ОБЧУЖОД: Дхармакирти и Хайдеггер

Автор Zvuki, 03 апреля 2004, 18:42:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Zvuki

Цитата: "Zangezi"Действительно :) Так ведь речь шла не о присутствии, а о "кто" присутствия. Присутсвие одно, а вот модусов, уровней, "кто" может быть у него много.
Ценное замечание! Кажется, оно чуть выправило ситуацию: Хуанди уже засомневался – не поторопился ли он на счёт атмана :) :

Цитата: "Huandi"Хайдеггер ищет кого-то "за" Т. опытом, и называет это "Я" и "Кто"? Тогда это Атман. Или он уже не ищет?
У меня нет сомнений, несмотря даже на то, что я человек сомневающийся, что Хайдеггер никого не ищет за бытиЕм вот-бытиЯ. Совпадает ли вот-бытие вместе со своим бытием, с одной стороны, с Трансцендентельным Субъектом или Трансцендентальным Опытом, с другой стороны, - вопрос открытый, поскольку не совсем ясно, что Вы под ними разумеете. Хотя скорей всего не совпадает, потому что вот-бытие со своим бытием включают в себя, насколько я понимаю, не только «относительный» уровень, но и «абсолютный», если, как Вы выразились, «оно вдруг есть».

Совершенно точно, никакого «Я» и «Кто» за вот-бытием Хайдеггер не ищет. Хотя он их и ищет, но не за вот-бытием, а внутри вот-бытия, как возможные модусы самопонимания, самоотождествления.


 

Zvuki

Цитата: "Plamen"Zvuki - ну надо ж такой ник себе выбрать! - Вы хотите сказать, что присутствие - это тот самый Атаман, который есть и в буддизме?
Ну если взять татхагатагарбский буддизм – то наверно да. В адвайта-веданте, вроде бы, аналог – брахман. А ник и в самом деле – сам никак не привыкну. :)

Zvuki

Хуанди, как-то странно получается. Вы два раза ставили вопрос: одно ли и то же было под рассмотрением у Дхармакирти и у Хайдеггера? И когда мы стали вникать в этот вопрос, и в процессе выяснилось, что не совсем понятно, что именно было предметом исследования Дхармакирти в данном трактате, - Вы вдруг неожиданно отключились от вникания в вопрос. Так, по-крайней мере, мне видится ситуация. Или я туплю, а на самом деле вопрос уже получил ответ, и всем всё уже давно ясно?

 

Zvuki

Друзья! Спешу порадовать вас сАмой квинтэсенцией, сАмыми сливками, как мне это видится в контексте предложенной темы! Сначала кайфовый кусочек из герра Хайдеггера:

Принадлежащая к событиЮ разомкнутость соприсутствия других  говорит: в бытийной понятливости присутствия уже лежит, поскольку его бытие есть событиЕ, понятность других. Это понимание, подобно пониманию вообще, есть не выросшее  из познания знание, а исходно экзистенциальный способ быть, впервые делающий возможными познание и знание.

А теперь совсем уж запредельно кайфовый кусочек, излагающий ту же самую, насколько я понимаю, мысль - из Чжуан-Цзы в переводе Малявина и его комментарием!:

Чжуан-цзы и Хуэй-цзы прогуливались по мосту через реку Хао. Чжуан-цзы сказал: «Как весело играют рыбки в воде! Вот радость рыб!»

«Ты ведь не рыба, - возразил Хуэй-цзы, - откуда тебе знать, в чём радость рыб?»

«Но ведь ты не я, - ответил Чжуан-цзы. – Откуда же ты знаешь, что я не знаю, в чём заключается радость рыб?»

«Я, конечно, не ты и не могу знать того, что ты знаешь. Но и ты не рыба, а потому не можешь знать того, в чём радость рыб», - сказал на это Хуэй-цзы.

Тогда Чжуан-цзы сказал: «Давай вернёмся к началу. Ты спросил меня: «Откуда ты знаешь радость рыб?» Значит, ты уже знал, что я это знаю, и потому спросил. А я это узнал, стоя вот здесь, у реки Хао».



