Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

Nature of Potentiality | Природа Потенциальности

Автор Kungpa, 20 ноября 2003, 00:55:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Kungpa

Хотелось бы затронуть очень важную тему, как в контексте виджяна-вады, так и мадхъямаки. Это вопрос о природе потенциальности. Вкратце попробую объяснить о чём речь.

Важное место в буддизме занимает учение о карме. Сама карма связана с законом причины и следствия, и тогда мы говорим о пратитьят-самутпаде. Когда мы говорим о кармическом "багаже", мы оперируем понятием алая-виджняна, которая является "вместилищем" всех благих и неблагих "корней", своего рода хранилищем разных причин, накопленных в опыте (прямом и моделируемом). Сам феноменологический опыт всегда отображается в сознании-наблюдателе (индивиде) и разнообразные впечатления могут накапливаться в сознании-хранилище. Следует также осознавать, что сознание всегда мгновенно и следовательно весь феноменальный опыт, также мгновенен, и все дхармы в нём мгновенны.

Однако, говоря о мгновенности, сразу встает интересуещий нас вопрос, а каким образом могут существовать причины-биджи в мгновенном сознании? Причём, эти семена "прорастают" не всегда, а только при располагающих условиях, следовательно при других условиях их нет в сознательном опыте индивида, но тем не менее они как-то присутствуют и имеют возможность проявляться как-бы "из ниоткуда", т.е из пустоты.

Отсюда напрашивается вопрос, а мгновенна ли сама алая-виджяна?
Если алая-виджяна была бы мгновенна, то все накопленные причины дали бы следствия уже здесь и сейчас, не завися от вторичных условий. Если же она не мгновенна, то непонятно как она может проявляться в сознании, ведь получается что два сознания различны по природе.

Однако имея опыт наблюдения ума, можно обнаружить, что мысли очень часто отвлекают нас от мгновенного присутствия, т.е мы теряем состояние чистого осознавания (здесь и сейчас). Т.о можно заключить, что содержимое алаи, проявляющееся в сознании, - не мгновенно, а растянуто во времени и завязано на трёх временах, из-за чего и происходит отвелечение от присутствия (своего рода погружения во временную протяженность). Я думаю даже небольшой опыт позволит это обнаружить.

Отсюда вопрос, существуют ли потенциальности где-то помимо мгновенного состояния индивида, или они полностью присутствуют (но не проявлены) прямо сейчас?

C точки зрения условной истины мадхъямиков - все потенциальности которые проявлены уже сейчас, пусты и не имеют собственного существования. С т.з предельной истины, вообще нет никаких потенциальностей и нет никаких проявлений (следствий). С т.з виджяна-вады потенциальности вообще не могут иметь существования нигде кроме как в мгновенном сознании индивида, но тогда алая-виджяна становится просто выдумкой, удобной метафорой о волшебной кладовке.

Почему я затронул этот вопрос и считаю его важным? Потому что одним из фундаментов буддийской практики является накопление благих причин через благие состояния ума, и главное, устранения причин, вызывающих омраченные состояния ума. Понимать природу этого, фактически означает знать все пути к освобождению. Поэтому предлагаю подойти к этому конструктивно.
ansartrix has you..

Пламен

Самый смисленный ответ на этот действительно фундаментальный вопрос, как мне показалось, я увидел в постинге одного бинду (буддийского хинду, последователя Будды и Шивы одновременно, типа тех синкретиков, что в большом множестве обитает на острове Бали и вообще в Индонезии). Сейчас поищу и если найду, приведу целиком здесь, может кто поймет лучше, о чем речь. Я скорее почувствовал красивую смысленность ответа, чем понял его рационально.

Kungpa

Можно также ответить на какой-нибудь один приведенный вопрос, и один ответ может пролить свет.
ansartrix has you..

Пламен

Этот парень рассуждал в контексте шактипат, что можно в определенном смысле перевести и как потенциализация. нашел несколько его вещей:

All karmas are interconnected... therefore working on your own actually works on others simultaniously... for all phenomina is interdependent... this is because all of this takes place within the veiling of the light of awareness as unconscious space... the first element called ether... the darkness of material nature experienced in deep dreamless sleep where the conditions for awareness to manifest within physical or subtle material reality is shut off... and awareness is in a total state of forgetfullness... yet... awareness is still there... just in an unconscious state...

