Новости:

Приветствуем Вас на философском форуме!

Главное меню

О невозможности буддистской медитации

Автор Пламен, 12 января 2005, 21:52:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Martanda

Пламен

Цитировать
Мне гавно тоже не нравится

- ого. Я даже боюсь спросить, как Вы это поняли. Надеюсь, не через пратьякшу.

Nick,

да я и не приписываю Лему все... Есть и другие, не менее сильные фантасты. Я читал его в два "приема", лет в 15, и вот сравнительно недавно. От первого прочтения остались воспоминания лишь о  Тихом и Солярисе :) И лишь по второму кругу выяснилось, что у него есть гораздо более сильные вещи. Я воспринимаю Лема скорее как Борхеса, который знает кибернетику :)

Martanda

Den,

Цитировать
Дик написал Лему письмо, в котором говорилось, что его, Лема, не существует

а рассказ Лема http://lib.ru/LEM/nothing.txt  читали? слабо было Дику написать письмо как "рецензируемая" в этом рассказе повесть? :)

Пламен

Разумеется, через пратякшу, а как иначе?!

А где рецензия-то? Я там вижу один поток беспредметно философствующего сознания. Что касается рецензируемой книги, из этой рецензии ясно только то, что автор (солнечно-ангелочная француженка Соланж) достиг предела своих писательских возможностей и что этот постигнутый предел свидетельствует о том, что она - мужчина.

А также в рецензии проскальзывает гениальная мысля о том, что отсутствие вагины у мужчины не должно быть предметом ханжеского возмущения.

Nick

ЦитироватьЗа исключением может быть навязчивой идеи, а не являемся ли и мы репликантами более высокого производственного пошиба?
Интересно, что после первого просмотра мне эта мысль так и не пришла в голову :) Здесь весь фокус в памяти, именно она создаёт очущения моей собственной "исключительной неповторимости". При первом просмотре, когда Рейчел спросила Декарта, проходил ли он тест, я даже возмутился таким "глупым" вопросом.
У Гуссерля "я мыслю" синтезирует память (ноэмности) вокруг предмета, поэтому мы и воспринимаем себя во времени как уникальное "я", но ведь всё может быть совсвем наоборот, это память синтезирует "я" и его ощущение уникальности. Тогда формула Декарта - я мыслю следовательно, существую может звучать так: мысль существует, следовательно я пусто (не имеет памяти).
ЦитироватьNick, какая книга у Саймака самая-самая? Договариваемся: Вы читаете Зинделла, а я Саймака?
Ну может тогда про Азимова, что скажите? А предлагаю договорться вместе прочитать Гуссерля! Как раз читаю его Идеи :)
ЦитироватьНу а в Нирване как-то намечено отличие буддистской нирваны от простого небытия?
Сладостью несуществования :) Честно говоря, не совсем понял вопрос.
нет религии выше истины

Zvuki

Я имел в виду, что буддистская нирвана – это всё-таки не просто не-существование, ничто, а штука более хитрая. Такая хитрая, что и сами буддисты, есть такое подозрение, не знают что это.

Пламен

Если западные буддисты, может быть. А так с нирваной все ясно - она то же самое, что и ниродха. Тоесть, процесс прекращения чего-то, но не и модус существования и статус бытия, хоть и пустого.

Nick

Всё же ниродха это йога, а не буддизм.
ЦитироватьЯ имел в виду, что буддистская нирвана – это всё-таки не просто не-существование, ничто, а штука более хитрая.
В фильме две нирваны: компьютерного героя не желающего более страдать, в силу своей компьюторности (классический результат ЧБИ, так сказать хинаянская нирвана), и нирвана главного героя, бодхисаттвы, который выполнил свою роль "спасителя" и потому более ничего не желающий, так сказать "удовлетворённый радостью", он уже является носителем нирваны (махаянский вариант).
P.S. Если Хуанди скажет, что это бред фантазрующего эзотерика, то вполне могу с этим согласится.
ЦитироватьИ лишь по второму кругу выяснилось, что у него есть гораздо более сильные вещи. Я воспринимаю Лема скорее как Борхеса, который знает кибернетику
Видимо это особенности нашего мироощущения. Я вот как и Пламен склонен говорить о "нутужности", в том числе и у Борхеса. У меня развито "чувство осознанности" и поэтому не так просто напрямую обращаться к моему подсознанию, а у Борхеса так и чувствую "натугу" в "потоке сознания" забросить в посознание некую гадость. Ещё хуже бывает, когда автор ДУМАЕТ, что этого никто не заметит.
Взять, например, Булгаковского "Мастера...", всё просто, весело, что называется "от души".
нет религии выше истины

КИ

ЦитироватьЗдесь весь фокус в памяти, именно она создаёт очущения моей собственной "исключительной неповторимости".

Существует феномен полной потери людьми личной памяти. Они не помнят ничего из своей прошлой жизни, никого не узнают. Но во всем прочем остаются такими же людьми - нормальными во всех прочих отношениях, в поведении и реакциях. Эмпирический эгоизм никуда не девается - личная память не столь существенный фактор, как может казаться.

