Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

О невозможности буддистской медитации

Автор Пламен, 12 января 2005, 21:52:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Пламен

Процесс очищения и редукции до чистой дхармы сознания объясняется очень хорошо в Бходжа-вртти І.17 - см. опять слева. Три страницы очень сложного философского текста, который предстоит еще толковать по терминам.

Бытие и Ничто намного легче Идей. В любом случае введение о методе полезно обсудить.

КИ

ЦитироватьРедко в каких философских системах и концепциях есть человек как понятие. Буддизм - не исключение.

Имелось в виду - живое существо, "особь", сантана, индивидуальный поток ума, пуруша.  Без него никуда ни в одном буддизме - даже если его падартха заключена в дхармовой поточности. Собака, в этом смысле, тоже пуруша\человек. Все это исходя из глубокой трансцендентальной установки. То есть, человек как трансцендентальное сознательное поле. Социальный, марксисткий и гегельянский человек, с этой позиции, конечно же, совершеннейший маразм. И никого не интересует ;).

КИ

Звуки, просто примите как факт - нирвана в принципе не вербализуема более того, что уже сказано. Да и то что сказано - не описание ее, а отрывок из методического пособия по ее достижению.

Nick

Цитата: "Martanda"мы разве перешли на ты?
Приношу извинения.
ЦитироватьИскренне сожалею, если это так и приношу извинения.
Принято.
ЦитироватьЗадача медитатора не впасть в заблуждение, что очищенное до блеска сознание является самим Антропным Принципом. Сознание, к сожалению,несознательно как и все остальные эволюты праматерии.
Может быть подразумевалось бессубъектно? Другими словами, субъектность не природа сознания, а его конструкт, в силу того, что оно всегда направлено на объект.
ЦитироватьНирвана не просто ничто, но именно уничтожение.
Уничтожение как процесс невозможен в силу "мгновенности".
ЦитироватьБытие и Ничто намного легче Идей.
По первому тому мне так не показалось, может в силу тщательного обсуждения КМ.
нет религии выше истины

Пламен

Нет, именно несознательно (ачит). У сознания может быть объект, но может и не быть объекта. Представьте ситуацию с зеркалом. Когда я смотрюс в зеркало, объект у зеркала есть - я. Когда зеркало занавешано, тогда никакого объекта нет. Означает ли это, что в первом случае зеркало сознательно, а во втором несознательно? Нет, не означает. Сознателен только я, который смотрюсь в зеркало (сознания).

Nick

ЦитироватьКогда зеркало занавешано, тогда никакого объекта нет. Означает ли это, что в первом случае зеркало сознательно, а во втором несознательно? Нет, не означает.
Но это и не означает, что зеркало потеряло спсобность отражать объекты, можно даже предположить, что у него нулевой объект отражения, но всё же объект.
Впрочем, тут контексты смыслов утверждений зависят от "окружения", поскольку, в силу абстрактности беседы, не несут свой собственный абсолютный смысл. Признаюсь, что придерживаюсь системы учения о сущности Гегеля, где сознание сознательно, поскольку способно отражать и другое, и себя, а ТС в этой сисеме как бы надсознателен.
нет религии выше истины

Пламен

Сознание - инструмент. Самосознание не означает, что сознание сознает самое себя, а только то, что Я сознаю себя, самосознаю. Это все равно, что говорить - мой мозг думает, что... или мои нервы ощущают... Думает, ощущает, видит, размышляет, медитирует и т.д. человек, а не его сознание или органы чувств. Они всего лишь несознательные инструменты сознательного человека (пуруша). Если мы примем это в качестве аксиомы, то дальше уже можно рассуждать об онтологическом статусе этого человека - существует он на самом деле как отдельная субстанция или является просто наименованием для обозначения определенных системных функций.

Nick

ЦитироватьЭто все равно, что говорить - мой мозг думает
Честно говоря, я так и говорю. :oops:
Автомобиль, как инструмент, так же пользуется плодами своего труда (в силу необходимости), как и человек, который в ней едет. Если говорить об уме, то ум мыслит, а я, как Пуруша, наблюдаю (созерцаю) что он там надумал (наблюдаю феномен).
Мне думается, из аналогий мы мало чего почерпнём, в силу тонкости вопроса, можно приводить примеры как в одну, так и другую сторону (взять хотя бы сферическое зеркало), может быть нужен более серьёзный анализ?
нет религии выше истины

Sadhak

Цитировать
Когда я смотрюс в зеркало, объект у зеркала есть - я. Когда зеркало занавешано, тогда никакого объекта нет. Означает ли это, что в первом случае зеркало сознательно, а во втором несознательно? Нет, не означает. Сознателен только я, который смотрюсь в зеркало (сознания).
Очень хорошая аналогия. Отсутствие объекта восприятия не означает отсутствие воспринимающего. Когда лампе нечего освещать, то нет и света отраженого от чего-то. Космический, всегда присутствующий свет от звезды становится видимым и "дневным" только когда встречается с объектом и отражается от него. Отсутствие сознательности как отражение сознания не означает его отсутствия и кроме того, отражение как сознательность просто не может передать или выразить все величие и абсолютность отражаемого. Зеркало чистое - получите качественное неискаженное отражение, но отражение, т.е все тончайшие переживания в виде тождества Атмана и Брахмана и тому подобного. Трудность аналогии только в объяснении присутствия зеркала и пыли на нем :), потому и объявляют их несуществующими, что в адвайте, что в махадьямаке или дзэне.
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