Within this unconsciousness all manifestation has it's dependency and it all has it's unity in this first karmic condition of ether... the veiling of original pureness...

The pure undifferentiated awareness is brought into differentiality through the blinding of darkness and therefore a desire seed takes place simply due to the ignorance of it's own nature... and from that one desire... two takes place and so on into infinite multiplicity.

Beyond this is the transcendent Turiya state of ultimate uncreated and unconditioned light of consciousness or awareness... now there are some subtle layers here between the darkness of the unconscious and the light of pure consciousness which is bright but hidden and only revealed when mind is no mind... this is beyond the condition of "ether"... the darkness.

There is a mergence that happens on a level just past the darkness where the transcendent ultimate is one with the darkness illuminating it with a vigur... a creative potentuality... it knows all... see's all as all... yet transcends all... this is the light of God which is God... and from here the emination of Om comes... everything is made of this sound... when in the Vedas the metaphor of when the eye opens the latent potentuality in the dark void is illumined and the first born Brahma comes out and starts creation out of desire... for Brahma does not know Truth and therefore is the first Cause of creation and every effect occurs in him... in his longing an Om is uttered through him... but he does not know from where it comes... yet a yogi can follow Om all the way through the multi-dimensions of creation back to it's source past brahma... into the cause of his longing to create for the sake of fullfilment and pass into the formless silence transcending Om as well... Brahma being a karmic condition of awareness is dependent upon the light of pure consciousness which is actually uncreated and non-dual... but is revealed as the blue light of supreme consciousness... this reveals the interdependency of all that is expressed as the appearance of creation which is just cause and effect interconnected...

This is because that is.

Now it gets broader than this in the various Indian metaphor's... which I don't think we need to get into... because the Buddha didn't explain the subtler aspects of creation... doesn't mean that he didn't know... for some... studying such things actualizes the experience for them... we are called Jnana Yogi's... which is one aspect of my own personal path... not everyone is made up for such things... so that's why there are many ways to realization... Yet they all incorperate awareness of awareness..

It gets very complicated because there are infinite realms and therefore infinite Brahma's... what to do? Just practice your personal way of the path... those aspects that are suited to you personally.

Now... this blue light of consciousness is Brahman... and parabrahman is that emptyness that is bright but hidden... that which is beyond all qualities or description... layers or progressions of any sort... yes I will say it... "It's the GREAT BEYOOOOONNNNDDDDDDD!!" But this is just to linearize that which is not speakable... really... there is not really a difference between parabrahman and brahman... but for discussion purposes... the break down is made... only as a tool for pointing.

"PARA" denotes the secret of secret's that can only be explained through contradictions and basically only experienced in the utter silence of nothingness... the experience without an experiencer. hehe!! Sounds so dramatic!!

As far as refuge jewels goes...

We take refuge in the Guru... the teachings of Dharma... and the Sangam

In this path... we take refuge in the liberated Guru who is an enlightened individual and simultaniously the all pervasive consciousness... so is within me and without me and in everyone at the same time... so refuge is subtle and experiencial and not "necisarily" formal...

There is refuge in the sangam... the group of seekers who have all taken refuge in the Guru... we all get together on the weekends here in Florida and do some chanting and meditating and get all lovely and sharing like good ol' sadhana buddies should...

We take refuge in the teachings of the great enlightened ones... which is very broad because my own teacher incorperates teachings from many paths to prove the very same point... She likes Sufi quotes alot... there are ton's of Indian Poet Saints... Buddhism is quoted... Taoism... she really dig's some of the Christian Mystics alot... there humility and total devotion to humanity... there was a monthly periodical magazine called Darshan Magazine which came out and had stories from multiple traditions to illumine the focus of the magazine for that month... as well as experience and insight shares from people trodding the same path of Siddha Yoga...

My teacher does call the path of Siddha Yoga a path and not a religion... it's not bound up as such as in only cycling the information within a certain lineage or religion... though Siddha Yoga does have a lineage.