Комментарий Малявина:

Этот диалог Чжуан-цзы с его извечным другом-оппонентом Хуэй Ши даёт повод уточнить позицию даосского философа. Утверждая, что знать «чужую радость» невозможно и что, следовательно, можно знать лишь «свою радость», Хуэй Ши смешивает логическое и фактическое. Его утверждение сообщает лишь о способе употребления слов. Чжуан-цзы принимает предложенные Хуэй Ши правила игры, но делает прямо противоположный вывод: всякое непроизвольное высказывание и в самом деле есть непосредственное свидетельствование о реальности. Диалог Чжуан-цзы и Хуэй Ши подчёркивает контраст между честолюбивым интеллектуалом, находящим удовольствие в разоблачении людских «предрассудков», и скромным мудрецом, живущим «всеобщей радостью», даже если это радость рыбки или бабочки. Мы видим в этом диалоге ещё и контраст между искуственной заинтересованностью чисто умозрительными проблемами и открытостью миру, в которой реализуется жизнь каждого существа.

 

Nick

ЦитироватьНасколько я понял Хайдеггера, как полагать возможность существования присутствия без я, так и полагать присутствие проекцией Я – всё это было бы грубейшей с точки зрения его подхода ошибкой.
А Вы не опирайтесь на подход Хайдеггера, лучше опирайтесь на само присутствие.
ЦитироватьПравильно ли я понял, что диалектика не берёт на себя задачу исследования того что есть мир и как есть мир, а ограничивается задачей исследования процессов мышления?
Исследование и есть диалектика (как философия), и не важно что вы исследуете.
ЦитироватьПогодите-ка, может вопрос: об одном ли предмете говорят Д. и Х.? Ник, Вы уж сделайте милость: снизойдите до моего уровня мышления, если это не сильно в напряг, и поясните вашу «подсказку» подоходчивей.
Говорю прямо :) спросите у Хуанди какое значение имеет этот вопрос.
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьПринадлежащая к событиЮ разомкнутость
Что-то я затупил :cry:
Братья, поясните что такое разомкнутость онтически и онтологически. Какой-то у него плавающий смыл, не говоря уже о значении.
ЦитироватьДДЦ 20.2. Как ничтожна разница между обещанием и лестью и как велика разница между добром и злом!
— Лао Цзы
нет религии выше истины

Пламен

Цитата: "Zvuki"А ник и в самом деле – сам никак не привыкну. :)
Может поменять его на Dasein? Или на Sorge, Dr. Sorge.

Zangezi

Звуки, без Вашего участия этот форум был бы таким "серым" :)


А цитаты замечательные. Действительно, настоящее знание кажется незнанием. Не можешь что-то доказать - вовсе не означает, что не знаешь...
Я совершенно не согласен с Вашим мнением, н&

Nick

ЦитироватьА цитаты замечательные. Действительно, настоящее знание кажется незнанием. Не можешь что-то доказать - вовсе не означает, что не знаешь...
Ага, это очень полезный аргумент для тех кто не может доказать, типа, раз тебе кажется это не знанием, то это и есть настоящее знание, даже если я тебе это не могу доказать.
Следовательно, настоящее незнание кажется знанием,
хм... надо подумать
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьКомментарий Малявина:
Откуда Малявину известно в чём радость скромного мудрец, живущего «всеобщей радостью», он же ведь не рыбка? :roll:
нет религии выше истины

Zvuki

Цитата: "Nick"А Вы не опирайтесь на подход Хайдеггера, лучше опирайтесь на само присутствие.
Ну а что плохого в том, что я познакомлюсь с воззрением Хайдеггера?

ЦитироватьИсследование и есть диалектика (как философия), и не важно что вы исследуете.
Вот прямо так: исследование=диалектика ?!

ЦитироватьГоворю прямо :) спросите у Хуанди какое значение имеет этот вопрос.
Интересная мысль! Но я пошёл по другому пути: коль скоро человек ставит вопрос, то значит он имеет для него какое-то значение, и если не в лом, а мне не в лом, то можно попытаться вместе поискать на него ответ.

ЦитироватьБратья, поясните что такое разомкнутость онтически и онтологически.
А где-то было различение этих двух?

ЦитироватьКакой-то у него плавающий смыл, не говоря уже о значении.
У чего?

 

Zvuki

ЦитироватьМожет поменять его на Dasein? Или на Sorge, Dr. Sorge.
Пожалуй я подумаю о более подходящем нике, но пока вот так с ходу в голову ничего не приходит. :(






 

Zvuki

ЦитироватьЗвуки, без Вашего участия этот форум был бы таким "серым" :)
Зангези, спасибо за моральную поддержку! Для меня это имеет ценность!





