Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

ВЕЩЬ

Автор Zvuki, 19 июня 2004, 12:09:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zvuki

Может быть vastu? Много раз термины истинно-сущее и реальное употреблены, в частности, в пункте 15 раздела «О чувственном восприятии» (который недавно нами обсуждался в связи с заменой «целесообразности» на «действенность»).

Пламен

Может и именно васту, так как васту является непросредственным объектом восприятия. Но объявлять эмпирический объект истинно сущим немножко не по-нашему, не по-ленински. :-)

Zvuki

Насколько я понял, авторы подразумевают, что истинно-сущесть неотделима от эмпирического восприятия (если при этом выполнены все условия восприемлемости). И вроде бы это принципиальный момент в их учении: неправомерно утверждать существование того, что принципиально недоступно восприятию.

Пламен

И тем не менее, существуют вещи, которые принципиально недоступны восприятию, по той простой причине, что акт восприятия их превращает во что-то другое.

Но с коровами (васту) это не так. Они непосредственно даны восприятию и следовательно существуют. Мы сначала воспринимаем коровью свалакшану, которая по сути дела, является коровой в себе, и уж потом наше сознание становится жертвой априорного и апостериорного схематизма. Эта индивидуальная корова и есть истинно сущее, говорит Дхармакирти. А коровость - всего лишь ментальная конструкция.

Zvuki

ЦитироватьМы сначала воспринимаем коровью свалакшану, которая по сути дела, является коровой в себе, и уж потом наше сознание становится жертвой априорного и апостериорного схематизма. Эта индивидуальная корова и есть истинно сущее, говорит Дхармакирти. А коровость - всего лишь ментальная конструкция.
Не пойму в чём пафос: что именно Дхармакирти называл истинно-сущим? А разве ответ на это вопрос имеет какое-то принципиальное значение? По-моему, не имеет. Имеет значение может быть больше для истории философии, индологии и буддизма, нежели для нашего понимания мира.

Тем не менее ответ мне видится следующий. Употребление термина «истинно-сущесть» в учебнике плавающее: иногда он употребляется в отношении лишь свалакшаны (как это прелагаете делать Вы), иногда в отношении эмпирических вещей. Такое плавающее употребление, на мой взгляд, отражает принципиальную установку авторов на опору на восприемлемость. И не безъосновательно. Ведь если мы термин истинно-сущесть будем применять лишь к свалакшане (вещи-в-себе), то, как очень верно указывал нам Ник, мы впадём в пустословие, потому что такая истинно-сущесть будет абсолютно бессодержательна и фактически равна НИЧТО. Дхармоттара прямо указывает, что свалакшана (вещь-в-себе) никогда не бывает доступна нам без оформляющих её схематизмов нашего мышления, а это опять же означает что говорение о ней без привязки её к эмпирике есть пустословие.

Zvuki

ЦитироватьИ тем не менее, существуют вещи, которые принципиально недоступны восприятию, по той простой причине, что акт восприятия их превращает во что-то другое.
Это Вы о квантово-механических объектах? Если да, то тут по-моему не совсем корректно выражение «превращает во что-то другое» - корректней было бы «изменяет их состояние».

Пламен

Тото же самый Дхармоттара говорит, что свалакшана находится вне пространства, времени и каузальности. А теперь представьте данную нам в непосредственном созерцании индивидуальную корову вне пространства и времени, а также вне каузальных отношений, и тогда может быть поймете, что Дхармакирти говорил одно, а Дхармоттара совершенно другое. И что очень важно определить онтологический статус свалакшаны. Дхармакирти говорит, вот она свалакшана здесь - в виде этой конкретной коровы, которая воздействует на наши органы чувств и дает нам уверенность (молоко) в завтрашном дне. А Дхармоттара от всего этого отрекся и пошел путем трансцендентализма.

Zvuki

А Вы Дхармоттару осуждаете за такой его поступок или одобряете?

Пламен

Ему, наверное, уже все равно.

Zvuki

Дык не для него, для меня: хочу понять вашу точку зрения.

Пламен

Дело в том, что я - честно признаюсь - тоже ничего не понимаю. Нельзя сочетать чувственную эмпирику с йогическим трансцендентализмом.

Zvuki

Пламен, осмелюсь предположить, что вы недооцениваете Дхармакирти. По-моему, у него «чувственная эмпирика» включена как компонента в «йогический трансцендентализм». Что собственно соответствует общей йогачаринской установке.