Пламен

Вот в этом вся проблема - каким образом несознательный принцип сознает, а сознательный принцип не действует. Тоже самое относится и ко всем остальным органам, органам действия в том числе. Манас думает? Нет - манас является инструментом думания, внутренним инструментом (антахкарана). Анус, простите за выражение, серет? Нет - это Пуруша выделяет изпражнения при помощи функционального органа (кармендрия) ануса. Кстати, в буддизме органов не одиннадцать, а вообще 24, в том числе орган медитации (самадхиндрия) и орган мудрости (праджнендрия). Правда, здесь речь идет больше об энергетических способностях (от Индра, бог раджаса и елемента огня) пуруши, нежели о физических органах.

Den

Plamen:

"Но если рассматривать и три составляющие пракрити как энергии - соотвественно просветления, деятельности и стабильности, то тогда получаем другую картину. Медитация - это энергетизация светлой составляющей сознания и доведение ее до лучения отраженным светом Антропного Принципа."

А энергия откуда берется для энергетизации? Из содержаний сознания (раджас-тамас)? или из энергии отвергнутых самскар?
Нет ли "энергетической зависимости" не "всей" нирваны (после столь жарких споров трудно говорить за всё многообразие её видов), а наиболее интеллектуализированной формы? Во всяком случае той, что является "категорическим регулятивом" для медитации.
Или, согласно мифу "уробороса" энергия низших уровней используется для их же подавления? А чистое сознание - процесс его "очищения" и кристаллизации - подчиняется другим энергетическим законам?  
Лефевр блестящ тем (тот самый методолог (о, ужас!), Martanda  :D ), что взял за основу физические и математические  принципы описания энергообмена, вплоть до закона сохранения энергии. Правда достаточно спорно классифицировал медитации на два типа: восходящую и нисходящую - по энергетическим же основаниям.
У него как раз очевидна энергетическая связь с космосом (привет фантастам) - хотя, знай он про бога раджаса Индру, то мог бы еще больше понакрутить в своих исследованиях

"см. значение слова Ksina слева" Где (sorry)?

Завтра отправляюсь на поиски "Бытия и ничто".  :twisted:

Пламен

Вообще-то энергетическое толкование трех гун характерно для начала прошлого века, а также для тантризма. Если спросить, откуда берется свет саттвы, то можно ответить - из Сознательного Пуруши.

Вообще, надоели мне все эти тантрикосы. :twisted:

кшина была, да уплыла

Nick

Мне думается, что сознание вплоне может конституировать самосознающего субъекта, но само такое действие возможно только при наличии "нечто" надсознательного, ТС.
нет религии выше истины

Zvuki

Посетило меня такое сомнение, в связи с рассматривавшейся идеей совместного чтения книги Сартра «Бытие и ничто». Даже и не знаю откуда оно взялось, но есть такое впечатление, что Сартр – это что-то периферийное в философии. Другое дело Гуссерль и Хайдеггер – это центровые фигуры. И хоть я в точности и не могу уловить на основании чего у меня родилось это впечатление, но ведь раз оно всё-таки родилось значит были к тому основания. Может быть о Сартре меньше говорят и меньше на него ссылаются, чем на двух других названных? Или может о нём говорят с меньшим придыханием и почтением нежели о тех двух? Кто что об этом думает?


P.S. Конечно, можно читать и периферийных философов. Но тут мне видится отличие. Периферийных философов можно читать с отношением к ним как к казусу. И другое дело – чтение центровых философов. Их терминология берётся в качестве языко-образующей для последующих дискурсов. Их идеи – знаковые, реперные для последующих дискурсов.

 

Пламен

В понимании феноменологической методологии Сартр лучше и глубже Хайдеггера. Не позволяйте его литературной славе бросить тень на философа.

КИ

ЦитироватьМанас думает? Нет - манас является инструментом думания, внутренним инструментом (антахкарана). Анус, простите за выражение, серет?

Действительно, задница-субъект нечто странное. Субъект всегда эготический принцип. И мозг не сильно отличен от зада, как объект ахамкары.

КИ

Цитата: "Plamen"Кстати, в буддизме органов не одиннадцать, а вообще 24, в том числе орган медитации (самадхиндрия) и орган мудрости (праджнендрия).

С полный список есть? А самкхийские 24 таттвы? Может есть корреляция?

Пламен


КИ

Спасибо. А в йогачарском списке, который у Розенберга, кроме пяти есть только jivitendriya.

Пламен

Дживитендрия очень емкий класс. Он распадается на одну нама-дживитендрия и 30 рупа-дживитендрия, по 10 в группи, т.е., на три материальных декад - тела, пола и vatthu (мне трудно перевести это слово).