дживе, пудгале). Для виджнянавады субстанция будет отлична от адвайтной (в ней-то это точно Атман). В виджнанаваде "носитель свойств" скорее сам факт бытия  (бхутататхата).

Nick

ЦитироватьЕму, честно говоря, до фени.
А может ему до фени потому что уверен, что ни одно его "движение" не будет пропущено субстанцией?
ЦитироватьНе отрицая Атман, можно отрицать его явленность в качестве субстанции в эмпирическом эго (дживе, пудгале).
А можно и не отрицать :)
Смотря в каком виде отрицать или не отрицать. Если мы говорим, что Атман разумен, то разве и джива не бывает разумной, но хотя бы переодически? И разве разумность не будет проявлением Атмана?
нет религии выше истины

КИ

Все разговоры о том, что есть Атман, относятся к метафизическим домыслам. Но эмпирическое эго доступно анализу. И там нельзя обнаружить ничего, что можно назвать Атманом.

Nick

Опять же, кто смотрит и как смотрит. Начнём с того, что даже само эго невозможно обнаружить эмпирически, лишь его свойства, которые мышление приписывает эго, и уже это становиться продуктом анализа. Во вторых, я допускаю, что сидя в коробке нельзя увидеть, что снаружи на ней написано Атман. Поэтому я говорю о невозможности доказать, что Атман существует, но не о его несуществовании.
нет религии выше истины

КИ

Уже ближе к правде.

Nick

Это и есть правда  :P
Чему учит буддизм, так это что в восприятии (дхармах), нет атмана, это и есть анатма-вада. Наши представления об Атмане это не есть Атман, а только представления о нём, точно так же как яблоко на мониторе, только образ яблока. Но утверждать, что Атмане вообще нет, потому, что мы его не можем обнаружить его (принципиально) в дхармах не совсем логично (точнее совсем не логично). Поэтому я и не пытаюсь его там искать. Как буддист я следую от правильной концентрации к правльному мышлению и в этих рамках не задаю вопроса: А существует ли у меня представление о чём-то, чего я ещё не воспринимаю?
нет религии выше истины

КИ

Правильно, отрицание Атмана считалось (не всеми, понятно) в Индии такой же метафизикой, как и его утверждение. А также все остальные варианты - сеществует и не существует одновременно и т.д.

Nick

Хм...
А что тогда в Индии не считалось метафизикой?
нет религии выше истины

КИ

Я даже не знаю, был ли там аналог этого слова :) Кажется нет. А вот его антипод у меня в подписи. Тема про анти-метафизику уже есть.

Nick

Предположим, что всё что мы есть - дхармы (восприятие). В дхармах нет Атмана. Согласно буддизму существует нирвана - отрицание всего, что мы есть. Раз мы отрицаем всё что мы есть, и отрицаем именно мы, то мы уже не будем только дхармами, но и их отрицанием, и значит мы не только дхармы, но и их отрицание. Закон отрицания отрицания (возможно в индийской метафизике и анти-метафизике он работает :oops: ) позволяет предположить наличие нечто, что является основание как для дхарм, так и для их отрицания, и это основание будет более полным отражением "мы". Закон одной реальности отрицается самим буддизмом посредством утверждения нирваны. Нирвана не может быть тождественна сансаре, а вот их основание включает, как одно, так и второе.
нет религии выше истины

Пламен

Цитироватьв восприятии (дхармах), нет атмана
Восприятие в буддизме - это самджня, а самджня всего лишь одна из пяти скандх. Праджня, вичара, витарка и т.д. восприятием не назовешь, но, тем не менее, они отмечаются как дхармы. Опыт человека не сводится только к его восприятию, поэтому отождествлят дхармы только с восприятием не стоит.

Цитироватьнирвана - отрицание всего, что мы есть
Не уверен, что так. Нирвана - тоже дхарма, только асанскрита, и следовательно является частью нашего бытия (с точки зрения определения Макса Мюллера).

Nick

Цитировать
Праджня, вичара, витарка и т.д. восприятием не назовешь
Странно, раз мы о них говорим, то наверное мы их воспринимаем тем или иным образом. Если же мы их не воспринимаем, то откуда мы знаем, что они существуют, а не являются только вымыслом?
Цитировать
Нирвана - тоже дхарма, только асанскрита, и следовательно является частью нашего бытия
Конечно она часть нашего бытия, но является ли дхармой? Если от ста мы отнимаем сто, то результат тоже будет числом, хотя и нулевым, но является ли действие отрицание числом? Нет, хотя мы и понимаем смысл отрицание через результат к которому оно приводит. Вопрос, что считать нирваной: отрицание или нулевой результат?
нет религии выше истины

Пламен

От того, что я воспринимаю свою жену, она - как бы мне этого ни хотелось - моим восприятием не становится. Если бы она была моим восприятием, то я мог бы просто заставить себя ее не воспринимать.

Пламен

ЦитироватьНирвана часть нашего бытия, но является ли она дхармой?
Это зависит от того, принимаете ли вы два вида ниродхи (pratisankhya-nirodha и apratisankhya-nirodha) за тождественные нирване.

Nick

Верно, это нормальный подход, но не в рамках концепции одной реальности: получается реальность Вас и жены, а это не "буддистикий" подход.
нет религии выше истины