Nick

ЦитироватьИмеет значение может быть больше для истории философии, индологии и буддизма, нежели для нашего понимания мира.
Думаю, что ДД и следует понимать как историю философии Востока именно по той причине которую озвучил Пламен
ЦитироватьНельзя сочетать чувственную эмпирику с йогическим трансцендентализмом.
особенно если из всего этого выкинут "субъект", который может перейти от эмпирики к "трансцендентализму", так как в йоге вся эмпирика редуцируется.
нет религии выше истины

Пламен

Вся пятичувственная эмпирика редуцируется, а вот шестое чувство должно остаться. Манас-саттва-с...

Zvuki

Цитата: "Plamen"и тогда может быть поймете, что Дхармакирти говорил одно, а Дхармоттара совершенно другое.
Дак я уж давно почувствовал что со свалакшаной у них не совсем всё ясно и стабильно.

ЦитироватьИ что очень важно определить онтологический статус свалакшаны.
Почему же «очень важно»? Мне кажется, вполне можно оставить её такой вот непрояснённой-плавающей и наши дальнейшие размышления не опирать на понятие «свалакшана». Если же мы сейчас будем пытаться «определить онтологический статус», который, как Вы сами ясно выразили, у авторов учебника неотчётлив-плавающ, - дак полученное нами определение будет уже нашим определением, это будет свалакшана с нашим смыслом, а не с их (авторов) смыслом. А нужна нам такая «наша» свалакшана?

ЦитироватьА Дхармоттара от всего этого отрекся и пошел путем трансцендентализма.
Чрезмерно сильное утверждение :). Может быть больше относится к последующим, типа Камалашилы. А «путем трансцендентализма» Вы называете как бы возврат к ранней йогачаре: к идее «только сознание»?

ЦитироватьНельзя сочетать чувственную эмпирику с йогическим трансцендентализмом.

Вся пятичувственная эмпирика редуцируется, а вот шестое чувство должно остаться.
Насколько мне даётся смысл вашего утверждения, Вы как бы не соглашаетесь с занесением йогического восприятия в одну категорию с чувственным восприятием, как это сделали Дхармакирти-Дхармоттара? Надо было им разнести их как генетически различные?
 

Пламен

Йогическое восприятие не основывается на чувственных данных. Более того, оно возможно только после отрицания (пратяхара) всех чувственных данных.

Zvuki

Дак разве кто-то говорил другое?

Nick

ЦитироватьДак разве кто-то говорил другое?
Так ДД и говорят, вроде  :)
ЦитироватьПочему же «очень важно»? Мне кажется, вполне можно оставить её такой вот непрояснённой-плавающей и наши дальнейшие размышления не опирать на понятие «свалакшана». Если же мы сейчас будем пытаться «определить онтологический статус», который, как Вы сами ясно выразили, у авторов учебника неотчётлив-плавающ, - дак полученное нами определение будет уже нашим определением, это будет свалакшана с нашим смыслом, а не с их (авторов) смыслом. А нужна нам такая «наша» свалакшана?
Хитро закручено  8O А если нам не нужна такая свалакшана, то зачем нам иная? У них весь смысл в отрицательном суждении (отрицательное познание), поэтому относительно свалакшаны ДД лучше придерживаться мнения Хуанди, что это все лишь термин и не более (т.е. без внутреннего (скрытого) содержания).
А вот отрицательно суждение уже тянет на редукцию.
нет религии выше истины

КИ

Я свое текущее мнение о свалакшане последний раз изложил в треде "Источники сруктурированности феноменального потока". Если что ;).

Zvuki

Цитата: "Nick"Так ДД и говорят, вроде :)
Говорят, что йогическое воприятие – это восприятие пятью (одним из пяти) оганов чувств? :)

ЦитироватьА если нам не нужна такая свалакшана, то зачем нам иная?
Дык и иная не нужна. Может нам потихоньку уже отходить от столь пристального внимания к свалакшане? Куда-нибудь поближе к эйдосам: они нами внимательно ещё совсем не рассматривались.

ЦитироватьУ них весь смысл в отрицательном суждении (отрицательное познание)
Да с чего это Вы взяли? По-моему, это Вы им приписываете своё личное предпочтение.

ЦитироватьА вот отрицательно суждение уже тянет на редукцию.
А мне тут подумалось: что отрицательное суждение, что положительное суждение – каждое предполагает редукцию. Отрицательное редуцирует то, что отрицает. Положительное редуцирует то, что осталось вовне положительно утверждаемому.