КИ

Нирвана это прекращение возникновения дхарм, висамйога причин их появления. Плод этого прекращения.  Ниродха просто один из синонимов.

Nick

ЦитироватьСуществует феномен полной потери людьми личной памяти.
Это не совсем так, она вытесняется из аперцепция, т.е. она не осознаётся как моя память, но присутствует, никуда не теряется. Но такие люди и не осознаю себя "целостно", а только как отрезок во времени. В фильме имплантированная память переводится в апперцепцию благодаря осознаванию какого-либо элемента прошлого, например с помощью фотографии, что и стимулирует дальнешее "я это я".
ЦитироватьНирвана это прекращение возникновения дхарм, висамйога причин их появления. Плод этого прекращения. Ниродха просто один из синонимов.
А куда Вы денете буддийскую Тушиту?
нет религии выше истины

КИ

// но присутствует //

Как же она присутствует, если человек родную маму не узнает?

//  никуда не теряется. //

Так ничего не теряется. Гаутама при пробуждении вспомнил все свои жизни.

//  А куда Вы денете буддийскую Тушиту? //  

Так она же просто тонкий сансарический уровень, причем даже не самый, а относящийся к миру форм.

Пламен

Тушита в какой-то степени соответствует Облаку Дхармы. Где всем доступна собственная форма вещей. Может и собственная, но форма (рупа).

Nick

Несомненно, ниродха и нирвана коррелируемы, и сам Будда был неплохим йогином, но так ли уж они тождественны?
P.S. Про Тушиту ничего сказать не могу, скорее в шутку спросил.  :oops:
нет религии выше истины

Пламен

Четвертая благородная истина обозначается словом ниродха и приравнивается нирване.

Martanda

Цитировать
Разумеется, через пратякшу, а как иначе?!

- В автобиографической повести Г. Джха рассказывал о диспутах в Митхиле, как они проводятся. Эти диспуты проводились с целью получения звания таркатиртхи (вот тут не поручусь, что правильно помню звание, возможно, было что-то другое, ну да не суть), и особенностью их было то, что испытуемый должен ответить на любой вопрос. Так вот Джха рассказывает про одного крупного наияйика, который с блеском ответил на самые сложные вопросы, и напоследок какой-то остряк у него спросил, как он думает, какого вкуса говно. Ну а тот ответил, что оно горькое. Когда остряк радостно поинтересовался, какой праманой тот воспользовался, то получил ответ что ануманой - когда свиньи жрут говно, то у них текут слезы. Под оглушительный хохот паришада остряк был посрамлен, а пандит получил таркатиртху.

Все это я к тому, что знание истории ньяи оказывается полезным в самых неожиданных случаях.

Nick

Цитировать
склонен говорить о "нутужности", в том числе и у Борхеса

- ну это действительно особенности мироощущения. Как раз никакой натужности не наблюдается. Есть просто интересная интеллектуальная игра с элементами стёба. А если носиться с подсознанием, то рано или поздно обнаружишь, что если кто-то и засовывает в него что-то, то исключительно его носитель.

Да, у Лема есть своеобразие, как и у Стругацких, например. Но сводить это своебразие к простому влиянию материализма - полная чушь. Тем более в Польше-то. В которой спокойно работал себе Пендерецкий, пославившийся Passiones secundum Lucam и т.п. вещами. Думается, тут скорее дело в другом. В силу особенностей совка даже обыватели не были одноклеточными, воспринимающими всерьез все что говорится с телеящика и пр. СМИ. Даже среди обывателей было знание о двух сатьях ;) о том, что говорится, и о том, что есть. И что это разные вещи :) наверное, фантасты в таком обществе должны иметь какой-то особый стиль. Но это всего лишь предположение.

Zvuki

Цитата: "Хуанди"Нирвана это прекращение возникновения дхарм, висамйога причин их появления. Плод этого прекращения. Ниродха просто один из синонимов.
Так чем же нирвана отличается от простого «ничто»?

Martanda

предлагаю вынести обсуждение фантастов в отдельную ветку. А то оффтоп длится уже непонятно сколько

Пламен

Цитата: "Martanda"когда свиньи жрут говно, то у них текут слезы. Под оглушительный хохот паришада остряк был посрамлен, а пандит получил таркатиртху.
Основание, кстати, весьма анайкантика (неоднозначно), так как слезы могут быть от радости или от боли. Когда есть возможность узнать что-нибудь на собственном опыте, то по меньшей мере смешно, и не пристало мастеру логики, основываться на опыте свиньи.

Пратякшя состоит не только из вкусового восприятия. Там есть такая вещь как обоняние. Говно можно унюхать на километре.

Ровно как и недоброжелательность.

Martanda

Цитировать
Пратякшя состоит не только из вкусового восприятия. Там есть такая вещь как обоняние. Говно можно унюхать на километре

- ну прямо хоть стой, хоть падай.

Пламен

Это зависит от интенсивности запаха.