Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

"Я" и все остальное...

Автор Sadhak, 07 сентября 2003, 11:56:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Sadhak

Я вот сейчас говорю себе, что спрашивал скорее "технически", может быть какой-либо из моих аргументов расходится со смыслом этого трактата. Но знаю, что все же есть в этом неуверенность :). Конечно все дело в понимании просветления, которого как я глубоко уверен не существует как чего-то, что невероятным напряжением может достигнуть кто-то. Но, как я это понимаю - это все же в первую очередь - состояние, ощущение, переживание, а не глубокое концептуальное понимание. Состояние не-отождествления себя с умом и телом, на "автомате", когда эго уже никогда более не появляется, а не исчезает на время в кратковременном переживании. Понятно, что нет разницы и джняни и аджняни кончают свой путь одинаково растворяясь в том, из чего они возникли (не беру в расчет разнообразные миры ада, рая и т.п. - это тоже кончается). Это тоже самое, что я писал про медитацию - ничего не выходит, понимаешь, что и проблемы-то нет, но все равно прилагаешь усилия (конечно же с пониманием, что не можешь не прилагать :) ). Ну вот допустим, хочу я воды пить, но знаю, что давно напился и воды пить бесполезно, хуже или лучше телу уже не будет, но в горле сухо и все равно пьешь, посколько концептуальное понимание того, что уже давно напился, тут помочь не может...
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

КИ

Цитироватьумом и телом, на "автомате", когда эго уже никогда более не появляется, а не исчезает на время в кратковременном переживании. Состояние не-отождествления себя с

А Вам интересно было бы обсудить методики для "достижения" этого? Я, например, со своей стороны, считаю отдельные "концептуальные построения" вполне работоспособные методологиями.

Sadhak

Да, конечно интересно, но понятно, что все это работает для всех по-разному, с большим или меньшим успехом. В чем суть "рекламируемого" мной метода (чем я и пытаюсь сейчас заниматься) - отсутствие концепций в принципе - посмотрел и пропало навсегда, это переживание выжигает эго. Приводился пример с йогом, что хотел было выпить воды, но впал на тысячу лет в самадхи, выпал - и первая мысль его была все та же - они выпадали из ума словно из стека по цепочке. То есть ничего не убито, но временно заглушено и ничего по возвращении из такого самадхи не изменилось. Все та же ахам-вритти. Имхо, конечно, про это и говорю, что масса людей добилась этого же разнообразными способами.
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

КИ

ЦитироватьРазличающая мысль лишена собственных свойств и неотделима от изначальной пробужденности, подобно заблудившемуся человеку, потерявшему правильное направление. Если бы он освободился от направления, то нельзя было бы и заблудиться.

Не получиться найти свою истинную природу, освободиться, вспомнить, что ты и есть Будда\Шава\Брахман. Но следует забыть, что ты не-Будда. И действительно, акт потери не может быть неверным, в отличии от акта поиска (можно найти сто-то не то, выдумать направление).

Пламен

Если акт забывания понимать как процесс обретения онтической памяти, то это действительно так.

КИ

Да, забыв о проявленном  невежестве, тем самым актуализировать истинно-сущее.

Садхак, я на БФ тред подглядел. А мысль\ощущение "Я есть" возможно без локализации "Я" в каком-либо феномене(нах)?

Sadhak

///Не получиться найти свою истинную природу, освободиться, вспомнить, что ты и есть Будда\Шава\Брахман. Но следует забыть, что ты не-Будда. ///

Угу, не получится найти или даже забыть как одному объекту другой, что отличен от него. Процесс "нахождения-забывчивости" есть, а вот ощущение сущности, что это делает - уже иллюзия, существующая только для самой этой сущности. Тут должно отсутствовать само отождествление с этим "я" и все проблемы и вопросы даже возникнуть не могут. Временами это пробивает достаточно сильно, но нахождение в такой "незаинтересованности", достаточно искусственное, усилия остаться в "этом" осознаются как что-то уже насквозь фальшивое...

///А мысль\ощущение "Я есть" возможно без локализации "Я" в каком-либо феномене(нах)?///

Оно по определению, как я это понимаю, не локализованное, безличное, спонтанное. Я сплю и проснулся - в обоих случаях это сознательное присутствие, ощущение бытия без необходимости и потребности это осознать или выразить. В глубоком сне оно отсутствует, просто свойство сознания - отражение, аспект ноуменальности, проявленный таким образом. Вещь временная, т.е. концептуальная, совершенно "равноправная" в этом с остальным объективным выражением, но содержащее в себе все эти объекты. Нет сознания - нет и мира. Мы же существуем только как образы в уме друг друга, т.е. концепции в концептуальном же сознании.
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

GK

\\Но, как я это понимаю - это все же в первую очередь - состояние, ощущение, переживание, а не глубокое концептуальное понимание. Состояние не-отождествления себя с умом и телом, на "автомате", когда эго уже никогда более не появляется, а не исчезает на время в кратковременном переживании.\\