Any path that is taught by a realized Master is considered in essence Siddha Yoga... no matter what langauge is used to describe the same meanings... so... to us... Right View Buddhism is Siddha Yoga... I don't mean to offend... but alot of the readings from Cha'an and Tibetan paths (though in some cases the presentation of the chakras in Tibetan Tantra is different than ours)... but the wordless dharma transmissions from Buddhist masters... all reflect the very same perfection of our own path...

Siddha means perfect... Yoga means path to... or union with... or realization of perfection in this context of Siddha.

Is that the three jewels? For us it happens spontaniously through the advent of Kundalini awakening where the direct experience of insight occurs...

The main bulk of discussion is deffinitly on illuminating the various Hindu texts from the Bhagavad Gita to the many Kashmir Sutra and Essoteric texts by the many different historical teachers of that area... to the Upanishads the Yoga Sutras... the Puranas... and the Vedas... ahhh the list goes on... you know India... vast in language... history and religious texts... goodness...

Vasistha's Yoga is a good one to read for many Hindu stylised explanations of what Buddha Dharma is... no one knows how old the text is... but the occurance of the reading takes place sometime in pre-history around 4 to 5000 B.C.E. according to some researchers who may or may not know what their talking about.

"empty, without basis, free from a foundation"... is para...

Honestly... every single description of Shunyata that I've ever heard is also described in Hindu Tantra using also... Shunya or/and Parabrahman... or Parashiva... or Bhairava (feirce destroyer of all ego... including attachment to pure awareness or pure consciousness).

Ishwara is not Para... so is not shunya in and of itself... as in it's not the concept of shunya. Though of course it is shunya... but only because everything is shunyata. Hope that's not confusing..

Co-dependent origination is indirectly and sometimes clearly explained through the concepts of shiva and shakti... as they are explained in certain texts... in other's maybe not... sometimes just the term Karma in referance to Brahman is explanatory of Co Dependent origination.

Anyhow... I just deleted a whole bunch of explanation... only because I honestly feel that no one will really read it from the standpoint that it is being presented from... only because those who understand me now... always did understand me... and those who didn't... still don't... though I could just be making an assumption here... yet no matter how many vantage points I have presented it seems as such... HA... another lesson is detachment and true understanding of the process of this play...  No judgement... just respect... Metta.

Now...

What is really needed to be understood I feel... is that Buddhism... and Hinduism are just attempts at helping other's to go deep within... they are not the whole Truth and nothing but the Truth... we all share the same withiness as primoridal nature... delete all else and it still is... any being who goes within very deeply with great longing to find the end of in... which is just realizing the progressionless uncreated... anyhow... anyone who does so... will realize the many layers described by the many religions... though maybe won't use the same terms and descriptions used by the Buddha or Shankara or Abhinavagupta... and might never have even heard of Buddhism or Hinduism... like some Bush Men... or Aboriginal tribes... one doesn't have to be a Buddhist to realize the Truths of Buddhism... and likewise Hinduism... these are just means to the realization... but also what is great... is that Hinduism and Buddhism are different cultures which show how one lives in the world with the realization... a mergence of the two truths... a yogic integration... but still... the cultures themselves are not needed by all in and of themselves... dharma itself transcends an ism. It's inate! It's not like you need Sakyamuni's buddhism to attain Buddhahood... because what Buddhism explains is already within everyone... even the methods can arise naturally within a person who leads awareness to it's inner depths.

On one level of Subtle un-apparent formlessness past the black ether bodies experience in and of itself (check all pervasive..and omniscient infinite blue light consciousness in Muktananda's autobiography... which is that first layer of infinite clear emptyness's mergence with the pure space known as the first element black "ether" which houses all levels of manifestation)... where the perfected ones extremely subtle aspect of mind is melted into the all pervasive consciousness... there is deffinitly omniscience for the enlightened one (there is also the not as subtle level of the Akasha library which is an omniscient level Muktananda and perfected sages have passed through... Muktananda classified it as an all pervasive safron light which has it's own dimension as well which transcends linear time)... now weather the completely manifest aspect of the enlightened beings mind manifests any part of that omniscience depends on if the conditions in the outer medium are conducive to that manifesting... weather it is appropriate for the enlightened being to pull out any particular information from any time and place or not is just due to the impulse of ripe conditions being present outside the enlightened ones body... if there are receptors for the manifestation of such information...