 

Zvuki

ЦитироватьОткуда Малявину известно в чём радость скромного мудрец, живущего «всеобщей радостью», он же ведь не рыбка? :roll:
       :D :D :D

 

Zangezi

Цитата: "Nick"
Ага, это очень полезный аргумент для тех кто не может доказать,

Ник, это не аргумент. Я уже говорил, что есть "мнение", будто "доказательство - самое последнее, что может сообщить нам о существе дела". Думаю, Лао-цзы, которого Вы почему-то всё же цитируете, согласился бы с этой сентенцией. :)
Я совершенно не согласен с Вашим мнением, н&

Nick

ЦитироватьНу а что плохого в том, что я познакомлюсь с воззрением Хайдеггера?
Я бы не ставил слово "плохо", просто следует учитывать, что воззрения Хайдеггера - не присутствие.
ЦитироватьВот прямо так: исследование=диалектика
А почему бы и нет?
ЦитироватьНо я пошёл по другому пути: коль скоро человек ставит вопрос, то значит он имеет для него какое-то значение,
О, я считаю, что Вы достаточно самостоятельный исследователь, что бы выбирать собственный путь, но хотелось бы уточнить, какое это имеет значение (вопрос Хуанди) не касательно кого-либо, а само по себе.
ЦитироватьА где-то было различение этих двух?
Не было, именно поэтому я и спрашиваю. Для меня это достаточно важный момент, так как подхожу к истине на предмет соответствия понятия (разомкнутости) самому себе.
Цитировать
ЦитироватьКакой-то у него плавающий смыл, не говоря уже о значении.
У чего?
:lol:
Прошу прощения - у разомкнутости.
нет религии выше истины

Nick

ЦитироватьНик, это не аргумент. Я уже говорил, что есть "мнение", будто "доказательство - самое последнее, что может сообщить нам о существе дела".
Честно говоря, я обратил внимание на другое,
Цитироватьнастоящее знание кажется незнанием. Не можешь что-то доказать - вовсе не означает, что не знаешь...
оно противоречит самому себе, так как в нём заключается некий элемент доказательства:
если....то...., следовательно .....
ЦитироватьДумаю, Лао-цзы, которого Вы почему-то всё же цитируете, согласился бы с этой сентенцией
Докажите :)
А цитирую потому, что мне нравится ненавязчивый (без анонсирования) юмор даосов.
нет религии выше истины

КИ

Цитировать
И когда мы стали вникать в этот вопрос, и в процессе выяснилось, что не совсем понятно, что именно было предметом исследования Дхармакирти в данном трактате
А что там непонятного? Вы же сами очень хорошо все описали.

Sadhak

Цитата: "Sadhak"///Отталкивается он от того, что наши собственные движения и речь имеют причину в предваряющих психических актах. Следовательно, не противоречит опыту полагать, что и движения и речь других людей тоже имеют причиной такие акты. А так как мы в своей сантане не переживаем психические акты других, то значит имеется другая сантана, где эти акты "переживаются\ наблюдаются\ бытийствуют". ///
Cпасибо, наконец-то доперло...
Минутку-минутку, отперло обратно :). Ход рассуждений понятен. Но тогда, все то же самое можно отнести и к обоснованию одушевленности у тех персонажей, что мне снятся. Все то же самое - в моей сантане их психических актов не видно, свои же вот они и далее рассуждения по приведенному образцу... Значит они все живые и одушевленные, каждый в своей сантане. Но это явно опровергается состоянияем бодроствования, никаких "одушевленных" объектов во сне оказывается не было...
othing can have any meaning, or even any existence, except in terms of something else.

КИ

Цитировать
Все то же самое - в моей сантане их психических актов не видно, свои же вот они и далее рассуждения по приведенному образцу...

Сны для [нормальных] буддистов тоже самое, что и для современных ученых - игра ума с  запомненными дневными образами. А и не утверждается, что связь между чужой сантаной и нашей  должна быть обязательно прямая и непосредственная. Причина может отстоять во времени. То есть, причиной видения чужих движений  во сне (хотя они и выглядит в очень искаженной и фантастической форме) были движения на яву, которые имели причну психических актов в других сантанах.