Думается, что механизм таков: от чувственного ощущения и переживания, оформленного как опыт, к осмыслению этого личного опыта (концептуальное понимание) и далее, к отрицанию всего накопленного опыта на основе понимания, что концепции и образы - это не то, что есть в каждый момент. Вот тогда и происходит некий скачок, трансформация сознания, отрыв от концепций. Время сокращается до кратчайшего мига, и можно сказать, исчезает, т.к. данный миг ухватить умом невозможно. Мысль останавливается в ступоре, появляется интуитивное понимание невозможности осознания этого кратчайшего мига, в котором и сконцентрирована вся жизнь и в котором нет ощущения какого-то движения. Это ощущение или переживание не исчезает "со временем", ибо времени больше нет. Вся жизнь становится бесконечным чередованием таких мгновений-ощущений и в этих мгновениях сосредоточены все действия, все внимание. Нет места порожним размышлениям, все твое существо сконцентрировано на этой ясности, очевидности, которая и есть действие. Мыслей о "эго" и вообще о "себе" просто не возникает. Если ты ешь, ты ешь, если размышляешь над какой-то проблемой, ты как бы сливаешься с этой проблемой и она становится самоочевидной и предельно понятной.
elax, you are home

Zedd

Садхак:
Мне тоже любопытна тема разделения Пуруши и пракрити.
Санкхъя и йога разделяют, причем Пуруша является Абсолютом и желанным объектом достижения.
А вот адвайта, кашмирский шиваизм (да и весь танризм в целом) такое разделение допускают (в частности КШ) только на уровне второстепенных элементов-таттв. При этом недвойственность постулируется уже на уровне того же Брахмана (Шивы, Атмана и т.п.) (см.Авадхута-Гиту или тексты по КШ), где нет разделения на материю и сознание.
Что интересно – приходят ли в итоге и йогин и тантрист и буддист к одному и тому же или же рамки учения накладывают в результате свои отпечатки на Реализацию? Я могу лишь сказать, что в любом случае отсутствие состояния разделенности и двойственности будет являться общим для них всех. Существуют ли какие нибудь другие отличия? Или весь вопрос сводится лишь к теоретическим разночтениям и различным формулировкам, которые имеют место быть до Реализации, в то время ка после остается лишь Брахман?
Насчет отрицательной природы ума в «Нети, нети». А если так – «И это, и это»? Или же «И это и не это»? Хотя ум все равно активен.

Пламен

Вопрос принципиальной важности. Для Санкхья-Йоги вопрос разделения Пуруши от Пракрити, их разделенного в чистом виде, раздвоенного существования, настолько важен, что просто неприлично говорить о недвойственности. Недвойственность для классической Патанджала-Йоги равняется иллюзорному существованию. Пуруша до того не различает себя от Пракрити, что впал в иллюзию самоидентификации с ней. Высшим заблуждением является иллюзия о том, что Пуруша порождает пракрити, что пракрити является как бы инобытием Абсолютного Принципа Сознательности (неважно будем мы его называть Атманом или Анатмой, Шуньятой). Именно эта иллюзия роднит тантриков и буддистов.

Знание о принципиальном различии Пракрити и Пуруша (вивека-кхьяти) является целью йогической практики и дается после достижения четвертой степени самадхи, обозначаемой как нирвичара-самапатти. Именно там самадхин входит в состояние, известное как Облако Дхармы. Этот самадхин, постигший истину об абсолютной раздвоенности Пракрити и Пуруша, называется еще кевалин, от слово кевала (только, самость), потому что он постиг знание о самости, независимости, метафизической разделенности Пуруши от Пракрити.

С философской точки зрения дуализм Пракрити и Пуруша - единственно последовательное учение о медитации и окончательном освобождении.

Zedd

//...что просто неприлично говорить о недвойственности. //
И вот йогин достигает кайвальи. Где там может иметь место двойственность, если даже будет отсутствовать аппарат, генерирующий ее? Будет ли в самадхи иметь место разделение на субъект и объект, которые изначально соответственно можно охарактеризовать как Пурушу и пракрити?
//Пуруша до того не различает себя от Пракрити, что впал в иллюзию самоидентификации с ней. //
Пуруша ли впал? Мне представляется, что это не Пуруша отождествляется, а читта или джива. А в самадхи исчезает ложная самоидентификация, но вместе с ней изчезает и дуальность (но не на уровне Пуруша=пракрити=Брахман, а в том, что нет какого то отдельного от объекта субъекта). Просто некому сказать: вот Я, а вот – оно.

Пламен

Я буду отвечать с точки зрения Йога-даршаны.

ЦитироватьИ вот йогин достигает кайвальи. Где там может иметь место двойственность
Сама кайваля невозможна без двойственности, т.е. без дуализма Пракрити и Пуруша. Кайваля - это обособленность Пуруши от Пракрити. В имманентном плане Пуруша вечно нераздвоен (кстати, реально его никогда нельзя раздвоить, он не расслаивается на субъект и ими же продуцируемый объект). В абсолютном плане, с точки зрения "диалектики" Пракрити и Пуруша, двойственность является непременным условием возможности обособленности (кайваля). Пуруша больше не затрагивается пракрити, поэтому он и обозначается как Кутастха.