... But yeah... the enlightened being... as in the individual manifest aspect is not lost in an ocean of infinite particulars... thoughts... ect. No individual can know all things at all times while being an individual... but the enligthened one is not really the individual... as you know... anyhow...

The omniscience of the enlightened being that is constant is more like a constant abiding in that which is the infinite unqualifyable emptyness of all manifestation. The reading thoughts thing though... deffinitly an enlightened one can easily know the intention or even the intention behind the intention that the other might not even be aware of... or the exact thoughts of others at any particular time... if need be... but that is on the apparent level... remember that since there are no others... an enlightened being IS all other's as all others... if the manifest apparent aspect of the enlightened one needs to know or reflect back to the disciple what is going on inside the disciple... it shall be... without hesitance!

I do agree with Tealeaf when he says that duality is very subtle... duality has unmanifest impressions enlodged in the so called unconscious body ("ether" in it's many layers)... which stays unconscious and unillumined untill a certain point in awareness's *subtlification... (*is that word made up?)... there may be breaks in the manifest stream of thoughts... which may be good, or may not be good in the dull stuper of being stoned with marijuana... but who knows what is lurking behind that manifest break in the stream of thoughts in an unmanifest state... enlodged in the "ether" body of an individual... but... of course Nevermind... in your case... you do say that when there is no manifest thought... here is an experience of clear boyancy for you... a blissful abiding and radiance... and you DID recieve Shaktipat from a being who went through and beyond all levels of awareness... which is a very important factor... of course many might not understand how important... of course it would help to read some of the pertanent scriptures to find out how important... or experience it personally and read about it is one of the best... but... now... after Shaktipat... the first subtle layers of karmas is totally erased... and it's only a matter of time before enlightenment just dawns... it is said that after Shaktipat... one is already enlightened... (even more so than everyone is already enlightened)... because a certain layer... (how thick that layer is depends on the readiness of the individual who recieves Shaktipat)... of unconscious... unmanifest karma's has been burnt to a crisp in the flood of pure light awareness which occurs in Shaktipat... which is very subtle and deep... as well as explosive and earth shattering (seemingly)... so... when the outer parabdha karmas... or manifest in this lifetime karmas met the cryteria created by Shaktipat deep within... the natural abiding just spontaniously occured... as it did when walking down the street for you... but... I am still not sure if there are more unmanifest layers to work through with YOU Nevermind... just because the mind is not thinking concepts... or the subtle body mind feels very still and boyant with an electrical tingle of pure peace and bliss... might still mean that there are some layers in the unconscious body that are not fully illumined... though deffinitly thin enough to let alot of clear light awareness through... dimensionally speaking... thus the description of your experience... then again... maybe not?

Пламен

Мне кажется, что ответ о континуальности алаявиджняны находится в комментариях к Абхидхарме, точнее, в Абхидхамматха-сангаха. Именно там обсуждается в подробностях вопрос о сознании связанных [в инкарнационных цыклах] существ, бхаванга-читта.

Английский перевод в исполнении Нарада Тхеры можно прочитать на сайте palikanon.com

http://www.palikanon.com/english/sangaha/sangaha.htm

yoshkinkot

ЦитироватьСам феноменологический опыт всегда отображается в сознании-наблюдателе ( индивиде) и разнообразные впечатления могут накапливаться в сознании-хранилище.

Лично я не вижу в себе таких штукенций, и сам бы сказал проще. Есть память. И, грубо говоря, наше сознание-точка плавает внутри пространства памяти.

Это просто трёхмерная метафора. Описание, аналогия. Во внешней действительности, материальной вселенной, никакого пространства памяти, ни реально существующей алая-виджняны, ни даже Сансары с Нирваной, не существует. Все это продукт психики. Она же, в свою очередь, продукт жизнедеятельности мозга.

ЦитироватьОднако, говоря о мгновенности, сразу встает интересуещий нас вопрос, а каким образом могут существовать причины-биджи в мгновенном сознании? Причём, эти семена "проростают" не всегда, а только при распологающих условиях, следовательно при других условиях их нет в сознательном опыте индивида, но тем не менее они как-то присутствуют и имеют возможность проявляться как-бы "из ниоткуда", т.е из пустоты.

В мгновенном сознании причины существовать не могут. Причины это информация в памяти. И не может быть никаких причин, кроме этих. Из ниоткуда ничего не появляется. Если нет памяти о чём-то, то мы к этому и не имеем никакого отношения.

ЦитироватьОтсюда напрашивается вопрос, а мгновенна ли сама алая-виджяна? Если алая-виджяна была бы мгновенна, то все накопленные причины дали бы следствия уже здесь и сейчас, не завися от вторичных условий. Если же она не мгновенна, то непонятно как она может проявляться в сознании, ведь получается что два сознания различны по природе.

Я алая-виджняну не видел, но даже по определению она не мгновенна, имхо. Раз является вместилищем. Но непонятно правильно, ибо такой штуки физически просто не существует. Максимум, алая-виджняна существует в качестве аналогии, мысленного конструкта, идеи.

Что касается кармы. Я считаю, что нет никакой «кармы», отличной от памяти. И нет никаких семян. Если на голову падает кирпич, то это случайно. 95% всего в этом мире происходит случайным образом.
Достаточно вглядеться, чтобы это увидеть. И это на несколько порядков более простое, правдоподобное и очевидное заключение, нежели нагромождения всяких семян от наших действий, зависающих непонятно где, непонятно как передающихся из жизни в жизнь, и неизвестно каким образом коварно влияющих на нас.

ЦитироватьОднако имея опыт наблюдения ума, можно обнаружить, что мысли очень часто отвлекают нас от мгновенного присутствия, т.е мы теряем состояние чистого осознавания (здесь и сейчас). Т.о можно заключить, что содержимое алаи, проявляющееся в сознании, - не мгновенно, а растянуто во времени и завязано на трёх временах, из-за чего и происходит отвелечение от присутствия (своего рода погружения во временную протяженность). Я думаю даже небольшой опыт позволит это обнаружить.

Здесь вполне будет уместна аналогия с оперативной памятью и флэш-памятью. ОЗУ энергозависима. Чтобы сохранять в себе информацию, ей нужно обновлять содержимое своих ячеек памяти. Иначе информация исчезнет. Вот цепляние нашей точки-сознания за мысль, продление этой мысли из момента в момент, это и есть то отвлечение от мгновенного присутствия, о котором ты сказал. Что является одной из составляющих процесса мышления. Мгновенное же пристутствие это тишина ума, отсутствие мыслей, пустота. Опустошение ОЗУ при том, что питание включено.

Раз уж я упомянул о флэш-памяти, то это энергонезависимая память. (Пока физически жив наш мозг.) Это то, что мы можем вспомнить из прошлого, даже после перезагрузки, сна, уничтожения информации в ОЗУ. Снова загрузить в ОЗУ и там с этими данными работать.

В свое время я обнаружил, что все мысли и образы, что есть у меня – порождаются мной же в реальном времени. Тут как в сновидениях. Само разделение в сновидении на смотрящего и происходящее – тоже одновременно порождается мной самим, по моей собственной воле, подспудно, тонкой ниточкой я сам управляю тем, что показываю себе же, и сам же это и наблюдаю. Поочерёдно, конечно же, но очень быстро сменяя точки зрения.

Когда человек думает, что у него есть какие-то мысли, что ему же и мешают, а у меня этого уже почти не бывает, он, аналогично ситуации в сновидении, сам создаёт это разделение.

В твоих терминах это можно описать, как метание точки-сознания с одной крупицы информации на другую. Что сподвигает его делать или такой выбор, или иной. Скажем, человек и хочет, и не хочет курить, когда пытается бросить. Попеременно.

ЦитироватьОтсюда вопрос, существуют ли потенциальности где-то помимо мгновенного состояния индивида, или они полностью присутствуют (но не проявлены) прямо сейчас?