Цитироватьдвойственность, если даже будет отсутствовать аппарат, генерирующий ее
Я впервые слышу о таком аппарате, который способен генерировать Пракрити и Пурушу. Они же существуют вечно и параллельно и совершенно не способны генерировать друг друга, за исключением может быть некоторых взаимных иллюзий.
ЦитироватьБудет ли в самадхи иметь место разделение на субъект и объект
Да. В самадхи имеет место разделение на субъект и объект. Вся самадхи делится на два вида - с объектом (аламбана-йога) и без объекта (нираламбана-йога). Вторая называется еще нирбиджа-самадхи или асампраджнята-йога. Но, сразу подчеркну, она не для людей вроде нас с вами. Это йога применяется видехинами и пракритилаями. Брахма, Вишну и Шива являются как раз такими самадхинами.
Цитироватьэто не Пуруша отождествляется, а читта или джива
Читта не может себя изначально отождествить с пракрити, потому что она сама Пракрити. Она (т.е. сознание) воображает себе, что идентично с Пурушей, более того, что является единственным Субъектом. Это, разумеется, не так, потому что читта (манас, бодхи и аханкара) являются эволюционными продуктами праматерии.

С другой стороны, ленивый Пуруша впадает в иллюзию материального плена, т.е., как говорит Ишваракришна, танцующая Пракрити заворожила Пурушу, и он стал ее слугой, дживой. В этом случае можно говорить, что иллюзорная модификация Пуруши, какой является джива, отождествляет себя с отдельными коституентами и эволютами пракрити.
Цитироватьв самадхи исчезает ложная самоидентификация
В самадхи ложная идентификация (абхимана) остается аж до последней степени медитации. Седьмая степень самадхи называется сасмита-самапатти (самопостижение с ложной идентичностью), которая снимается только на восьмом уровне медитации - нирасмита-самапатти (самадхи без асмита). Не буду напоминать, что асмита является одной из основных пяти клешей.

Для того, кто освободился от всех клеш, переход в "нирвану" свободен еще после четвертого уровня самадхи. Для тех, кто "кайфует" по поводу обретенного всеведения и продолжает подкармливать свою асмиту, нужно сначала пройти до восьмого уровня, а уж потом можно либо войти в безобъектную нирвану, либо вернуться на четвертый уровень и наслаждаться плероматической нирваной (плерома - полнота бытия).

Zedd

Спасибо. Наконец то хоть какое то прояснение :)
Получается реализация в йоге и буддизме/тантризме вещи разные?

Пламен

Мне тоже так кажется. По меньшей мере, онтология "реализации" разная. Ну а методологически и даже терминологически они могут быть очень даже похожими. И люди часто думают, что за одними и теми же терминамы скрывается одно и то же содержание.

КИ

//Получается реализация в йоге и буддизме/тантризме вещи разные?

Я не думаю, что кроме тантристов "реализацию радужного тела"(высшее достижение для буддийского тантриста) и прочие прелести, кто-нибудь из прочих буддистов (коих в десятки раз больше) считает достойными внимания. Поэтому не думаю, что опрааданно смешивать буддизм с тантризмом.

Пламен

Типологически буддизм и тантризм совпадают в точке недвойственности. Они монисты. А Йога последовательно "толкает" онтологический дуализм.

КИ

Насчет тантризма не знаю, но методология то и в  Буддизме и Йоге одинаковая. Этот феномен - не я, и этот - не я. Согласен, санкхьиская философия в этом плане логичнее. Но зато у буддийской есть преимущества в практическом примении - невозможно что-то тонкое феноменальное принять за Я. Речь, понятно, здесь не идет о позднем, - йогачарском, буддизме. Там своя специфика. И буддийский тантризм появился имеено благодаря ей.

Пламен

Нельзя принять за Я, потому что Я отвергается с порога. Причем часто трансцендентальный Атман выбрасывается вместе с грязной водой ложных самоидентификаций.

GK

\\Причем часто трансцендентальный Атман выбрасывается вместе с грязной водой ложных самоидентификаций.\\

Отождествление с ТА ничем не отлично от отождествления с "я". И то, и другое - идея, образ. Он не знает, что такое ТА и будет конструировать эту идею, исходя из собственных омраченностей. Никакие описания не помогут, так как в любом случае эти описания будут интерпретироваться тем, что есть в наличии, т.е. Не-ТА. Единственная возможность прикоснуться к Этому - отказ от всякой самоидентификации.
elax, you are home

ADept

Приветствую, народ :-)
GK>
Ваш последний пост является самым прямым подтверждением слов Пламена часто трансцендентальный Атман выбрасывается вместе с грязной водой ложных самоидентификаций. ..,а точнее, Вы не то что слили, Вы ее вообще отказались наливать.. )
P.S. ..а мыЦЦа-то надо ;-))
atyat nasti paro Dharmah..