Термин «потенциальность» абстрактен. И не имеет фактической основы. Говорить, что «всё есть сейчас, но непроявлено» – это просто философские бредни.

ЦитироватьC точки зрения условной истины мадхъямиков - все потенциальности которые проявлены уже сейчас, пусты и не имеют собственного существования.

Сама эта мысль пуста и не имеет никакого значения.

ЦитироватьС т.з предельной истины, вообще нет никаких потенциальностей и нет никаких проявлений (следствий).

Предельной истины тоже нет. Потенциальность это абстракция. Как абстракция она есть. Никак иначе. Абстрактное следствие абстрактной потенциальности тоже есть. Как существуют, скажем, математические задачи.

ЦитироватьС т.з виджяна-вады потенциальности вообще не могут иметь существования нигде кроме как в мгновенном сознании индивида. Отсюда вопрос, какова природа этих потенциальностей?

Нет никаких потенциальностей в действительности. Потенциальность - это «бабушка надвое сказала».
Природа потенциальности знания бабушки о будущем в том, что она понятия не имеет, что будет, ибо ещё ничего не случилось. Поэтому все потенциальности здесь это максимум плод её фантазии.

ЦитироватьПочему я затронул этот вопрос и считаю его важным? Потому что одним из фундаментов буддийской практики является накопление благих причин через благие состояния ума, и главное, устранения причин, вызывающих омраченные состояния ума. Понимать природу этого, фактически означает знать все пути к освобождению. Поэтому предлагаю подойти к этому конструктивно.

А вот эти формулировки имеют полное право на существование. Без какой-либо связи с дхармами и алая-вижнянами. Благие причины не имеют ничего общего с идеями о благих причинах. Благие причины – это не запомнить какие-то слова или мысли. Я вот сейчас задумался, как сформулировать, что такое благие причины, и у меня получилось так. Благая причина означает снять вопрос. Перестать считать что-либо важным.
ельзя понять непонятное.

Пламен

Память (смрити) относится к читта-сампраюкта-самскарам и следовательно, подобно всем дхармам, является мгновенной. Кроме того (или в противоречие этому) память определяется тоже как ясное и долгое присутствие объектов в уме, а ктакже как звено (анга), ведущее к просветлению.

GK

Память (знания, зафиксированный опыт) и образное мышление как раз являются препятствием к просветлению. Просветление - это не накопительный процесс и не результат такого накопления знаний, а мгновенный акт понимания (прямого постижения) здесь и сейчас. В дзогчен это называют постоянным присутствием.
elax, you are home

КИ

Официальная версия Читтаматры: АВ мгновенна и биджи раумеется тоже. Биджи являются причиной для своих копий-клонов, пока не наступит момент какой-то из них стать причиной для дхармы.

Пламен

ГК, память здесь обсуждается в контексте будистского просветления. Пожалуйста, придерживайтесь к контексту. Может для кого память и является препятствием на пути к просветлению, но для буддизма вера (sraddha), метафизическое мужество (viryam), память о нашей истинной природы (smriti), глубокая медитация (samadhi) и трансцендентальная мудрость (prajna) являются, с одной стороны,  панча-индриянами и панча-баланами ("органами" и силами, ведущими к просветлению), с другой стороны, они присутствуют в списке семи звеньев Просветления (sapta bodhi-angani), где о смрити говорится как о smriti-sambodhi-anga, и разумеется. Здесь надо привести и банально известное всем начинающим буддистам положение о правильной памяти (samyak-smriti) как этапе Arya Marga, благородного восьмеричного пути.

Repa

//а мгновенный акт понимания (прямого постижения) здесь и сейчас. В дзогчен это называют постоянным присутствием.//

И охота вам за дзогчен говорить? Вы же не в зуб ногой. Не это называют в дзогчен постоянным присутствием. И память, знания, зафиксированный опыт и образное мышление не являются в дзогчене препятствиями.

Давайте за себя говорите: у меня, мол, у ГК, препятствия от памяти и образного мышления. Товарищи тут по несчастью вам помогут.

КИ

А что же именно называют постоянным присуствием в дзогчен? Вероятно фиксацию на мысли о постоянном присутсвии в сочетании с легким кайфом в башке, зафиксированным в опыте передачи в зуб ногой образного мышления от учителя?

Kungpa

Господа, спасибо за ответы, но давайте не будем скатываться на мирские баталии. А "мгновенный акт понимания (прямого постижения) здесь и сейчас" в дзогчен действительно называют присутствием, но не постоянным, а мгновенным. Постоянным оно становиться лишь когда осознается постоянно ;) И уже тем более это никакая не фиксация на мыслях, и не ассоциативный кайф. Если хотите, это фиксация на собственном состоянии, как есть. А есть оно только мгновенно, поэтому объективно чисто и субъективно самосовершенно, отсюда и "кайф", если хотите.
ansartrix has you..

Пламен

Почему вам так не нравится эйдетическое мышление? В конце концов, эйдетическое от слова эйдос, а не от слова викалпа. :-)

Лучше сосредоточимся на концепции о мгновенности карм. Я как-то у же намекал год тому назад или больше, что если карма мгновенна, то отработка карм невозможна, так как они появляются и исчезают сами по себе. Пока мы осознАем карму, она успеет исчезнуть и появиться тысячу раз. А чаще всего мы не осознаем карму, по меньшей мере потому, что она находится в регионе неосознанного. Мы осознаем только нашу печальную ситуацию, которую мы объясняем как результат скопления и действия в большинстве случаев неблагоприятной кармы.

Но это так, моральный экзерсиз. С философской точки зрения карма - это прежде всего дело. А любое дело мгновенно. То, что мы привыкли называть кармой, является фактически следами, остатками, шлейфом кармы, и именно эти остатки сохраняются в алаявиджняне. Называть их кармой как-то даже неудобно - они ведь не действуют, т.е. не являются действующей причиной появления той или иной сантанической модификации или экзистенциальной ситуации. Действующей причиной являемся мы сами, а кармические остатки (кармашая) - только послушный инструмент нашей действующей каузальности.

Вот такие разбросанные мысли приходят в голову.

JR-JT

Интересные выводы повляются по прочтению вашей дискуссии:

По какой-то прихоти мы сами компенсируем ВСЕ свои действия... другими своими же действиями.

Таким образом алаявиджняна оказывается нашим действием-связью этой компенсации.

Забавно  :P
incerely, lila

КИ

В одно отдельное мгновенное и не может быть ничего кроме чистого "присутствия". А вот омрачение и иллюзия (как и мышление) требуют временной длительности и вообще континуальности. То есть чистая природа актуальна всегда, но вместо с ней имеется и иллюзия.  На вопрос, "какова же природа иллюзорной длительности, если реальны одни мгновения?" ответим, что этот вопрос подобен вопросу о материале из которого построен иллюзорный город гандхарвов. То есть иллюзия на то и иллюзия, что она кажется, а не есть на самом деле. Знать можно только об устройстве реальных вещей.

Kungpa

// "какова же природа иллюзорной длительности, если реальны одни мгновения?" ответим, что этот вопрос подобен вопросу о материале из которого построен иллюзорный город гандхарвов. //

ответим: Звук; Свет и Лучи.
ansartrix has you..

Kungpa

Или подумай, из чего построена Матрица.    8O 8)
Но любому бодхисатве понятно, что это Только Ум чистый и совершенный.  :D
ansartrix has you..

Xia_Ren

По вопросу, сформулированному Kungpa, имею сказать следующее. Мне представляется, что изначально теория мгновенности дхарм возникла с целью уничтожения привязанностей. В том числе привязанности к «я». Понятно, что привязанность – она всегда к чему-то продолженному во времени, а мгновенность это продолженное уничтожает. То есть в основе теории мгновенности лежит как раз сотериология и стремление к «конструктивности», к которой и призывает нас Kungpa.

Но чтобы онтология (ставшая теперь мгновенной) соответствовала феноменальному опыту (непрерывному, продолженному, немгновенному), вводятся подходящие для этого теории-объяснения, каким образом онтологическая мгновенность является нам феноменологической немгновенностью. А таковые теории-объяснения – штука не хитрая. Например, Васубандху это объясняет тем, что хотя дхармы и мгновенны, и потому вроде бы должны все сразу проявиться, но поскольку они подчиняются законам, то и проявляются они так, чтоб законы не нарушать. Отсюда и получается упорядоченность их появления. Правда особо критические умы могут возразить, что получается, что есть какие-то законы, стоящие над дхармами, и не следует ли и этим законам поставить в соответствие свою особую дхарму-закон, что в свою очередь вызовет свои формально-логические трудности. Но ум (критический) – такая штука, что если его на каком-то этапе не остановить, то он сам не остановится.

Что-то я ушёл от темы. Возвращаюсь. Мне представляется тут важным сказать, что, по-моему, и дхармы, и АВ с биджами-потенциальностями – это всё ноумены (то есть не данные омрачённому уму в виде непосредственных феноменов), введенные для объяснения феноменального бытия, и которым придан (может быть не всеми) онтологический статус. Но эти онтологические штучки – это не свалакшана (=самое самое истинное бытие). Потому они относятся к миру иллюзии. Они суть элементарные составляющие и пружины, что находятся в корне-основании Безначальной Иллюзии, и двигают её, и являются механизмом её реализации-осуществления. А если мы эту Безначальную Иллюзию будем пристально пристально рассматривать, именно её механизмы и пружины, то таким образом мы можем освободиться от её власти над нами. Это похоже как Будда и следом за ним Падмасамбхава и другие предлагали медитацию-созерцание внутренностей своего тела. Например в Гиримананда-сутте из палийского канона:

Я слышал, что однажды Благословенный пребывал в Шравасти, в роще Джеты, монастыре Анатхапиндики. И в то время почтенный Гиримананда был тяжело болен и страдал от боли. Тогда почтенный Ананда пошел к Благословенному, и придя к нему, поклонившись, сел рядом. Сидя рядом, он сказал Благословенному:

-- Господин, почтенный Гиримананда тяжело болен и страдает от боли. Было бы хорошо, если бы Благословенный навестил почтенного Гиримананду, из сочувствия к нему.

-- Ананда, если ты сам пойдешь к монаху Гиримананде и расскажешь ему десять восприятий (саннья), то возможно, когда он выслушает десять восприятий, его болезнь смягчится. Какие именно десять? Восприятие непостоянства, восприятие безличности, восприятие непривлекательности, восприятие недостатков, восприятие оставления, восприятие бесстрастия, восприятие прекращения, восприятие отказа от любых миров, восприятие нежелательности всех конструкций (санкхара), осознанность вдыхания и выдыхания.

<...>
[3] И что такое восприятие непривлекательности? При этом монах размышляет над самим этим покрытым кожей и заключающим в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы, думая следующим образом: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча". Так он сохраняет сосредоточение на непривлекательности по отношению к самому этому телу. Это называется восприятием непривлекательности.

[4] И что такое восприятие недостатков? При этом монах, -- уйдя в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, -- думает так: "В этом теле много болей, много недостатков. В этом теле возникают много болезней, например болезни зрения, болезни слуха, болезни носа, болезни языка, болезни тела, болезни головы, болезни уха, болезни рта, болезни зубов, кашель, астма, простуда, катар, жар, старение, зубная боль, обмороки, дизентерия, грипп, холера, проказа, фурункулы, стригущий лишай, туберкулез, эпилепсия, заболевания кожи, зуд, чесотка, псориаз, желтуха, диабет, геморрой, свищи, язвы; болезни, происходящие от желчи, от слизи, от элемента ветра, от сочетания телесных жидкостей, от изменений погоды, от неправильного ухода за телом, от приступов, от результатов кармы; холод, жара, голод, жажда, испражнение, мочеиспускание". Так он сохраняет сосредоточение на недостатках по отношению к телу. Это называется восприятием недостатков.
<...>
uddha Dharma Yogacara
Dharmakirti Alaya-vijnana
Svalaksana Purusa

КИ

//ответим: Звук; Свет и Лучи.

В таком контексте это уже не иллюзия, а наблюдаемый научный факт. Точно так же, если удастся наблюдать иллюзию континуальности с суперпозиции постоянно-мгновенного присутсвия, то она уже не будет иллюзией :).